ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
СРО Москвы обсудили методы контроля за компаниями и увеличение членских взносов
10.10.2017

СРО Москвы обсудили методы контроля за компаниями и увеличение членских взносов

10 октября строительные СРО города Москвы собрались на свою очередную окружную конференцию. В небольшой зал заседаний, где теперь проходят все массовые мероприятия НОСТРОя, едва втиснулись 50 руководителей СРО, которым очень хотелось бы понять, как строить свою работу со строительными компаниями.

Окружная конференция прошла под председательством координатора НОСТРОя по Москве Александра Ишина, в ней также приняли участие замкоординатора НОСТРОя по Москве Иван Дьяков, исполнительный директор НОСТРОя Виктор Прядеин, председатель Совета ветеранов СРО Москвы Борис Фролов, заместители директора и  руководители департаментов НОСТРОя и ряд экспертов.

Открывая конференцию, Александр Ишин посетовал, что еще год назад московских СРО было более 98, а вот теперь – 63. Эту мысль развил Виктор Прядеин, сообщив, что за год с начала реформы СРО из Москвы в регионы ушла 21 саморегулируемая организация, еще 17 СРО были исключены из реестра, 2 СРО переехали в Москву и 1 – новая. Если в начале реформы в московских СРО было 59 тысяч компаний, то за год в регионы ушли 38 тысяч, и сейчас в СРО Москвы в целом состоят около 20 тысяч строительных компаний.

Что касается компенсационных фондов московских СРО, то в целом от них осталось 55% или 15 млрд рублей из 28 собранных со строителей. До сих пор 6 московских СРО не разместили ни копейки на спецсчетах, у 20 СРО остатков компфонда не хватает на действующих членов, 11 СРО с потерями, но необходимый минимум показали, и лишь 26 СРО сохранили свой компфонд в полном объеме.
Виктор Прядеин обратил внимание, что Ростехнадзор будет планово и планомерно проверять все СРО, но процесс это длительный, потом нарушителям будут даны 3 месяца на устранение нарушений, в том числе, и на пополнение компфонда, и только потом документы на исключение будут направляться в НОСТРОЙ для соответствующего заключения. Хотя первые 8 СР в ближайшее время уже могут быть исключены из госреестра.

Александр Ишин рассказал, как строится работа СРО и правительства Москвы в рамках координационного совета. Департамент градостроительной политики весьма заинтересован, чтобы подрядчики, работающие на московском госзаказе, исполняли все свои обязательства, и поэтому привлечение СРО в качестве еще одной контролирующей структуры здесь весьма полезно. Сейчас на объектах  московского госзаказа работает около 2000 компаний из 19 тысяч, при этом взносы в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств (ОДО) внесли около 2500 компаний. При этом А.Ишин затруднился сказать, сколько же московских СРО сформировали компфонд ОДО и сколько еще находятся в процессе.

Кроме того, Департамент ГП информирует НОСТРОЙ о том, как московские СРО реагируют на обращения органов власти и госстройнадзора. По жалобам госзаказчиков было проведено 36 внеплановых проверок строительных компаний, а в настоящий момент идет большая работа по контролю за исполнением договоров госзаказа. Департамент градостроительной политики готов дать НОСТРОю доступ к базе контрактов с тем, чтобы он передавал эту информацию московским СРО.

В.Прядеин пообещал, что на базе НОСТРОя будет сформирована единая база контрактов компаний-членов СРО – только тогда можно будет говорить о тотальном контроле за договорными обязательствами. А пока выявляются случаи, когда госконтракты получают компании, или вовсе не состоящие в СРО, или имеющие минимальный уровень ответственности. Заказчики, увы, или не хотят разбираться в новом законодательстве, или попросту его не знают и не выдвигают соответствующие требования при торгах. Президент НОСТРОя Андрей Молчанов уже направил первый отчет о требованиях заказчиков на торгах в правительство России с тем, чтобы информация о новых требованиях закона была доведена до госзаказчиков всех уровней.

Обо всех особенностях контроля за договорными обязательствами компаний участникам окружной конференции рассказал директор департамента НОСТРОя Леонид Бандорин. Нужно сказать, что этот вопрос был одним из самых острых и горячих. По закону уже за все контракты, заключенные после 1 июля 2017 года, СРО несут ответственность своим компенсационным фондом. Стандарт СРО по контролю за своими членами разработан НОСТРОем, но для его эффективной работы необходимо внесение изменений в нормативные документы правительства России. В любом случае, СРО уже сейчас должны выстраивать работу по постоянному контролю за договорными обязательствами своих членов.

При этом заказчик  на стадии объявления закупок должен проверять, вправе ли компания выходить на торги, состоит ли она в СРО, есть ли в этой СРО компфонд ОДО, какой взнос и на какой уровень ответственности внесла компания.  А раз в год СРО обязана проверить объем совокупных обязательств своих членов и определить, соответствует ли он взносу в компфонд ОДО.

СТО НОСТРОЙ: работать или анализировать?

Еще один бурно обсужденный вопрос – это внедрение стандартов НОСТРОя на производство работ во всех компаниях – членах СРО. И тут нужно раз и навсегда запомнить: по закону стандарты НОСТРОя обязательны для всех компаний – членов СРО. На них может быть ссылка в проектной документации, а может и не быть – выполняться эти стандарты должны, просто в силу закона. И СРО будут контролировать деятельность своих членов именно по этим стандартам. Все остальные пассажи направлены лишь на то, чтобы объяснить, почему СРО не хотят этого делать.

Нужно сказать, что дискуссия на окружной конференции на тему стандартов НОСТРОя отразила общий настрой руководства Нацобъединения, впервые озвученный на заседании Совета  месяц назад: а давайте посмотрим, насколько стандарты НОСТРОя хороши и нужны строителям, прежде чем требовать их введения и исполнения. Позиция, мягко говоря, странная – предлагается  обсудить, нужно ли НОСТРОю исполнять требования Градкодекса и разрабатывать стандарты, а строители должны подумать, стоит ли им прямое требование закона исполнять. При этом Совет НОСТРОя утвердил 141 стандарт как обязательный для компаний – членов СРО. Более того, в последние годы стандарты НОСТРОя активно применяются дорожными и подземными строителями, монтажниками инженерных систем и лифтов, на них ссылаются в судебной практике, их изучают в строительных вузах. Так что устраивать сейчас многомесячную кампанию по обсуждению необходимости этих стандартов, по меньшей мере, странно.

Руководитель СРО «ИСЗС-Монтаж» Алексей Бусахин не выдержал и задал руководству НОСТРОя прямой вопрос: «141 стандарт утвержден Советом как обязательный. Это решение действует? Или оно ничтожно?» - «Действует, но нужно еще раз проанализировать…» - ответило руководство НОСТРОя.

Заместитель исполнительного директора Сергей Пугачев подробно рассказал, как СРО должны наладить работу со своими членами по внедрению стандартов НОСТРОя. Сейчас разработаны несколько методических документов, рекомендаций и проектов типовых документов, все они вывешены на сайте НОСТРОя. На первом этапе СРО должны помочь своим членам провести организационные мероприятия – отобрать необходимые стандарты, издать приказ и утвердить план введения стандартов в деятельность компании. СРО должны контролировать исполнение этого плана и только потом выезжать на стройплощадки для проверки  работы своих членов.

Дискуссия о выездных проверках породила вопросы от некоторых директоров СРО: а на какие средства мы все это будем делать? Объекты у компаний «разбросаны по городам», откуда брать командировочные и служебный транспорт, не говоря уж о том, что придется брать в штат дополнительных специалистов? На это А.Ишин задал конкретный вопрос: а как вы до этого 8 лет проводили проверки? Выяснилось, что проверки-то в основном были камеральные, проверялись документы без выезда за пределы офиса, быстренько и без особых расходов. А вот теперь СРО, привлекавшие к себе членов минимальными членскими взносами, встали перед необходимостью эти взносы существенно повысить для того, чтобы исполнить требования закона. Поэтому вполне разумным можно считать предложение Юрия Мхитаряна о том, чтобы у всех СРО были одинаковые членские взносы, а конкурировали они в качестве и надежности своей работы. Александр Ишин это предложение поддержал, а Кирилл Шалин развил в том направлении, чтобы НОСТРОЙ взял на себя побольше контрольных обязательств и при этом увеличил размер членских взносов со СРО.

НРС сформирован и работает

На фоне бурных споров о методах контроля выступление директора департамента профобразования Надежды Прокопьевой о формировании Нацреестра специалистов было воспринято  спокойно и без особых эмоций. Сейчас в НРС внесено 107,6 тысяч специалистов, 10 тысячам отказано. Москва в этой работе чисто статистически находится далеко не в лидерах – здесь внесено всего 9300 человек, однако очень многие сотрудники московских компаний имеют подмосковную прописку и, соответственно, числятся за другим регионом. Резерв для работы еще есть, тем более что после принятия поправок в Градкодекс Нацобъединения получат право исключать специалистов из Реестра за предоставление ложной информации, а значит, начнется углубленная проверка документов всех членов Реестра.

Александр Ишин предложил внести поправки в ГрадКодекс устанавливающую пятилетний или семилетний стаж для кандидата в НРС вместо нынешних 10 лет – тогда очень много молодых, но уже опытных инженеров смогут войти в Реестр и, соответственно, поднять свой уровень ответственности в компаниях.

Завершил работу Окружной конференции краткий отчет председателя Совета ветеранов СРО Москвы Бориса Фролова о проделанной работе. Совет ветеранов старается помогать и СРО, и компаниям пережить непростое время реформы, формировать положительный имидж, больше рассказывать о своей работе. Для этого проводятся конференции, круглые столы, встречи в учебных заведениях. Студенты из МГСУ благодаря содействию Совета ветеранов начнут свою производственную практику на стройплощадках одной из московских компаний.

Елена Шинкоренко

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо