ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Проектное управление <br />
и BIM-технологии – <br />
в центре внимания проектировщиков
19.12.2016
НОПРИЗ

Проектное управление
и BIM-технологии –
в центре внимания проектировщиков

Переход к проектному управлению – это совершенно другое качество работы и жизни

18 ноября в Москве с успехом прошла научно-практическая конференция «Перспективы развития градостроительства в России: переход к проектному управлению», организованная Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).

Конференция собрала около 200 человек — проектировщиков, архитекторов, специалистов в области градостроительства, представителей органов власти и журналистов. Органы государственной власти представляли статс-секретарь — заместитель министра строительства России Наталья Антипина и директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России Елена Чугуевская.

Открыл конференцию президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Он отметил, что переход к проектному управлению — это огромная тема, она охватывает практически все сферы той профессиональной деятельности, которая велась и 100 лет назад, и ведется сейчас. А с другой стороны, переход к проектному управлению — это то, о чем проектировщики еще 10 дет назад и подумать не могли, это совершенно другое качество работы и жизни. При этом очень сложно выстроить систему, в которой сочетались бы и профессиональные функции, и научно-технический прогресс, потому что для этого нужно иметь стройную информационную базу, обладать знанием территории, природных и трудовых ресурсов, энергоресурсов и так далее. Сегодня это почти неразрешимая задача, если смотреть в масштабе всей страны.

Михаил Посохин: Нужно увязать градостроительные планы и принимаемые решения

— Принятый в 2014 году федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации (№ 172-ФЗ от 28.06.2014) задал вектор преобразования градостроительной среды и промышленно-строительного комплекса в целом, — отметил Михаил Посохин. — Целеполагание — стратегирование — прогнозирование — программирование — бюджетирование — достижение результата — вот главный принцип и основной руководящий посыл для реформирования нашей деятельности по принципам проектного управления.

Документы территориального планирования, генеральные планы имеют сегодня статус стратегических документов, контроль за исполнением которых (не важно, какого они уровня: федерального, регионального или муниципального) будет осуществляться на самом высоком уровне — это, конечно, Президент и Правительство РФ.

Сегодня главная задача — выстроить взаимоувязанную систему ответственного планирования и исполнения принимаемых программ и градостроительных решений.

Любой градостроительный объект начинается с проекта, с качественных инженерных изысканий, с архитектурной концепции, дизайнерского замысла, технологического и конструктивного осмысления проектирования и строительства с использованием новейших технологий, материалов и методов управления.

Без внедрения BIM-технологий и систем проектного управления в широкую практику реализации объектов гражданского и промышленного строительства мы не решим поставленных задач.

Система, которая охватывает полностью весь процесс от замысла до реализации в натуре, когда производитель работ имеет в руках планшет с программой, которая позволяет руководить техпроцессами и сверяться со строительной документацией — это, конечно, вещь гениальная. Я очень надеюсь, что когда-нибудь на наших стройках будет такая же картина, какую я наблюдал в Канаде, когда на стройку бетон, кирпич или любую гайку привозят именно в то время, когда ее нужно завинтить. Во всяком случае, без внедрения BIM-технологий и систем проектного управления в широкую практику мы, действительно, не решим ни одной важной задачи.

Необходимо перенести в практическую плоскость знания проектного управления, ситуационного анализа, математического и цифрового моделирования, прогнозирования, отработать соответствующие организационные, нормативно-технические и методические документы.

Отмечу нашу общую ответственность за формирование государственных информационных ресурсов в сфере градостроительной деятельности. Это, прежде всего, создание центров компетенций, содействие внедрению современных сервис-ориентированных информационных технологий, стандартов цифрового представления сведений и документов для повышения эффективности управления на федеральном уровне, в региональных органах исполнительной власти и муниципальных администрациях, в том числе в переводе строительного комплекса на предоставление государственных услуг в электронном виде.

Требуется модернизировать систему конкурсных процедур, которая должна работать в рамках долгосрочного и среднесрочного планирования, быть максимально открытой и обеспечивать качественные результаты при условии соблюдения «правил игры» со всех сторон.

Особое внимание следует уделить развитию промышленности строительного комплекса — это инновационные технологии промышленного домостроения, производства строительной продукции, материалов и изделий, которые играют определяющую роль в формировании современной градостроительной среды по «зеленым» стандартам.

Надо направить наши усилия на то, чтобы каждый участник — будь то архитектор, изыскатель, проектировщик, инженер, строитель либо менеджер-технический заказчик — имел свой устав, регулирующий его профессиональную деятельность. Тогда мы сможем до конца сформулировать требования и обеспечить систему качественного базового и дополнительного профессионального образования.

Конечно, роль общественных институтов при решении данных вопросов неоспорима. И один из них — институт саморегулирования. И здесь тоже требуется достроить систему, учитывая заданный тренд перехода на проектное управление.

Практически каждый месяц проходят заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Постановлением от 15 октября 2016 года № 1050 и распоряжением от 15 октября 2016 года № 2165-р устанавливается порядок организации проектной деятельности, который определяет организационную структуру системы управления проектной деятельностью, этапы инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения приоритетных проектов.

Выбранные и утвержденные для реализации проекты — все связаны с градостроительными преобразованиями, с комплексным устойчивым развитием территорий наших регионов, направлены на повышение инвестиционной привлекательности на мировом уровне.

Наталья Антипина:

градостроительная политика должна развиваться в интересах России

— Сегодня вопросы территориального планирования разделены между Минэкономразвития и Минстроем России, но все эти задачи не могут быть оторваны от стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, — рассказала участникам конференции статс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ России Наталья Антипина. — Стратегическое планирование позволяет решать задачи качества жизни населения, роста экономики, определять необходимость строительства того или иного объекта. Правовая основа функционирования этой системы была заложена федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и в настоящее время те регионы и муниципальные образования, в которых качественно поставлена работа по стратегическому планированию, добиваются высоких показателей уровня социально-экономического развития и обладают большей инвестиционной привлекательностью.

Важным элементом стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне является территориальное планирование. Что мы видим сейчас? Выбирая сценарии развития экономики и территории в целом, региональные и муниципальные власти чаще ориентируются на текущие задачи и проблемы, которые стоят перед ними. Текущая пространственная политика и пространственные решения городов не оцениваются с точки зрения долгосрочного экономического развития и перспективного благополучия граждан, что приводит к прогнозируемым последствиям: транспортным проблемам, разрастанию и удорожанию городской инфраструктуры, ухудшению экологической обстановки и так далее.

17 ноября состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации на тему «Стратегическое планирование на муниципальном уровне как механизм долгосрочного развития территорий». Были очень интересные выступления представителей Минэкономразвития, ряда регионов и губернаторов. Регионы отмечают проблему отсутствия методического обеспечения процесса стратегического планирования на местном уровне. Профессиональное сообщество должно подключиться к решению этого вопроса. Также регионы отметили отсутствие должной подготовки персонала в сфере стратегического планирования и нехватку средств на разработку документов. В ходе заседания были высказаны предложения о необходимости увязки документов стратегического планирования с документами территориального планирования.

Среди пробелов в законодательстве, препятствующих развитию стратегического планирования, выявлено, что генеральные планы не включены в число документов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях. Эти вопросы будут решены в последних изменениях в федеральный закон.

Выступления представителей регионов — моногорода Череповец и Свердловской области — были очень интересными. Сложилось четкое впечатление, что все зависит от конкретного человека, и никакой нанятый эксперт не решит проблемы региона — все эти программы регионы должны писать сами. А научное сообщество должно помогать формулировать методические рекомендации по разработке таких проектов, которые были бы увязаны со всеми документами и программами социально-экономического развития всех уровней.

На сегодняшний день перед регионами и муниципалитетами стоит задача по улучшению качества городской среды и эффективному развитию территорий. Эти две задачи должны привести к формированию системы новых ценностей. По сути, это устойчивое развитие территории, и для его оценки необходимо вводить качественные показатели — качество среды, в которой живет человек, экономное использование земельных и энергетических ресурсов, работа с населением, чтобы обратная связь также отражалась в этих документах.

Должна быть выстроена взаимосвязь между текущими решениями, стратегическими планами и бюджетным планированием. Власти региона и муниципалитета, принимая решение застроить новый участок земли, должны оценить, к каким результатам в плане пространственно-экономического развития приведет этот шаг не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Принятие решений, касающихся регионального и городского развития, должно обеспечить достижение максимального количества целей, задействовав минимум ресурсов. И поскольку в этом процессе участвует достаточно много сторон, нужна скоординированная работа по подготовке этих документов. Это тяжелая, непростая работа. Мы видим результаты этой работы — и хорошие, и плохие, и понимаем, что муниципалитетам нужно помогать, нужно выстраивать правильную траекторию движения на любом уровне.

Недавно состоялось заседание Президиума Госсовета, посвященное инвестиционному климату. И на нем опять отмечалось низкое качество документов территориального планирования. Из года в год мы задаем вопрос: почему это так? То есть почти все регионы и муниципалитеты приняли какие-то документы, галочку поставили, там отработали нанятые эксперты, но при этом документы в основной массе не работают и не помогают получить застройщику ту информацию, которая ему нужна для принятия решения о строительстве того или иного объекта.

У нас очень плохая ситуация с информацией об охранных зонах, зонах с особым использованием территорий. Это серьезная проблема, поэтому у нас и получается, что стройка идет на особо охраняемых территориях, зонах культурного наследия. Муниципалитеты и регионы должны навести здесь порядок. Это нужно взять и сделать. Есть заместители губернаторов, которые теперь будут отвечать за улучшение инвестиционного климата, и перед ними будет стоять задача повышения качества документов территориального планирования, изменения ситуации с информационным наполнением баз данных, с качеством статистики, которую мы имеем. Статистика — это наша большая проблема, нам нужно проанализировать то, что есть, и понять, какие статистические данные нам нужны, потому что сейчас много ненужной информации, а актуальной не хватает.

Кроме того, ставится вопрос о переводе услуг в электронный вид. Мы очень долго об этом говорим, все проходит довольно медленно, но Главгосэкспертиза уже перешла на оказание услуг в электронном виде. Знаю разное отношение к этому вопросу, но тем не менее весь мир идет по этому пути, это условие будущих решений и технологий. Так что здесь тоже есть тема, которая требует участия научного сообщества и проектировщиков. Цель у нас одна — развитие градостроительной политики в интересах населения и обеспечения развития России.

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо