ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В приоритетах НОСТРОЙ — <br />
реформа системы СРО, <br />
компфонды и стандартизация
19.12.2016
Национальное объединение строителей

В приоритетах НОСТРОЙ —
реформа системы СРО,
компфонды и стандартизация

Строительные компании — не рабы саморегулируемой организации, это полноправные члены, которые участвуют в органах управления СРО

Национальное объединение строителей — главный регулятор и исполнитель реформы саморегулирования в строительной отрасли. При этом и НОСТРОЙ, и саморегулируемые организации должны выполнить определенные законом действия. О том, как продвигается реформа и исполняется закон, мы беседуем с исполнительным директором НОСТРОЙ Виктором Прядеиным .

— Виктор Васильевич, как в настоящий момент строится текущая работа Национального объединения строителей?

— Сегодня наша главная задача — обеспечить исполнение 372-го федерального закона, реформирующего систему саморегулирования в строительстве. Есть, конечно, еще ряд направлений, касающихся поддержки строительного сектора, — это и контрактная система, и ценообразование в строительстве, и вопросы по долевому строительству (214-ФЗ). Но все они по приоритетности, по сравнению с 372-м федеральным законом, идут следующим эшелоном. Хотя, конечно, мы этими темами также занимаемся.

— 372-й закон большой, он затрагивает много вопросов. Давайте остановимся на главных направлениях.

— Таких направлений четыре: первое — введение регионального принципа формирования СРО; второе — открытие специальных счетов и перевод на них средств компенсационных фондов СРО; третье — формирование двух новых компенсационных фондов СРО и четвертое — единая система стандартизации, в том числе стандарты НОСТРОЙ, внутренние документы СРО и профессиональные стандарты. Естественно, по каждому из этих направлений ведется свой блок работ, они где-то пересекаются, где-то взаимодополняются, но в целом, разные департаменты НОСТРОЙ максимально вовлечены в каждый из этих 4 блоков.

— Итак, первое направление — регионализация СРО, вызывающая, наверное, самое большое количество возражений и недовольства. Если судить по первым шагам, оправдал ли себя региональный принцип и каким образом он претворяется в жизнь?

— Сразу хочу сказать, что еще полгода назад, когда разрабатывались изменения в Градостроительный кодекс, я на нескольких окружных конференциях слышал, как представители СРО предлагали ввести региональный принцип. Я это слышал на конференции и Приволжского, и Южного федеральных округов. Так что это предложение возникло не у законодателя, не у исполнительной власти, а в самой среде саморегулируемых организаций. И потом оно благодаря усилиям Национального объединения строителей и его президента Андрея Молчанова было услышано в Правительстве России.

Я считаю, что это один из важных краеугольных камней всей реформы, потому что сложно представить, как новые правила по формированию компенсационных фондов соотносились бы с нынешней конкуренцией СРО между собой. Внутри региона СРО могут конкурировать, но это не должно происходить в федеральном масштабе. Эту общероссийскую конкуренцию за членов СРО я считаю фундаментальной ошибкой всей системы саморегулирования. Не может организация, которая создана для регулирования, одновременно пытаться конкурировать с такой же, как она, организацией, потому что это неминуемо приведет к демпингу требований, что, собственно говоря, и было.

— Мы сейчас говорим о СРО. А давайте поговорим о строителях, которые, собственно говоря, являются учредителями этих СРО. Очень многие компании уходили в СРО других регионов, потому что не хотели состоять в своей СРО. По разным причинам. А сейчас они становятся «крепостными»: их заставляют по закону вернуться в регион — туда, откуда они ушли. Почему никто не спрашивает строителей — а им хочется состоять в СРО своего региона?

— Сегодня ситуация такова, что строительные компании воспринимают саморегулирование как дополнительный административный барьер, который нужно преодолеть быстро и без особых хлопот. Большинство строителей не представляют, в какой СРО они состоят. Они просто получили допуск и пошли работать дальше. Даже названия своих саморегулируемых организаций строительные компании не знают, не говоря уже про их состояние: кто там член правления, директор и каково состояние компенсационного фонда. Есть, конечно, добросовестные СРО, где строительные компании полностью осведомлены о ее работе и состоят в ней вполне осмысленно. Но если мы возьмем основную массу строительных компаний — а их более 122 тысяч — то можно сделать вывод, что о своей СРО они мало что знают.

— Но теперь они вынуждены будут знать, поскольку поступают в полное распоряжение своей саморегулируемой организации, и с ними теперь можно делать всё, что угодно, в зависимости от честности СРО: повышать взносы, устраивать проверки и так далее. Более того, теперь компании оказываются еще и «под колпаком» местной власти.

— Я уверен, что и сейчас такие ситуации в ряде региональных СРО существуют — это всё зависит от конкретных личностей. Если перекосов не было, то они и не возникнут, и регионализация саморегулирования здесь ситуацию не ухудшит точно. В качестве примера хочу привести Смоленскую область, где работают две СРО и обе с проблемами: у одной вскоре останется менее 100 членов, у другой практически нет компенсационного фонда — «потеряла» деньги в банке с отозванной лицензией. Что делать строителям, в какую из двух проблемных СРО возвращаться? Мы провели совещание с заместителем губернатора области и обсудили механизм помощи этим двум СРО. Один из вариантов, который рассматривался, — присоединение одной СРО к другой. И тут региональные власти нам заявили, что они заинтересованы в сохранении в регионе обеих СРО, потому что тогда им проще управлять отраслью — не одна саморегулируемая организация тянет всё одеяло на себя, а ситуацию уравновешивают две СРО. Такой вот интересный момент.

В Ульяновской области не было ни одной СРО, а сейчас заявку одной саморегулируемой организации мы уже одобрили, еще две — готовят документы. Фактически, само региональное строительное сообщество было инициатором создания этих СРО. Я думаю, что число регионов, где будет одна СРО, со временем станет меньше, и в этой ситуации никакая региональная власть не сможет работать с СРО с позиции силы.

И последний момент: закон определяет, что с 1 июля 2017 года в коллегиальных органах СРО должны будут состоять до 30% независимых членов. Независимые члены — это один из способов создать в СРО определенную систему баланса интересов между членами СРО и руководством СРО. Ведь строительные компании — это не рабы саморегулируемой организации, это полноправные члены, которые участвуют в органах управления, в общем собрании. Полномочия и компетенции общего собрания настолько широки, что если член СРО правильно будет ими пользоваться, если он не станет писать доверенности на действующих руководителей СРО, то тогда СРО будет восприниматься не как административный барьер, а как область деятельности, где он должен принимать активное участие. И региональный принцип формирования СРО очень хорошо ложится в эту конструкцию.

— Вопрос, который волнует многие компании: можно ли сейчас переходить из одной СРО в другую в рамках одного региона? Я так понимаю, что сейчас существует два взгляда на эту проблему.

— Это вопрос законодательной трактовки. По букве закона запрета на такой переход мы не видим. По духу — вроде бы понятно, что принцип перехода, который описан в законе, предполагает именно межрегиональный переход члена в СРО, только тогда за ним идут и средства компенсационного фонда. Это узкий момент, который нам нужно расшить, тем более что сейчас многие компании осознают, что состояли в весьма проблемных СРО, и хотят перейти в СРО с надежной репутацией и сохранным компенсационным фондом.

Другое дело, что при переходе из проблемной СРО компания может и не получить свой взнос в компфонд просто потому, что этого компфонда нет. Всю информацию о состоянии дел в СРО в части компенсационных фондов сейчас можно найти на сайте НОСТРОЙ — мы ведем постоянный мониторинг ситуации. Зайдите, посмотрите, примите правильное решение. А то до недавнего времени у большинства руководителей компаний наблюдалось эдакое строительное безразличие к тому, что творится в их СРО. А там чиновники от саморегулирования захватили власть и относятся к СРО как к своей собственности. Они и НОСТРОЙ упрекают в том, что мы «кошмарим малый бизнес» — прямо так и говорят. Но СРО — это не бизнес, а некоммерческая организация, и деньги СРО — это деньги строителей, а не ее руководства, которое эти строители наняли.

— Второй блок вопросов — это сохранность компенсационных фондов СРО...

— С компенсационными фондами ситуация наиболее понятная: по состоянию на 10 ноября 2016 года 171 СРО уведомила Национальное объединение строителей о размещении на специальных счетах 33,9 млрд рублей. При этом у данных СРО, по предварительной информации, которую эти СРО представляли в НОСТРОЙ, должно быть 41,4 млрд рублей компфондов. А по данным с сайтов, максимальный размер компенсационных фондов этих 171 СРО должен составлять 59,4 млрд рублей. То есть пока мы не увидели отчета за 22 млрд рублей. Кроме того, еще 11 СРО отчитались об открытии специальных счетов, но не подтвердили размещение там средств компенсационных фондов. У этих СРО, по предварительной информации, должно быть 4,3 млрд рублей доступных средств компенсационного фонда.

Два нюанса, с которыми мы сталкиваемся: несмотря на то что есть разъяснения Ростехнадзора, где прямо написано, что все средства всех компенсационных фондов, какие бы они ни были, должны быть размещены на специальных банковских счетах к 1 ноября 2016 года, некоторые СРО перечисляют на такие счета только часть денег — вновь сформированный компенсационный фонд возмещения вреда. А это, как правило, существенно меньше, чем накоплено за 7 лет существования СРО. Мы с такими «недопониманиями» будем бороться и заставлять СРО все средства всех компфондов перевести на спецсчета в уполномоченные банки.

Второй интересный момент: у СРО появились агенты, которые за соответствующее вознаграждение работают с банками по открытию спецсчетов СРО. Удивительные люди — никак не могут успокоиться, ищут, на чем заработать! Мы знаем, что такие агенты появились в Уфе, есть еще несколько сигналов. Я удивляюсь, неужели коллеги думают, что такие их действия останутся в тайне? Я бы на их месте сейчас сидел тише воды, ниже травы, а они продолжают оптимизировать финансовые потоки в свою пользу.

— Теперь поговорим о формировании новых компенсационных фондов в рамках закона 372-ФЗ.

— Что касается формирования компенсационных фондов возмещения вреда и ответственности по договорным обязательствам и их работы — это вопрос будущего. Сейчас СРО проводят общие собрания, вносят изменения в документы, принимают решения о формировании компфонда возмещения вреда. Второй компфонд — обеспечения договорных обязательств (ОДО) — будет формироваться только после того, как 30 компаний — членов СРО заявят о своем решении работать на генподряде с бюджетными деньгами. Думаю, формирование этого комфонда начнется в следующем году. Кстати, руководители СРО, которые имеют строительный опыт, не видят ничего особенного в налаживании контроля за членами СРО по выполнению договорных обязательств. Они собираются участвовать в создании и контроле за сетевыми графиками строительства, участвовать в общественном контроле госзакупок, следить за исполнением контрактов, взаимодействовать со стройнадзором. Поэтому контроль компенсационных фондов договорных обязательств — действительно, непростая задача, но коллеги уже обдумывают, как ее решать.

А после того, как мы разберемся с самыми щепетильными вопросами — переход членов, формирование и размещение компенсационных фондов, мы перейдем непосредственно к механизмам саморегулирования — к стандартам, к правилам и механизмам их исполнения.

— Вот мы и добрались до стандартов НОСТРОЙ. Какие здесь грядут изменения?

— НОСТРОЙ будет создавать Единую систему стандартизации, которая будет включать в себя внутренние стандарты саморегулируемых организаций, единые для всех СРО. Это большой шанс системе саморегулирования очиститься и оздоровиться, потому что исчезнет демпинг требований к членам СРО. Эти стандарты разрабатываются с участием сообщества, коллеги свой опыт и наработки перекладывают в единые, унифицированные документы. Далее эти стандарты будут обсуждаться сообществом, а затем утверждаться Советом НОСТРОЙ.

Также мы будем продолжать работать над стандартами НОСТРОЙ по производству работ — по закону такая работа становится для национальных объединений обязательной. Более того, стандарты, принятые Национальным объединением строителей, становятся обязательными для всех компаний, входящих в СРО.

Что касается Национального реестра специалистов строительной отрасли, НОСТРОЙ сейчас работает над созданием единого программного комплекса этого реестра, который потом будет доступен всем СРО через личные кабинеты. Таким образом, затраты на создание этого реестра СРО не понесут. Мы сейчас разрабатываем техническое задание, объединяя те программные продукты, которые сегодня уже существуют и СРО ими активно пользуются. Затем к работе приступят разработчики программного обеспечения. Надеюсь, что к весне будущего года мы уже сможем показать первый вариант Национального реестра специалистов. Эту работу мы хотим проводить совместно с НОПРИЗ, ведь перед ними стоят такие же задачи.

— Спасибо за интервью!

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо