ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Роботы готовы помогать строителям, связистам и лесникам
26.04.2024
Инновации

Роботы готовы помогать строителям, связистам и лесникам

Помимо различных материалов и приборов современному строителю на помощь приходят роботизированные комплексы, в том числе оснащенные искусственным интеллектом.

В Казанском государственном энергетическом университете создали робота-электрика.

Он представляет собой платформу на гусеничном шасси, оснащенную приборами для исследования объектов инфраструктуры. Робот самостоятельно перемещается по заданным ориентирам, объезжает и преодолевает препятствия, а манипуляции производит при помощи российского ПО.

Уникальность робота в том, что на нем установлены системы, которые дают возможность изучать объекты энергетики разносторонне и комплексно.

Так, бортовая ультрафиолетовая камера используется для визуализации коронных и дуговых электрических разрядов, акустический датчик помогает распознать эти явления по характерному потрескиванию, тепловизор регистрирует перегретые участки, которые возникают в результате механического износа токоведущих элементов или загрязнения и изоляторов. Лидар сканирует окружающее пространство и регистрирует изменение геометрии, например, если накренилась опора линии электропередачи. А с помощью обычной оптической камеры фиксируются данные индикаторных приборов, установленных на силовом оборудовании.

После машина переводит полученные данные в «цифру» и на удаленный сервер, где информация будет обработана. При обнаружении аномалий на пункт управления поступит сообщение об опасности.

Комплекс дистанционно выявляет скрытые дефекты силового оборудования, изоляторов, токопроводящих элементов конструкций.

Также он может обходить объекты и собирать показания счетчиков и приборов.

Как сообщили ученые, при разработке проекта учитывалось разнообразие архитектур электроподстанций, поэтому в ПО заложена возможность быстрой адаптации аппарата под каждый конкретный объект. Также в зависимости от потребностей варьируется набор бортового оборудования: робот может быть оснащен газоанализаторами, инфракрасными камерами и другими устройствами, теми или иными манипуляторами.

В перспективе устройство будет обучаться с помощью алгоритмов ИИ, что даст роботу возможность выполнять любые задачи. В настоящий момент аппарат рассчитан на 2 часа работы. Исходя из этого, проектируется его маршрут, по завершении которого устройство встает на подзарядку до следующего рейса.

Разработчики считают, что такие машины будут способствовать повышению надежности и безопасности энергосистем. Вместе с тем нужно понимать, что робот не сможет заменить человека во всех ситуациях. Особенно, когда требуется нестандартное мышление и оперативное принятие решений. Поэтому полностью исключать инспектирование энергообъектов человеком нежелательно.

В Иннополисе разрабатывают робота, который будет строить четырехэтажные дома.

В настоящее время осуществляется сборка полномасштабного прототипа. Этот процесс происходит в рамках нового промышленного технопарка на территории ОЭЗ «Иннополис».

Там же собирается завод по изготовлению специальных инновационных деталей. Планируется, что комплекс, предназначенный для автоматизации процесса строительства, будет носить название «Монтанум».

На данный момент ожидается проведение первых испытаний, на которых приступят к строительству дома.

Роботы умеют строить каркасы деревянных зданий.

Инженеры из Швейцарской высшей технической школы Цюриха создали автоматизированную систему для возведения деревянных конструкций: в нее входят 2 роботизированных манипулятора, подвешенных к потолку цеха. Они могут самостоятельно пилить доски и собирать их в единую конструкцию.

Перед строительством конструкции необходимо создать базовую модель, после чего система разобьет ее на детали нужной формы и длины. После этого роботы выполняют большую часть работы: берут доски и брусья, пилят их до нужных размеров, фрезеруют, приставляют к нужным местам конструкции и просверливают в них отверстия для крепежа.

Разработчики отмечают, что при строительстве таким методом не требуются строительные леса или какие-либо поддерживающие конструкции.

Мобильная роботизированная машина способна построить стены дома за 1 день.

Роботизированную машину и систему для укладки кирпича Hadrian X разработала австралийская фирма FBR Limited. Используя 3D-модели CAD, система Hadrian X способна построить стены дома на месте за 1 день, а также выполнить большинство проектов домов с 3 спальнями и 2 ванными комнатами в течение 3 дней.

Hadrian X обладает компактными размерами, и ее можно загрузить в любой грузовик для удобной транспортировки на различные строительные площадки.

Система работает с использованием уникального программного обеспечения для оптимизации, которое берет эскиз стены и преобразует его в реальные физические положения блоков.

При работе система использует запатентованную технологию динамической стабилизации от FBR: измеряет ветер, вибрацию и другие помехи в режиме реального времени, что помогает постоянно обеспечивать и поддерживать точность размещения блоков.

Роботизированная машина может размещать 1 блок каждые 20-30 секунд, что соответствует более чем 1000 стандартных кирпичей в час. При этом она может укладывать и обычный кирпич.

Применение роботизированной машины сокращает время строительства домов и коммерческих зданий, повышает точность и аккуратность строительства, повышает согласованность и безопасность строительных площадок, снижает затраты на строительство.

В России протестировали отечественный лазер для рубки деревьев.

Разработали и протестировали лазер специалисты входящего в «Росатом» Троицкого института инновационных и термоядерных исследований.

Лазер не имеет российских аналогов, способен разрезать металл толщиной до 260 мм на расстоянии до 300 м. В ходе испытаний удалось срезать ствол дерева толщиной 200 мм за 6 мин., а моделируя пучок лазерного луча, можно увеличить скорость в 2 раза.

Мобильный комплекс предназначен для расчистки от древесно-кустарниковой растительности просек, внутри которых размещаются линии электропередачи и при этом затруднено использование тяжелой специальной техники. С его помощью можно предотвратить обрывы проводов от ветра или растительности.

Кроме того, как сообщили в «Россетях», мобильный комплекс может применяться при демонтаже опор ЛЭП.

Подводный робот найдет трещины в сварных швах и обработает сооружения антикоррозионным составом.

Инженеры из Общества Фраунгофера разработали подводного робота Crawfish для технического обслуживания подводной части сооружений.

Crawfish имеет гибридную конструкцию, состоящую из двух компонентов. Так, сверху располагается коммерчески доступный подводный дрон BlueROV2 компании Blue Robotics. Нижняя часть – это модуль с четырьмя эластомерными колесами, каждое из которых вращается собственным электромотором и может управляться отдельно от остальных.

Здесь же располагается различное оборудование: камера, щетка для очистки поверхности и нанесения антикоррозийного состава, считывающая головка для активации и снятия показаний датчиков CoMoBelt.

Наборы сенсоров CoMoBelt устанавливаются в различных точках конструкции и обнаруживают трещины в сварных швах с помощью ультразвуковых волн.

В толще воды робот передвигается за счет винтов, расположенных на дроне, а достигнув объекта, Crawfish разворачивается на 90 градусов и прижимается колесами к поверхности сооружения.

Винты обеспечивают прижимную силу до 90 ньютон. Благодаря этому робот может ездить по стенам и опорам сооружений под водой, используя привод колес.

Оператор использует бортовую камеру робота для удаленной инспекции технического состояния поверхности объекта в реальном времени.

В случае обнаружения нарушения антикоррозионного покрытия, его восстанавливают, нанося слой защитного материала. Для этого используется дистанционно управляемая щетка, которая размазывает по обрабатываемой поверхности поступающую в нее через трубку антикоррозионную краску.

На одном заряде батареи при движении по вертикальной поверхности с включенными винтами, обеспечивающими прижимную силу в 50 ньютон, робот может проработать 25 мин., время свободного плавания – 60 мин., максимальная глубина, на которую он способен погрузиться, – 50 м.

В Екатеринбурге в мае выпустят робота для починки ЛЭП.

Компания «Лаборатория будущего» из Екатеринбурга готовится в мае выпустить на рынок робота для автономного ремонта высоковольтных проводов.

Роботизированная платформа «Паук» на базе беспилотника позволяет ремонтировать линии электропередачи, не обесточивая их – это повышает надежность электроснабжения потребителей, сокращает время выполнения ремонта, а также экономит средства электросетевых компаний.

Робот способен обрезать, а также расплетать и заплетать сталеалюминиевые провода или грозотросы, пришедшие в негодность из-за коррозии или после ударов молний, предотвращая возможное короткое замыкание.

Платформа грузоподъемностью в 20 кг может быть оснащена различными инструментами. Помимо индикаторов короткого замыкания и ремонтных зажимов, одна из модификаций беспилотника также может нести на себе емкость с антигололедным или антикоррозионным покрытием, автоматически нанося его на провода во время полета.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в апрельском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_04_2024_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо