ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
РосСтройКонтроль: пять лет на пути к эталону строительного контроля России
31.03.2024
Власть

РосСтройКонтроль: пять лет на пути к эталону строительного контроля России

Государственные стройки в последние годы оказались под очень действенным, четким и бескомпромиссным контролем как по срокам производства работ, так и по расходованию бюджетных средств. Один из главных элементов этого контроля - ФБУ «РосСтройКонтроль», которому в этом году исполняется пять лет. О том, как учреждение создает эталонный строительный контроль России, мы беседуем с генеральным директором Владимиром Щербининым:

- Владимир Станиславович, в этом году ФБУ «РосСтройКонтроль» исполняется пять лет. Очень быстро пролетели эти годы – и очень много за них сделано. А что было главным?

- Да, время летит быстро, и пять лет, с одной стороны, — это очень мало, а, с другой стороны, за это время произошло не только становление нашего Центра, но и его развитие в структуре строительного комплекса России. Сегодня нас очень хорошо знают, причем не только на государственных стройках в рамках нацпроектов – многие коммерческие компании предлагают нам совместную работу на своих объектах. По-моему, это некий индикатор того, что нам доверяют – и это доверие было очень сложно завоевать, а теперь самое главное его удержать. Наш коллектив очень серьезно потрудился в течение этих пяти лет, и сегодня мы продолжаем уверенно двигаться к поставленной ранее амбициозной цели – задать уровень эталонного строительного контроля. Многие ориентируются на нас, хотят перенять наш опыт, понять особенности того, как мы выстроили эту систему. Мы не закрываемся, активно делимся нашим опытом как с учебными заведениями, со студентами, так и с профессиональной средой. За пять лет учреждением проведена огромная работа по контролю строительства более 3200 разноплановых объектов. Но груз ответственности не только в объеме этих строек, еще и в качестве строительного контроля, которое нужно сохранить.

Мы не стоим на месте, в течение февраля провели ряд совещаний, встреч, круглых столов, связанных с развитием искусственного интеллекта (ИИ), в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов в увязке с ИИ. Я думаю, что в текущем году первые наработки в этом направлении мы будем уже показывать – как можно с помощью роботов, беспилотников и ИИ выявлять и фиксировать отклонения, некачественно выполненные строительно-монтажные работы и отображать все это в контрольных мероприятиях наших инспекторов. Тем самым мы будем повышать качество строительного контроля и его независимость от человеческого фактора.

- Где же вы будете брать оборудование для этих программ?

- Мы в 2023 году говорили, что будем применять роботов-собак, и мы будем это делать, но не в том объеме, в котором предполагали, потому что стоимость этого робота достаточно высока, а применимость с точки зрения разброса наших объектов экономически невыгодна – и его, и оператора нужно перевозить чуть ли не по всей стране. И в итоге мы решили сделать упор на беспилотные летательные аппарата – дроны. Они будут изготавливаться в России по эскизам и заданию, которые мы сформировали. Эти дроны могут летать в замкнутых пространствах, в местах, недоступных для человека, они будут надежно защищены от повреждений в результате столкновения с конструкциями, но в то же время очень функциональны. Понятно, что мы посмотрели лучшие зарубежные аналоги, но и российские производители очень быстро и гибко реагируют на изменения запросов российских компаний и готовы выполнять наши заказы. Поэтому мы ожидаем в 2024 году массовую поставку беспилотных летательных аппаратов. А чтобы повысить эффективность, будем увязывать их с искусственным интеллектом – это направление крайне интересное и перспективное, и в ближайшие годы будет давать очень интересный результат.

- Мы с вами сегодня обсуждаем дроны, искусственный интеллект, роботов-собак, цифровизацию – но, оглядываясь на пять лет назад, предполагали ли вы, что это выльется в такую структуру на таком высоком уровне?

- Когда в апреле 2019 года создавался РосСтройКонтроль, безусловно, ни я, ни Минстрой России не предполагали такого прироста объектов и объемов работ, которые мы сегодня выполняем. Да, все знали, что это нужно, но немного сомневались, будет ли результат. На мой взгляд, результат налицо - сегодня управление стройкой из федерального центра стало гораздо более прозрачным и понятным. В итоге и профильный вице-премьер, и министр строительства видят любую самую маленькую проблему на каждой стройке в любом регионе и городе России. И это сопутствующий эффект работы нашего Центра, потому что, помимо основной работы, мы даем большой объем аналитики, а она обеспечивает тот самый результат, который никто не ожидал – повышение управляемости бюджетного строительства на всех уровнях.

- При создании РосСтройКонтроля, в том числе ставилась и задача понять, куда идут бюджетные средства и как они расходуются. Можно ли сказать, что такое понимание сейчас появилось?

- Строительный контроль – это не совсем про деньги, мы все-таки отвечаем за качество строительно-монтажных работ, за их соответствие проектной документации, за сами объемные показатели, которые попадают в акты выполненных работ. То есть мы денег как таковых не касаемся – но невозможно оплачивать работы, которые не подтвердил строительный контроль. Если они не выполнены, ни один государственный рубль не попадет в этот проект. Благодаря нашему участию государство теперь понимает, куда идут деньги, как они тратятся, и результат в виде вовремя введенных объектов налицо. А их великое множество в социальной сфере, есть объекты в сфере инженерной инфраструктуры и дорожного строительства. Сегодня мы работаем на четырех проектах метрополитенов – в Красноярске, Нижнем Новгороде, Челябинске и Самаре. Мы не планировали эти объекты, но Минстрой России ставит нам задачи, а мы готовы их выполнять.

- Можно ли сказать, что за последние пять лет строительство объектов, которые вы контролируете, стало более ритмичным?

- Ритмичность и своевременность сдачи объектов зависит от многих факторов, и стройконтроль здесь не самый важный. Мы стоим на контроле качества, но так как мы выстраивали многофункциональную систему, работая с огромным количеством заказчиков, мы были вынуждены трансформироваться и оказывать им необходимую техническую поддержку. Кроме того, есть и другие подведомственные учреждения – например, Главгосэкспертиза, которая внедряет различные инжиниринговые решения для участников строительства. Введенный ею экспертный контроль позволил снивелировать сбои по графику строительства, связанные с корректировкой проектной документации.

Могу сказать, что во взаимодействии с Минстроем России, Главгосэкспертизой, Проектной дирекцией и Объединенной дирекцией мы выстроили систему, которая позволяет не сбиваться не только с графика строительства с точки зрения производства работ, но и в вопросах, связанных с финансовым планированием. Поэтому на большом объеме строек мы видим, что количество сбоев по срокам ввода объектов уменьшилось.

- Ну а теперь поговорим о тех, кто выполняет все эти огромные объемы работ по строительному контролю – о специалистах. Понятно, что ИИ, дроны, цифровые продукты диктуют определенный уровень требований к сотрудникам. Где вы их находите?

- Конечно, кадровая проблема существует, нам постоянно нужны специалисты – сегодня штат РосСтройКонтроля составляет более 1000 человек, и он растет. Но в целом нам сегодня легче, чем многим другим, подбирать кадры – за пять лет о нас, о нашем опыте многие узнали, и к нам хотят идти работать. Не мы ищем работников – они сами находят нас. Мне как руководителю это очень приятно, поскольку дает нам возможность выбора лучших из лучших.

Но сказать, что мы решили все кадровые проблемы, я не могу, и поэтому мы работаем со строительными вузами по всей стране, начиная с МГСУ. Мы очень серьезно отработали программу переподготовки инспекторов строительного контроля и постоянно ее совершенствуем. И знаете, в ходе нашего взаимодействия выявилось большое количество пробелов в высшем строительном образовании, потому что учебные программы, связанные не с фундаментальными знаниями, а с «живой» стройкой, отстают от реалий. Стройка постоянно меняется, а вузы за этими переменами не успевают, и многие вопросы, связанные с внедрением новых технологий, новых строительных материалов, новых подходов к организации строительства, в вузах отстают на несколько лет.

Мы предлагаем вузам отойти от просто начитывания лекций, дать возможность студентам больше практиковаться, фактически работать по специальности с 4 курса бакалавриата и в магистратуре. Нам бы очень хотелось, чтобы преподаватели оторвались от учебников, пообщались с нами как с практикующими специалистами отрасли и поменяли подходы к преподаванию тех дисциплин, которые они читают студентам. Это крайне важно, и это одно из направлений, которое требует взаимодействия с Консорциумом строительных вузов.

Мы с удовольствием берем молодых специалистов, они у нас быстро вписываются в работу, и это основа для внедрения новых цифровых технологий, потому что молодежь овладевает ими гораздо быстрее. Но опыт все равно нужно передавать, и поэтому мы берем на работу тех, кто готовы работать с нами как единомышленники, в одной команде и создавать единую систему строительного контроля в России.

- РосСтройКонтроль – одно из самых цифровизированных ведомств, это очевидно. Вы постоянно покупаете новые цифровые продукты – а насколько российские вендоры обеспечивают вас необходимым софтом?

- Мы бы были готовы работать с российскими вендорами более активно, в том числе и в части разработки необходимых нам уникальных продуктов, но по установленным правилам мы можем заказывать разработки ПО только в рамках, заданных нам Минцифрой России. Поэтому мы сегодня используем либо готовый софт, либо пытаемся нащупать, что есть на рынке из того, что можно было бы адаптировать под наши задачи. Мы сейчас готовимся к закупке лицензионного продукта, который обеспечит деятельность инспектора строительного контроля. Это российская разработка, рабочее место инспектора, которое будет загружено на его компьютер или планшет, где будет производиться фиксация выявленных замечаний и контроль за их устранением, а также формировать выдаваемые предписания. Это свяжет заказчика, подрядчика и строительный контроль для того, чтобы все понимали реальное положение дел на объекте.

А для центрального офиса это даст возможность еще более глубокого понимания, чем именно занимается инспектор в то или иное время на объекте, потому что система предполагает онлайн-аналитику и будет контролироваться руководителем проекта. Это интересный шаг вперед по цифровому документообороту, программа будет удобна и инспекторам, и нам как управляющей структуре. А в целом мы будем внедрять только те продукты, которые удобны и помогают нам в работе. Внедрение ради внедрения – это не наш путь.

- Соответствует ли вашим задачам уровень ваших специалистов в регионах? Из центра ведь в каждый регион десанты не пошлешь…

- Здесь могут быть разные решения. Например, у нас сейчас довольно много объектов в Дагестане, и мы приняли решение, что нам нужен там отдельный молодой, толковый специалист в области геодезии, умеющий всеми этими суперсовременными приборами управлять и в цифровых продуктах работать. А в целом мы будем развивать на уровне федеральных округов опорные офисы, которые по логистике передвижения специалистов гораздо удобнее. Московский же офис будет работать на особо сложных объектах и осуществлять техподдержку наших региональных инспекторов. Если наш специалист не знает, как поступить, он связывается с московским офисом и оперативно находит решение, как выйти из той или иной сложной ситуации. Поэтому здесь будет некий мозговой управляющий центр, как мы его задумывали и создавали, а в регионах будет идти конкретный контроль за строительством.

- В регионах больше не делают криминальных попыток «договориться» с вашими инспекторами?

- В большинстве своем в регионах люди давно уже поняли, что этого делать не нужно, и если с нами спорить по поводу приемки работ, то только с реальными аргументами, а не потому, что они привыкли так работать и «всегда так делали». А вопрос с «конвертами» – это человеческий фактор, но мы с самого начала выстраивали систему, которая давала бы понимание, что инспектор ни в коем случае не должен смотреть в чужой карман. Для этого мы стараемся стимулировать наших сотрудников и уровнем заработной платы, и соцпакетом, и доплатами за выслугу лет. Есть и моральное стимулирование – как сама репутация организации, в которой работает сотрудник, так и награды от нашего ведомства, например, Почетные грамоты Минстроя России. Для наших региональных инспекторов это все очень важно, они этим гордятся и дорожат рабочим местом.

- Я уверена, что вы слушали обращение Президента России Федеральному Собранию, в котором он говорил о строительстве новых дорог, объектов инфраструктуры, аэропортов и так далее, а также о выделении триллионов бюджетных средств на новые стройки. Примеряли эти планы на себя?

- Мы очень надеемся, что в ближайшее время не будет снижения бюджетных средств, выделяемых на строительство объектов. В этом случае будем модернизировать нашу работу, пойдем на коммерческие объекты, от которых сейчас довольно часто отказываемся.

С другой стороны, если в стройке будет урезаться финансирование, опять будет появляться долгострой. И вот здесь мы как раз выступим тем индикатором, благодаря которому Минстрою будет проще принять решение об уменьшении финансирования или, наоборот, о достройке объекта. Потому что картинка, которую мы дадим по всем объектам, будет абсолютно прозрачна и объективна.

Если придут дополнительные средства, как обещал Президент, то нужно радоваться всем, и нам в том числе, потому что любая стройка – это развитие, это изменение облика наших городов и населенных пунктов, да и всей страны в целом.

Работы очень и очень много, объекты все очень разные, и довольно часто значимость проекта определяется не его размерами, а жизненной необходимостью - для какого-то населенного пункта и водозаборная станция самый значимый объект, чтобы в кранах появилась чистая вода. А где-то есть групповой водовод, который снабжает водой полреспублики – и это тоже значимый объект. У нас под контролем много объектов городской среды, набережные в Саратове, Комсомольске-на-Амуре и в Волгограде, метрополитены в 4 городах России. Но для нас нет объектов важных или неважных – они все для нас важны, и это и есть принцип единого подхода к эталонному строительному контролю.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в январско-февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf  

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо