ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Председатель Общественного совета Минстроя России отчитался о работе и наметил планы
28.02.2024

Председатель Общественного совета Минстроя России отчитался о работе и наметил планы

27 февраля в Минстрое России прошло заседание Общественного совета. С докладом о результатах работы Общественного совета за 2023 год и направлениях работы на текущий год выступил председатель совета Сергей Степашин.

Бессменный председатель Общественного совета Минстроя России Сергей Степашин в своем докладе отметил, что вверенный ему ОС все эти годы работает в тандеме с Минстроем России и Общественной палатой, выполняя контрольные и экспертные функции и традиционно занял первое место среди всех общественных советов федеральных органов власти.

Во втором составе ОС работает 36 человек, создано 18 Комиссий по направлениям деятельности. При Комиссиях сформировано 16 экспертных рабочих групп по конкретным вопросам деятельности Комиссий с общим числом входящих в них 331 экспертов. Сформирована рабочая группа по реализации инициативного проекта «Я – Строитель Будущего!» Общественного совета при Минстрое России, в состав которой вошли 27 экспертов.
В 2023 году проведено 3 заседания Общественного совета, 39 заседаний комиссий, рассмотрен 131 вопрос, по итогам принято 261 протокольное решение, из которых 254 выполнено. 

Среди самых значимых направлений работы ОС Сергей Степашин отметил активизацию проекта «Я-строитель будущего!» и Детского совета. Впервые создана цифровая платформа «Я-строитель будущего», запущен проект Цифровое ГТО, позволяющее набирать поступающим дополнительные баллы по ЕГЭ при поступлении в НИУ МГСУ, созданы обучающие площадки по дронам, квесты по безопасному обращению с лифтами, проведены международные чемпионаты по игре ЖЭКа. Все это делалось в партнерстве с членами рабочей группы проекта и комиссиями по цифровизации и лифтовому хозяйству. В рамках проекта «Я - строитель Будущего!» на III Международном чемпионате профессионального мастерства в сфере промышленного строительства проведены организована образовательная площадка, на выставке Россия прошел международный чемпионат по игре ЖЭКа. Для членов Детского совета были организованы тематические экскурсии на предприятия и в музеи строительной отрасли и отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

2023 год стал годом проработки и внедрения инициатив, выдвинутых членами второго состава совета в 2020–2023 годах. Большинство из направлений работы переходит и на 2024 год.

Сергей Степашин в качестве главных отметил следующие задачи (далее – прямая речь спикера):

1. Повышение доступности жилья
На фоне продолжающейся динамики ежегодного роста объемов вводимого в стране жилья (2023 г. - 110,1 млн. кв. м), что безусловно является позитивным трендом государственной жилищной политики, снижение фундаментальной доступности жилья (соотношения цен на жилье и доходов населения) стало в настоящее время новым вызовом на рынке жилой недвижимости. 

Важно, чтобы меры государственной поддержки жилищного строительства не вели к отрицательным эффектам. Летом этого года заканчивается программа льготной ипотеки. В прессе прошли сообщения о готовящихся изменениях в пользу продления программы «Семейная ипотека», этот выбор можно только приветствовать. 

При продлении «Семейной ипотеки» предлагаю подумать над некоторой модификацией ее условий, распространив ее на вторичный рынок жилья, а также на молодые семьи, пока не имеющие детей и собственного жилья, то есть желающие приобрести свое первое жилье. 

Другая проблема – арендное жилье, которое могло бы стать для многих граждан предпочтительным. Сегодня ДОМ.РФ уже реализует программу создания арендного фонда, в том числе по поручению Президента России на Дальнем Востоке. В отдельных субъектах Российской Федерации созданы первые наемные дома. Но в целом потребность в цивилизованном и легальном арендном жилищном фонде требует реализации гораздо более масштабных мер.
Решение этой задачи только за счет бюджетных средств или только за счет частных инвестиций – невозможно. Необходимо создание условий для реализации проектов с использованием механизмов концессий и ГЧП. В этом случае представляется, что до 2030 года вполне могла бы поставлена и решена задача создания не менее 20 млн кв. м арендного жилья, то есть не менее 400 тыс. квартир. 

Для этого нужно ускорить принятие законопроекта, направленного на применения механизмов концессий и ГЧП при создании наемных домов; внести изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков для установления видов разрешенного использования – размещение наемного дома коммерческого использования, наемного дома социального использования и еще внедрить ряд мер, которые готова представить комиссия по жилищной политики Общественного совета.

2. Минимизация рисков аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры (в свете недавних массовых аварий)
Более 3-х десятков российских регионов столкнулись в начале текущего года с авариями на котельных, теплотрассах, электросетях, системах подачи горячей и холодной воды. В отличие от событий прошлых лет, масштабы коммунального бедствия оказались намного более серьезными.

Как показывают результаты проводимых расследований данных инцидентов, в том числе со стороны правоохранительных органов, в основе большинства аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций в регионах, лежит известный человеческий фактор (низкий профессионализм, некомпетентность, кадровый и т. п.). Необходимо системное решение кадровой проблемы в том числе за счет:
- Внесения изменений в Стратегию развития строительной отрасли ЖКХ., направленных на регулирование трудовых отношений в жилищно-коммунальной сфере, развитие отраслевой системы социального партнерства.
- Разработки и утверждения государственной программы по обеспечению кадровыми ресурсами сферы ЖКХ, плана мероприятий по обеспечению кадровыми ресурсами отрасли жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года и еще ряда решений, которые готова представить наша Комиссия по ЖКХ.

Безусловно, высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда - ключевая причина снижения надёжности и непрерывности обеспечения потребителей коммунальными услугами. Инвестиции, модернизация, господдержка — вот условия обновления объектов и систем ЖКХ. Однако, прежде чем говорить о развитии, необходимо на первом этапе решить вопросы оздоровления экономики организаций коммунального комплекса и жилищного хозяйства. 

Прежде всего, тарифная политика сегодня далека от идеала и этот вопрос постоянно поднимается на всех уровнях. Из-за несовершенства тарифного регулирования у нас растет и количество убыточных предприятий в ЖКХ. Следует вернуться к вопросу перекрёстного субсидирования и дифференцировать тарифы по группам потребителей коммунальных ресурсов. Возможно рассмотреть вопрос снижения фискальной нагрузки на организации ЖКХ. Желающих инвестировать в убыточную деятельность не видно! 

Как известно, Госдума инициировала проведение аудита концессий в сфере тепло- и водоснабжения. Без них не обойтись, но привлечение частных инвестиций — это всегда увеличение тарифа, и хорошо, что у нас есть предельники, которые позволяют населению не платить много. Но отсюда вытекает следующая проблематика. Количество субсидий на ЖКУ выдается все меньше и меньше (сейчас за такой субсидией обращаются порядка 3,6% населения), а при этом на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов организаций из бюджетов выделяются огромные деньги.
Поэтому представляется, что пришло время поработать в направлении корректировки системы социальной поддержки. 

Полагаю, что и «рыночное ценообразование» на жилищные услуги требует включения элементов регулирования, некоторых рамок, обеспечивающих учет экономических интересов обеих сторон и граждан и исполнителей услуг. В качестве дополнения списка плановых вопросов Общественного совета на 2024 год Профсоюз работников жизнеобеспечения также предлагает рассмотрение вопросов настройки реализации Единых рекомендаций в отношении учреждений сферы ЖКХ на 2024 год.

3. Повышение финансовой устойчивости существующей системы капитального ремонта общего имущества МКД
Важно запустить кредитование проведения капитального ремонта МКД, в которых фонд капремонта формируется на спецсчетах. Сегодня порядка 250 млрд рублей, собранных населением, работают на финансовые институты с нулевой отдачей для населения. Важнейшая задача на сегодня - переход к энергоэффективному капитальному ремонту МКД. По оценкам экспертов, каждый рубль, вложенный в энергоэффективный капитальный ремонт МКД, генерирует прирост валового выпуска в размере 2,3 рубля, ВВП – 1,3 рубля, дополнительные налоговые поступления в бюджет – 0,2 рубля.

4. Замена лифтового оборудования и приведение его в нормативное состояние
Значимым результатом работы стал проект ускоренной замены лифтов в рассрочку, разработанный под руководством Министерства Общественным Советом и Ассоциацией «Российское лифтовое объединение». Он успешно реализуется с 2016 года для фондов капитального ремонта, а с 2020 – для владельцев специальных счетов. Реализация проекта дала возможность улучшить безопасность и комфорт проживания более 1 млн граждан в многоквартирных домах.
Проект для специальных счетов был представлен на Всероссийском вебинаре, проведенном Минстроем России 17 ноября 2022 года и повторно обсужден на вебинаре 30 ноября 2023 года.

5. Минимизация рисков фальсификата строительных материалов
По оценкам экспертов, тенденция к росту фальсификата сохраняется. Оборот некачественной или фальсифицированной продукции на рынке стройматериалов достиг в различных сегментах от 40 до 70% (цемент, трубная продукция, сухие строительные смеси, кабельная продукция и др.). При этом ущерб от применения данной продукции огромен, особенно в части влияния на безопасность проживания граждан и качества предоставляемых им коммунальных услуг. Причины данной ситуации известны. Это ослабление госконтроля, особенно в условиях масштабных мероприятий по импортозамещению. 

Работа в этом направлении ведется. Насколько известно, Минпромторгом России планируется проведение в 2024 г. – начале 2025 г. соответствующего эксперимента по возврату госконтроля за рядом ключевых позиций на рынке стройматериалов.

Думаю, что и от Минстроя России в значительной мере зависит результативность данного эксперимента, особенно в части обоснования перечня «поднадзорных» строительных материалов.

6. Снижение административных барьеров
С Минстроем России в прошедшем году проводилась значительная работа по совершенствованию нормативной базы в строительстве и сокращению специальных технических условий (далее - СТУ) при проектировании объектов. Эти вопросы мы регулярно рассматривали и на комиссиях Совета. 

Вместе с тем количество СТУ по пожарной безопасности не только не сокращается, а, наоборот, увеличивается (справочно – объем СТУ по России за 2023 год составил порядка 1500), а это затраты инвесторов, которые затем перекладываются на покупателей жилья. 

Следует рассмотреть возможность создания постоянно действующей комиссии Минстроя России и МЧС России для согласования требований разрабатываемых СТУ по пожарной безопасности, влияющих на безопасность зданий и сооружений, с целью возможности включения их в Своды правил. 

По инициативе комиссии Общественного совета по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве, поддержанной Департаментом градостроительства и Главгосэкспертизой, подготовлены и внесены в Правительство РФ поправки в Постановление № 963 по составу проектной документации. Обращаюсь к руководству Министерства проконтролировать внесение этих поправок в окончательную редакцию проекта постановления.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо