ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Рецепт выхода из кризиса: хватит врать, хотя бы себе!
13.09.2015
Колонка главного редактора

Рецепт выхода из кризиса: хватит врать, хотя бы себе!

Под окнами моего дома дорожники укладывают асфальт. Наблюдать процесс с балкона очень занимательно и поучительно – особенно в свете последних законодательных инициатив Минпромторга о возможном запрете на использование господрядчиками импортной строительной техники.

Мне очень хочется пригласить министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова или хотя бы его замов, одобривших этот документ, на мой балкончик, чтобы вместе пересчитать работающую под ним дорожную технику. Итак: четыре самосвала шведской компании, два асфальтовых катка японского происхождения, асфальтоукладчик из Германии. Российскую промышленность в этом процессе представляют только лопаты, да и то не факт, поскольку с 4 этажа трудно определить их национальность. Дорожно-строительная компания выполняет муниципальный заказ по ремонту городских дорог. Минпромторг предлагает такие компании больше к госзакупкам не подпускать или заставить их купить российскую технику – исключительно с благой целью импортозамещения и подъема российской промышленности.

Нужно сказать, что под новомодное слово «импортозамещение» сейчас в России можно подвести любую дурь, блажь, защиту своих интересов или попытку скрыть некомпетентность и профнепригодность. Не сомневаюсь в высоких деловых качествах Дениса Мантурова, но очень сомневаюсь в наличии у него достоверной информации о том, какая техника и в каком количестве работает на российских стройках, а также в наличии у министра реальных цифр по реальным возможностям российской промышленности оную технику импортозаместить.

То есть, решения, которые могут повлиять на целые отрасли, принимаются либо на основе лживой статистики и притянутого за уши анализа, либо из желания быть не хуже других и тоже отрапортовать о потугах по импортозамещению. Отрапортовать также, как несколько лет назад рапортовали о программах модернизации, инновации, привлечения инвестиций и приглашении иностранных производителей перевести на российскую землю хотя бы процесс закручивания гаек в шведском экскаваторе.

Если сейчас потребовать от крупнейших концернов перенести свое производство полностью в Россию или страны Таможенного Союза,  или, как теперь модно говорить, локализовать, то большинству производителей будет выгодней закрыть этот самый цех по закручиванию гаек и уйти с российской земли полностью, оставив нашим дорожным рабочим те самые лопаты, которые, в рамках инициативы Минпромторга, могут быть произведены не только в России, но даже в Белоруссии или в Казахстане.

Если правительство России в лице Минпромторга после этого надеется, что качество и объемы строительства дорог сохранятся, то термин «кремлевский мечтатель» подходит для них самым наилучшим образом. А «сбыча мечт» обернется дядей Гиви на асфальтовом катке – большой привет знаменитым грузинским короткометражкам советского времени. Фактически, своими предложениями Минпромторг не только не помогает выйти экономики из кризиса, а усугубляет его, поскольку решение будет касаться далеко не только импортной дорожной техники, но и всей остальной.

Меня мучает только один вопрос: если данная инициатива будет принята, что прикажете компаниям делать с импортной техникой, которой нельзя будет пользоваться? Уничтожать? Разбирать на запчасти? Продавать по дешевке, потеряв деньги на лизинге и подойдя к грани банкротства?

Хотя иногда мне видится еще более страшная картинка: вот импортные экскаваторы и бульдозеры закапывают в траншеи санкционные сыры и персики, а сзади с горой земли в кузове их поджидает «БелАЗ», который засыпет вражескую технику землей немедленно после окончания закапывания. И тут главное, чтобы не сыр посмел разбежаться, а экскаваторщики успели выскочить из кабин, оборудованных компьютерами и всякими там кондиционерами.

Так что ждем очередной «сводки с полей».

 

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо