ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Минстрой России в 2022 году справлялся с госрасходами, но не справился с ФАИП
01.06.2023

Минстрой России в 2022 году справлялся с госрасходами, но не справился с ФАИП

Счетная палата РФ разместила на своем сайте Заключение об исполнении федерального бюджета в 2021 году Минстроем России. Отмечены проблемы в области госэкспертизы проектов, финансируемых из госбюджета, а также низкое исполнение плановых показателей со стороны ГРБС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллин) опубликовано на сайте СП РФ.

В Заключении, утвержденном Коллегией Счетной палаты 4 апреля 2023 года, указывается, что Федеральным законом № 390-ФЗ Минстрою России утверждены бюджетные ассигнования на 2022 год в объеме 300 865,6 млн рублей, которые в течение года увеличились на 468 972,1 млн рублей, или в 2,6 раза, и составили 769 837,7 млн рублей. Кассовое исполнение Минстроем России средств федерального бюджета в 2022 году составило 765 986,723 млн рублей, или 253,9 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 390-ФЗ, и 99,5 % объема бюджетных ассигнований согласно сводной бюджетной росписи. В 2022 году отмечается самое высокое кассовое исполнение Минстроем России расходов федерального бюджета за последние пять лет.

Также в Заключении СП РФ отмечено, что в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 637 и от 14 апреля 2022 г. № 655 функции и полномочия по формированию и реализации ФАИП с 1 мая 2022 года переданы от Минэкономразвития России Минстрою России.

Анализ итогов реализации ФАИП показал, что поручение президента России от 15 января 2022 г. № Пр-54 о принятии исчерпывающих мер по завершению строительства всех объектов капитального строительства, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета, а также по обеспечению ввода этих объектов в эксплуатацию, не выполнено. 1. Уровень ввода объектов в эксплуатацию в 2022 году составил 55,2 % и снизился по сравнению с аналогичным показателем за 2021 год (63,5 %) на 8,3 процентного пункта. В утвержденную ФАИП было включено 863 объекта (мероприятия), в том числе вводу в эксплуатацию подлежало 150 объектов. В ФАИП с учетом изменений на 31 декабря 2022 года количество объектов (мероприятий) составило 1 204 единицы, в том числе вводу в эксплуатацию подлежало 174 объекта.

В 2022 году введено в эксплуатацию 96 объектов, что на 52 объекта меньше, чем в 2021 году (148 объектов).

По итогам 2022 года не введены в эксплуатацию 78 из 174 предусмотренных к вводу в 2022 году объектов ФАИП, или 44,8 % (по итогам 2021 года – 85 объектов, или 36,5 %).

 Следует отметить, что по 40 объектам, или 23 % количества объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2022 году в соответствии с ФАИП (174 объекта), в нормативные правовые акты (акты, решения) внесены изменения в части переноса срока ввода в эксплуатацию с 2022 года на последующие годы, при этом соответствующие изменения в ФАИП в 2022 году не внесены.

По итогам 2022 года из 30 ГРБС, по которым был предусмотрен ввод объектов в эксплуатацию в 2022 году, 5 ГРБС, или 16,7 % количества, – не ввели в эксплуатацию ни один из предусмотренных объектов (по одному объекту Минобрнауки России и ФМБА России, срок ввода в эксплуатацию которых перенесен на последующие годы, но не внесены изменения в ФАИП, а также МИД России, МВД России, Росархив).

По 13 из 30 ГРБС, или 43,3 % количества, ввод в эксплуатацию осуществлен не в полном объеме, в том числе по 7 ГРБС уровень ввода в эксплуатацию составил от 10 до 42,1 %, по 6 ГРБС – от 50 до 77,1 % 36 .

Уровень ввода в эксплуатацию объектов Минкультуры России составил 10 %, Управления делами Президента Российской Федерации – 23,1 %, Росморречфлота – 30 %, Минсельхоза России – 33,3 %, Минстроя России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – 40 %, Минздрава России – 42,1 %. Только 12 из 30 ГРБС, или 40 % количества, осуществили ввод в эксплуатацию в полном объеме (100 % предусмотренных к вводу объектов).

2. Кроме того, в 2022 году не введено в эксплуатацию 42 из 85 объектов, не введенных в эксплуатацию в установленный срок в 2021 году, или 49,4 % количества таких объектов, а также 9 объектов, завершение строительства которых осуществляется без использования средств федерального бюджета.

3. В 2022 году не завершены проектные и изыскательские работы (не получены положительные заключения государственной экспертизы) (далее – ПИР) по 119 из 157 объектов ФАИП (по которым средства были предусмотрены только на проведение ПИР и которые должны были быть выполнены в 2022 году), или 75,8 % (в 2021 году – по 108 объектам, или 59,7 %).

Из 23 ГРБС, по которым в 2022 году средства были предусмотрены только на проведение ПИР и которые должны были быть завершены в 2022 году, 16 ГРБС37, или 69,6 % количества, не завершили ПИР ни по одному из предусмотренных объектов.

Так, в 2022 году не завершены ПИР по 20 объектам Роспотребнадзора, по 17 – Минсельхоза России, по 16 – Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по 11 – Минздрава России, по 10 – ППК «Единый заказчик в сфере строительства».

В 2022 году не получены положительные заключения госэкспертизы по 5 из 6 объектов (83,3 % количества) НИЦ «Курчатовский институт», по 7 из 9 объектов (77,8 %) Минтранса России, по 3 из 4 объектов (75 %) Минстроя России, по 15 из 41 объекта (36,6 %) Росавтодора, по 1 из 5 объектов Росморречфлота (20 %).

Счетная палата отмечает, что незавершение в установленный срок работ по разработке проектной документации (с получением положительного заключения государственной экспертизы) приводит к затягиванию начала строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) и создает риск неиспользования и(или) перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели.

Фото: ТАСС

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо