ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стратегия инновационного развития отрасли – дорожная карта или «сверкающая каша»?
27.08.2015

Стратегия инновационного развития отрасли – дорожная карта или «сверкающая каша»?

Очередное заседание комиссии РСПП по строительному комплексу было целиком посвящено одному вопросу – проекту Стратегии инновационного развития строительной отрасли России до 2030 года.

Вернее, говорить о Стратегии еще рано, речь, скорее, идет об основных подходах к разработке основополагающего стратегического документа отрасли. Тем более, что это уже не первая попытка создать такой документ, некоторые из них оказались неудачными, еще несколько стратегий параллельно разрабатывается на разных площадках. Возможно, пришло время свести этот процесс под одну крышу, а наработки специалистов – в один документ.

В заседании комиссии под председательством Анвара Шамузафарова приняли участие глава комитета ТППРФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, ректор МГСУ Андрей Волков, президент РААСН Александр Кузьмин, глава ТК 400 Лариса Баринова, представители профильных министерств, эксперты и пресса.

Открывая заседание, Анвар Шамузафаров подчеркнул, что это первое широкое обсуждение подходов к созданию Стратегии, и очевидно, что в проект документа, разработанного экспертами Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), необходимо вносить изменения и дополнения. Однако это уже основа для дальнейшей работы. Причем работать необходимо быстро и эффективно – уже в октябре проект Стратегии должен рассматриваться на президиуме Общественного Совета Минстроя России, а в 1 квартале 2016 года готовый документ должен быть представлен на Госсовет, посвященный развитию строительной отрасли.

Основной доклад по принципам и возможным разделам будущей стратегии представил директор департамента НОПРИЗ Сергей Чернов. Предполагается, что Стратегия будет некой оболочкой, «матрешкой», которая объединит стратегии развития градостроительства, жилищного строительства, промышленности стройматериалов, образования, науки, технического регулирования, государственного регулирования и  саморегулирования отрасли.

Для создания как «малых» стратегий, так и всего документа необходимы, прежде всего, достоверная статистическая база и анализ текущего состояния отрасли по всем заявленным направлениям. К сожалению, – и это констатировали многие участники заседания – достоверной статистики по строительной отрасли нет. Однако это не помешало разработчикам проекта Стратегии заложить в нее некоторые показатели, которые и во времена экономического роста и процветания вызвали бы недоумение, а сейчас их можно называть просто нереальными. Так, предполагается, что за 15 лет производительность труда в строительной отрасли вырастет в 2 раза. В жилищное строительство за это же время придет вдвое больше денег граждан и на 60% больше денег предпринимателей, а государственные расходы сократятся на 15%. При этом предполагается, что доля индивидуального жилищного строительства возрастет с 37% до 50%, существенно снизится высотное строительство, а девелоперы потеряют свое влияние на рынке.
Также, по мнению разработчиков, должно существенно измениться структура регулирования в строительстве – сейчас доля государства здесь составляет 80%, а к 2030 году она должна сократиться до 20%.

Предполагается, что консолидированное профессиональное сообщество (видимо, на базе саморегулируемых организаций, хотя прямо это и не прозвучало) возьмет на себя управление ценообразованием (100%), экспертизой (75%), строительным надзором (85%) и подготовкой кадров (60%). При этом с 0% до 40% должны вырасти объемы лицензирования, за которое также будет отвечать строительное сообщество.

Последовавшее обсуждение доклада и самого проекта Стратегии показало, что единого мнения по поводу того, как должен выглядеть документ, у собравшихся нет и близко. Ректор МГСУ Андрей Волков призвал более тщательно прописать раздел, посвященный науке, поскольку без инноваций и науки сделать качественный скачок в отрасли не получится. Идею же самофинансирования науки, заложенную в проекте документа, он назвал прямой дорогой на кладбище, в чем был поддержан Ефимом Басиным. Также Андрей Волков напомнил, что МГСУ на базе Технической платформы «Строительство и архитектура» с марта 2014 года уже занимается именно Стратегией развития строительной отрасли, и хорошо бы этот документ и эту работу также учесть. По его словам инновации должны идти лейтмотивом через всю стратегию, иначе вероятность принятия этого документа очень низка.

Академик Александр Кривов очень тщательно расписал все, что должно войти в раздел градостроительной политики, при том, что она должна опираться на стратегию пространственного развития, которой тоже пока не существует. По его словам, в России сложился чудовищный дисбаланс между Московским регионом, где проживает около 25% всего населения России, и остальной страной. Москва высасывает из регионов деньги и людей, остальные города и поселения развиваются с трудом, при этом  площадь всех городов России на  треть меньше, чем площадь городов Франции. В России под застройкой находится всего 0,2% территории, но при этом всем известны трудности с землей, когда нужно раздвинуть городские границы или построить новое поселение – свободной земли в России, оказывается, нет!

Много сложностей предвидят и разработчики раздела, касающегося технического регулирования отрасли. Сейчас здесь действует более 10 тысяч нормативных документов, их необходимо систематизировать, сделать акцент на разработку стандартов организаций, внести изменения в действующее законодательство. По словам главы ОАО «ЦНС» Александра Тарады, техническое регулирование как система должна опираться на стабильную совокупность правил, понятных всем.

Глава РСС Владимир Яковлев призвал разработчиков спуститься со сверкающего облака на землю и вспомнить, в каких условиях сейчас оказалась российская экономика. Как можно прогнозировать рост инвестиций граждан в жилищное строительство в два раза, если сейчас эти вложения уже сократились почти на 40%? В проекте Стратегии должны появиться реалистичные показатели, тем более, что документ должны будут согласовывать такие министерства как Минэкономразвития и Минфин.

Подводя итоги дискуссии, Анвар Шамузафаров предложил следующее: в течение ближайших 2 недель провести обсуждения документа в Минстрое России, в Ростехнадзоре и, если получится, в экспертном совете профильного комитета Госдумы. Совместными усилиями почистить предложенную структуру документа, убрать все лишнее и добавить то, что необходимо. Минстрой ждет от профессионального сообщества конкретным предложений и конкретного документа, который можно было бы внести в правительство. Времени очень мало – всего месяц, поэтому экспертам и всем заинтересованным сторонам нужно активно включаться в работу.

Лариса Поршнева

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо