ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Все проблемы поддаются решению, но с разной скоростью
20.03.2023

Все проблемы поддаются решению, но с разной скоростью

В Москве состоялась конференция «Индустрия 4.0: перед лицом новых вызовов». В отличие от многих схожих мероприятий это отличалось максимально конкретным содержанием. Что и понятно, учитывая сложившуюся в отрасли ситуацию.

Введение санкций, ограничение на поставки в Россию высокотехнологической продукции, уход с российского рынка крупнейших поставщиков ИТ-решений оказали значительное влияние на возможности компаний внедрять новые технологии и проводить цифровизацию. Новые вызовы потребовали от предприятий быстрой адаптации и осложнили долгосрочное планирование и принятие инвестиционных решений. Участники конференции обсудили изменение производственных процессов и ИТ-систем и попытались продемонстрировать стратегическое видение хода цифровизации в текущих условиях.

 С чем будем работать?

Те вызовы, та турбулентность, которые существуют сегодня на рынке, отражаются в первую очередь на предприятиях, мешая им решать существующие проблемы. Исследование Высшей школы экономики, проведенное в 2021 году, показало, что 52% используемых в компаниях цифровых систем могут быть расценены как устаревшие. 9 из 10 компаний знают о возможностях цифровизации, но из-за большого количества препон только половина начинает процесс ее внедрения. Среди самых распространенных препятствий на этом пути – дефицит ИТ-специалистов, финансовые ограничения, повышение операционных расходов, а также риски принятия некачественных решений и роста убытков. 

Об одном из решений этих вопросов поведал Станислав Шаронов, генеральный директор компании ЦТП.  

Платформа цифровых решений направлена на внедрение отечественного ПО, а вся ее деятельность проводится в рамках Национального проекта по повышению производительности труда. Порогом для попадания в эту экосистему является выручка компании от 400 млн рублей в год для 5 отраслей экономики. На платформе могут быть зарегистрированы не только пользователи ПО, но и вендеры.

И предприятия, и разработчики ПО нуждаются в одном и том же – в снижении издержек и росте доходов, легкости внедрения информационных систем, доверия к ним и скорости реализации. Сегодня на платформе зарегистрировано свыше 1000 предприятий. Чтобы их взаимодействие было эффективным, им предлагается разработать свою стратегию для работы с ИС, подобрать меры господдержки для решения вопроса с финансированием. После чего они могут начать реализовывать все стадии для решения вопроса о своей цифровизации. 

Для цифровизации компании важно с самого начала понимать, с какой точки она стартует, какие решения уже внедрены. Поэтому каждого пользователя детально анализируют, используя автоматические сервисы диагностики платформы, а затем уже производится работа экспертов на месте. После чего выдаются точечные рекомендации для внедрения цифровых решений.

На чем будем работать?

Рассказ Станислава Шаронова дополнил Александр Рассомагин, заместитель руководителя Центра отраслевых цифровых технологий Росатома. По его словам, разрабатывая цифровые решения, компания переводит в этот формат накопленный за многие десятилетия опыт строительства атомных объектов.

Сегодня всех сильно волнует поиск оборудования для цифровизации. В России есть свои производители его, однако комплектующие все равно поставляются из-за рубежа. Тренд на отечественного производителя ясно просматривается: он начался еще с 2021 года. И хотя у заказчика существует зависимость от логистических цепочек, того, какие комплектующие перемещаются по ним, был накоплен большой запас различного рода оборудования, который позволяет перекрывать сложности с транспортировкой той или иной техники. Несмотря на это, следует отметить тенденцию на увеличение сроков поставки оборудования. Более того, есть случаи, когда оно вовсе не поставляется или не полностью отвечает заявленным характеристикам.

Определенные надежды связаны с появлением индустриальных центров компетенции (ИЦК), ставшие площадкой для выбора и отбора тех или иных цифровых решений, которые в дальнейшем станут тиражироваться в разных отраслях.   

Еще одна проблема заключается в требовании вносить изменения в привычный технологической ландшафт после начала поставок непривычного оборудования. А это подчас приводит к резкому увеличению затрат в силу необходимости перепроектирования всей системы.

Игорь Якимов, руководитель центра стратегии и развития ИТ «ИТ Плюс» (входит в группу «Т Плюс»), рассказал, как в компании происходит замена импортного оборудования на отечественное в связи с уходом с рынка иностранных производителей. Объем замены составил 8 млрд рублей, что не позволяет осуществить этот процесс одномоментно, особенно учитывая тот факт, что поставки занимают 6-9 месяцев.

Еще в 2020 году компанией была разработана концепция цифровой трансформации, предполагающая замену большей доли ПО и оборудования на российскую. Поэтому, когда в начале 2022 года появилась необходимость существенных изменений в архитектуре системы, больших проблем не возникло. Конечно, это не означает, что все осталось неизменным: реализация концепции выросла по срокам, как и поставки оборудования.

ИЦК ЖКХ, созданный по решению правительства, на текущий момент включает компании, сформировавшие ТЭО «Ландшафт» для оптимизации производственных и финансовых процессов на базе российского ПО. Это серьезный шаг на пути импортозамещения, тем более что на данной основе уже подготовлен ряд проектов. Например, таких, как мониторинг повреждения тепловых сетей, паспортизация объектов генерации тепловых сетей, в рамках которой собирается текущая информация о них.

На рынке сегодня достаточно оборудования, но не все оно отвечает потребностям текущего дня. Хотелось бы, чтобы их производители повышали качество сервисного обслуживания, доведя его до уровня иностранного. Внедрять аналоги непросто, а иногда и просто невозможно. К тому же отечественные производители не способны предоставить полную линейку необходимого оборудования.

Цифровые сервисы и безопасность

Еще на одном вопросе – роли цифровых сервисов в развитии промышленности – остановился Дмитрий Россихин, директор RDN Group: «Мы стоим перед целым набором вызовов, таких как конкуренция, импортозамещение, выход на новые рынки, технологическое развитие, цифровизация. К цифровой трансформации нельзя прийти сразу, следует двигаться поэтапно: через автоматизацию процессов, оцифровку данных. Только в таком случае можно говорить о цифровых сервисах. Это эволюционный путь, по которому надо идти шаг за шагом.

Преимущество цифровых сервисов состоит в том, что они могут работать 7 дней в неделю по 24 часа, обеспечивая скорость и легкость реализуемых бизнес-процессов, а также оперативную эффективность. Особенно следует остановиться на цифровом следе, смысл которого заключается в том, что пользователь, заходя в систему, оставляет в ней свои отметки. Их анализ позволяет понимать, что хотят получить клиенты и сделать им выгодное предложение».

Цифровые сервисы могут предоставляться не только клиентам, но и сотрудникам. Так, в период ковида-19 особой популярностью пользовался сервис «рабочее пространство для бронирования рабочих мест», позволяющий меньше сталкиваться с коллегами и тем самым обезопасить себя от заражения.

Количество запросов на использование цифровых сервисов в последнее время значительно возрастает, причем предполагая все более сложную интеграцию между ними и с бизнес-процессами.        

Интересную дискуссию вызвало выступление Евгения Матюшенка, заместителя коммерческого директора компании «СёрчИнформ». По его словам, одна из главных проблем в сфере импортозамещения заключается в том, что оно коснулось далеко не всех российских предприятий. Отечественную экономику можно поделить на две части: частную и государственную. Частному сектору импортозамещение неинтересно: он как пользовался зарубежными решениями, так и пользуется, что пока позволяет ему в целом справляться с ситуацией. В том числе с помощью безлицензионного ПО. И это вызывает проблемы с безопасностью, уязвимостью, открывая гипотетическую возможность проникнуть в ИС компании. Со временем списки уязвимости могут расширяться, в том числе по причине изучения хакерами существующих слабостей системы.  

Иная ситуация сложилась в госсекторе, где нужно менять практически все. Самая главная проблема заключается в совместимости ПО и «железа». Мало просто выпустить свою операционную систему, главное – соединить ее с различными приложениями, базами данных, чем вынуждены заниматься сами организации. Для решения этой проблемы нужно, чтобы государство активней подключилось к данному процессу, вкладывая деньги в разработку современного ПО.

Государство – владелец или регулятор?

Свою точку зрения на складывающую ситуацию высказал директор по развитию ГК «СиСофт» (CSoft) Вадим Ушаков. Он задал вопрос докладчику: а государство ли должно регулировать сферу импортозамещения и быть в ней основным заказчиком? В отличие от мнения докладчика, Вадим Ушаков считает: де-факто это означает, что государство перестает быть регулятором рынка, а превращается во владельца продуктов.

Государство: владелец или регулятор – две большие разницы. В данной связи возникает следующий вопрос: на рынке существует дефицит отечественных разработок, но к 2025 году, согласно государственной программе, крупные российские вендоры должны возместить такую нехватку. Реально ли это? Например, SAP – одному из ведущих мировых производителей программных решений для управления бизнес-процессами, разрабатывающему решения, которые упрощают эффективную обработку данных и информационные потоки в масштабе всей организации, – по мнению многих, на данный момент нет альтернативы. Но, как указывает Вадим Ушаков, у SAP 72 модуля. Да, сразу все заменить нереально, но речь нужно вести не обо всех, а об отдельных секторах экономики. Например, в сфере ритейла решений, способных полностью заменить эту часть SAP, сегодня достаточно.

ГК «СиСофт» является разработчиком большого количества продуктов. В свое время стоял вопрос: стоит ли заниматься разработкой отечественного софта, когда не было массовых программ импортозамещения? Группа компаний тогда являлась одним из самых больших продавцов импортного ПО в сфере градостроительства. Но было принято решение создавать свои решения. И когда настал момент для замены импортных, ГК «СиСофт» оказалась основным игроком на рынке в секторе проектирования, являющимся хорошим примером замены импортного продукта на отечественный, отметил Вадим Ушаков. Будучи частной организацией, она не опиралась на помощь государства и не подпадала под регулирование с его стороны. Конечно, ГК «СиСофт» благодарна ему за оказываемое содействие, но нельзя же отрезать рынок от потребителя и выплескивать вместе с водой ребенка.

Не менее острый вопрос на сегодня – подготовка кадров для ИТ-сектора. Уже всем очевидно, что эффективно решить данную проблему можно только при самом тесном взаимодействии высшей школы и крупных компаний этого сектора. По словам Вадима Ушакова, ГК «СиСофт» активно работает с более сотней вузов. Да, мы должны обеспечивать подготовку определенного количества айтишников, генерить для них рабочее места, но не хватает постановщиков задач – руководителей проектов с опытом. И тут скрывается серьезная проблема. Контакты с руководством вузов свидетельствуют: практику студентам учебные заведения обеспечивают, но практиканты выполняют невостребованную работу. А специалист на выходе получается только тогда, когда появляется возможность поучаствовать в реальном проекте. В этом случае при выходе на реальную работу не надо тратить время на его обучение. Он способен в течение короткого времени выполнять хотя бы минимальное количество реальных задач.

Есть смыл обратиться к положительному иностранному опыту. Например, в США колледжи привлекаются для выполнения разных заданий. Тем самым учебные заведения зарабатывают деньги и дают возможность делать это учащимся, которые к тому же получают практические навыки.

Елена Басова         

 

    

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо