ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Леонид Питерский: НОЭ – это кладовая знаний и опыта для всех, кто к нам приходит
23.05.2021

Леонид Питерский: НОЭ – это кладовая знаний и опыта для всех, кто к нам приходит

Национальное объединение организаций в области энергоэффективности (НОЭ) в эти дни отмечает 10 лет с момента создания. За эти годы Объединение превратилось из группы энтузиастов во влиятельную профессиональную структуру, партнера государственных органов власти. О том, какие планы намечает для себя НОЭ, мы беседуем с его президентом Леонидом Питерским:

- Леонид Юрьевич, 13 мая вас избрали президентом НОЭ – в преддверии 10-летия создания этой организации. Вы стояли у истоков НОЭ, все эти годы были ее вдохновителем и, по сути, руководителем. Как сейчас развивается НОЭ? Увеличивается ли количество членов, растет ли бюджет? Все эти годы НОЭ вело огромную работу при минимальном количестве сотрудников…

- Все эти 10 лет работу НОЭ обеспечивали не деньги, а энтузиасты! И мы сделали очень много, несмотря на то, что бюджет у нас маленький и с годами так и не увеличился, хотя стал более стабильный – новые члены, которые к нам пришли, платят членские взносы исправно. За последний год к нам пришло 7 новых членов – это очень серьезные организации. Если раньше мы принимали в свои ряды всех желающих, то сейчас перед тем, как мы принимаем нового члена, ставим ему два условия: он должен четко написать, чего он хочет от НОЭ и что может дать НОЭ. То есть нам балласт для галочки совершенно не нужен. Лучше, если у нас в членах будут заинтересованные организации, которые будут понимать, что они хотят. Просто возглавлять какую-то организацию, которая существует на бумаге, никому не нужно - и мне в первую очередь. Я хочу, чтобы мы в любой момент могли показать, какую пользу наша работа приносит и нашим членам, и отрасли в целом. Хочется оставить о себе хорошую память и сделанные дела.

- Через 10 лет после создания НОЭ сходится ли то, что получилось, с тем, что задумывали?

- Очень противоречиво! Когда создавалось НОЭ, казалось, что нас будет очень много, что мы все сделаем, все будет идти легко. Мы тогда даже не понимали до конца, что мы должны делать, были, можно сказать, в эйфории. Но потом эйфория прошла, и началась рутинная работа. Мы перестали ставить перед собой глобальные задачи, потому что поняли: внедрение энергоэффективности – это шаг за шагом медленно подниматься в гору и достигать той вершины, которую мы себе поставили. Я понял, что Ассоциация – это такой кропотливый труд, и он не всегда виден. Это общение с экспертами, умение их услышать и умение понять, где правильная и неправильная точка зрения. А также умение отступить на шаг назад, признать, что что-то было сделано неправильно, переосмыслить и заново это сделать.

- Место, которое сейчас занимает НОЭ, – это именно то, что вам хотелось? Набрало ли Объединение политический и функциональный вес?

- Я считаю, что наш политический и общественный вес даже больше, чем мы планировали. Сейчас работа министерств, с которыми мы связаны, не обходится без мнения НОЭ. НОЭ – это главная экспертная площадка для принятия важных нормативных документов, которые выпускает государство в области энергосбережения. Вот это самое главное, мы сами не ожидали, что будет такой вес и такая помощь от нас именно исполнительным органам власти.

Например, мы сейчас готовим новую актуализированную версию постановления Правительства России № 703, которое утверждает  Комплексный план по повышению энергоэффективности экономики Российской Федерации. Это наиболее серьезный документ из всех тех, которые были до этого. Первый раз мы его представили три года назад, многое упустили, многое поменялось, появился опыт, который дал возможность осознать, где мы были неправы. Сейчас мы создаем документ совершенно иного уровня.

- Вы знаете,  у меня последние годы создается ощущение, что повышение энергоэффективности экономики – это такая мантра, которую все повторяют, но дальше нее дело не идет…

- Это не мантра, это, действительно, работает. Сейчас энергоэффективность становится инструментом в снижении выбросов предприятий. То есть так, как это принято во всем мире. Если раньше энергоэффективность понималась как снижение затрат, то сейчас  акцент больше делается на то, что это инструмент снижения углеводородных выбросов. И здесь нужно понимать, что если мы так же, как и Европа, не введем у себя экологический налог, то наша экономика потеряет большие деньги: будут совершенно другие таможенные пошлины, с наших товаров в Европе будет браться экологический налог, и мы потеряем способность конкурировать на европейских рынках. Поэтому нужно работать в этом направлении. И затронет это не только экспортеров, но и большинство наших компаний.

- В строительной отрасли – да и не только в ней – на этом направлении одна беда, о которой мы говорим много лет: практическое внедрение энергоэффективных технологий стоит дорого. И даже если проектировщики заложат их в проект, то на этапе строительства от них, скорее всего, ничего не останется. Каким образом это можно стимулировать?

- В Комплексном плане по повышению энергоэффективности экономики мы закладываем достаточно большой блок, посвященный  популяризации и объяснению, что же такое энергоэффективность. Потому что у нас до сих пор многие этого не понимают. И здесь важно объяснить конечному потребителю, что если он покупает более дорогую энергоэффективных квартиру и соответственно платит больше по ипотечному кредиту, то за счет экономии на ЖКХ его совокупные расходы станут меньше. И такое простое объяснение для потребителей мы сейчас должны широко пропагандировать. Я радуюсь, что многие застройщики стали это включать как одно из объяснений для потребителя, почему лучше купить квартиру в доме с более высоким классом энергоэффективности, чем в обычном доме. Застройщики стали понимать свою выгоду, но пока только очень немногие, и в больших городах.

- То есть кого нужно воспитывать и просвещать в первую очередь – застройщика или потребителя?

- Потребителя, то есть нужно сформировать соответствующий спрос в первичном звене. Но для этого застройщик должен объяснять потребителю, почему ему выгодно покупать более дорогую квартиру, поскольку в итоге он будет ежемесячно тратить меньше.

- Но далеко не все застройщики сами это понимают и хотят этим заниматься…

- Те застройщики, с которыми общаемся мы, готовы этим заниматься – но это в Москве. В регионах с этим беда, и поэтому мы сейчас будем объединять все региональные центры энергосбережения по России, чтобы они проводили, в том числе и эту работу. Сейчас эти центры работают автономно под региональными  властями, и работают, как хотят. Это не устраивает Минэкономразвития, так что эту структуру нужно менять. Мы проводили круглый стол по работе региональных центров по энергоэффективности – есть центры, которые работают очень активно, продвигают энергосервис, энергоэффективность при капремонте. Но одна из трудностей в их работе – отсутствие вертикали, методических документов, регламентов, единой программы действий. Первая эйфория после принятия ряда постановлений прошла, а потом все упало почти до нуля. И вот только сейчас начинает подниматься на каком-то качественно новом, осознанном уровне.

Мы хотим объединить эти центры так, как это сделали в Ассоциации региональных центров капитального ремонта, чтобы совместно разрабатывать методики, регламенты, пособия, обмениваться опытом, получать информацию об изменениях в законодательстве. Вот это и есть основная функция любой ассоциации – не давать указания и контролировать, а способствовать работе на местах.

Мы хотим предложить всем региональным центрам энергоэффективности войти в состав НОЭ,  чтобы мы на площадке НОЭ выделили  эту работу  в отдельное направление и активно ею  занимались. Сейчас в Минэкономразвития есть Национальный центр энергоэффективности в составе нескольких человек, на него выделяются бюджетные средства, идут какие-то разработки, в том числе на ГИС «Энергоэффективность», но все это не доносится до регионального уровня, а ГИС работает формально. Мы хотим восполнить этот пробел.

- Вот мы и вернулись к работе НОЭ, и в связи с этим вопрос: что самое главное было сделано за прошедшие 10 лет?

- Когда мы начинали работать,  весь рынок энергоэффективных технологий и энергоаудита был разрозненный, каждый считал себя самодостаточным, чтобы решать свои вопросы. За 10 лет нам удалось все вопросы в области энергоэффективности свести на одну площадку. И самое главное, чему я рад, нам удалось создать команду единомышленников и экспертов с колоссальным потенциалом. Такого сплоченного коллектива экспертов, живущих одной идеей, одной целью, я не встречал ни в проектном, ни в строительном сообществе. У нас нет случайных людей, все люди  увлеченные, понимающие, чего они хотят добиться. Вот это самое главное, и я очень горжусь, что нам удалось объединиться, найти общий язык, что все эксперты не выпячивают себя вперед, а научились слушать друг друга и быть одним целым.

- Если сейчас кто-то захочет вступить в НОЭ, что  бы вы сказали такому соискателю? Что он здесь найдет реально?

- Он в первую очередь должен понимать, для чего ему это нужно. Если он имеет разработки и хочет найти партнера – это к нам. Кто-то говорит, что хочет донести свои идеи до органов власти – пожалуйста, мы поможем! Я уж не говорю о разработке национальных стандартов – это тоже наша сфера деятельности. Кто-то приходит и ищет помощи в продвижении какой-то темы, ищет опыт и знания – мы тоже поможем. НОЭ – это кладовая знаний и опыта, где можно чему-то научиться или, наоборот, дать кому-то свои знания.

- А с чем сюда не нужно приходить? Чего здесь не найдут компании?

- Не найдут заказов – никогда. Не найдут площадку, где можно пропиарить лично себя или руководителя. Ленточки и звания мы не раздаем. Если ты пришел и хочешь работать в экспертных советах в Госдуме или в министерствах – пожалуйста, приходи. Но мы тоже должны понимать, что ты хочешь получить от той или иной структуры, чтобы было не стыдно, что этот человек представляет НОЭ. НОЭ никогда не будет заниматься пиаром и продвигать кого-то по карьерной лестнице, новый член должен своей работой показать, что он может.

- Интересный подход, потому что обычно добровольные ассоциации заинтересованы в большом количестве членов - это же взносы. А дольше – как пойдет… Или вам репутация дороже?

- Да, репутация нам дороже. Я очень боюсь, что нашу репутацию могут подпортить. Да, мы долго шли к тому, чтобы стать таким партнером и подспорьем для государства, было сложно, но мы сумели за 10 лет заработать эту хорошую репутацию. И ценим ее реально дороже денег.

- А не подумают ли некоторые компании, что сейчас они вступят в НОЭ, а потом в ТК 039, о котором мы говорили с вами в предыдущем интервью, все их технологии пойдут на «ура» и будут внесены в правительственный перечень?

- Не будет такого! Членство в НОЭ – не индульгенция, а площадка для того, чтобы донести свою позицию, но не более того. Если эту позицию экспертное сообщество не принимает, то никаким путем ты ее не пропихнешь. Либо дорабатывай, либо осознай, в чем ошибался. И членство в НОЭ тут никакой роли не играет. НОЭ – не конторка для своих, где все делают друг другу приятно. Мы изначально были настроены на настоящую работу, чтобы приносить пользу своим коллегам. И сейчас мы чувствуем себя очень уверенно, понимаем, кому и для чего нужна наша работа. Можно сделать  все, если ты не один – даже без денег.

И сейчас я смотрю вперед с очень большим оптимизмом. Мы помогаем формировать государственную политику в области энергосбережения и стараемся интегрировать мнение профсообщества в развитие государственной политик в этой части. Это удается, и нас слышат. Мы выступаем не просителями у чиновников, мы не лоббируем интересы конкретных компаний, мы просим сделать так, чтобы была польза стране и людям. Вот это и работает.

Лариса Поршнева

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо