ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
ГосДума-2020: 
«Мы писали, мы писали, 
наши пальчики устали»
27.12.2020
Власть

ГосДума-2020: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»

Вот и подходит к концу тяжелый 2020 год, а вместе с ним заканчивает работу осенняя сессия Государственной Думы РФ. Рассмотрим результаты, касающиеся строительной отрасли.

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

 

Законопроект № 970002-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части установления возможности предоставления земельного участка гражданину в собственность досрочно) 08.12.2020 г. подписан Президентом РФ – 413-ФЗ.

Расширен перечень случаев досрочного предоставления земельных участков в собственность гражданам и установлено, что участок может быть предоставлен в собственность гражданину в любое время до истечения пятилетнего срока действия договора безвозмездного пользования участком в случае, если этим гражданином заключен кредитный договор с российской кредитной организацией, предусматривающий предоставление целевых кредитных средств на строительство на таком участке объекта ИЖС, а также передачу испрашиваемого земельного участка в залог кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.

 

Законопроект № 983620-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части урегулирования отношений участников долевого строительства и застройщиков)» находится на рассмотрении в 1 чтении.

В последние годы резко возросло количество судебных исков к застройщикам с претензиями о несоблюдении ими стандартов качества строительства или сроков передачи квартир участникам долевого строительства. Законопроект направлен на обеспечение баланса интересов участника долевого строительства и застройщика и обеспечит нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.

В качестве первоочередного требования, которое может предъявить участник долевого строительства, установить требование о безвозмездном устранении недостатков. У граждан сохраняется право предъявления иных требований, а также право на обращение в суд, но в случае, если застройщик не воспользовался предоставленной ему возможностью устранить недостатки собственными силами добровольно.

Предлагается установить неустойку в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатка (дефекта) или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства. Если участник долевого строительства – гражданин, приобретающий жилое помещение для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с извлечением дохода и осуществлением предпринимательской деятельности, предусмотренная неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

Исключается из периода просрочки передачи объекта долевого строительства, необходимого для целей исчисления соответствующей неустойки, случаи такой просрочки, вызванные требованиями участника долевого строительства в отношении качества объекта.

 

Законопроект № 1023318-7 «О внесении изменений в ст. 57 Земельного кодекса РФ (в части уточнения случаев возмещения правообладателям земельных участков убытков, возникающих в связи с? правовым регулированием использования земли)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается внесение изменений в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению.

Эти изменения позволят устранить неопределенность в правоприменительной практике и установить варианты возмещения в полном объеме.

 

 

Комитет по транспорту и строительству

 

Законопроект № 899967-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований)» 31.07.2020 г. подписан Президентом РФ – 264-ФЗ.

В ГрК РФ вместо понятия «стратегии (программы) развития отраслей экономики» вводится понятие «отраслевые документы стратегического планирования», а вместо «программ социально-экономического развития субъектов, планов» и «программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований» соответственно «стратегии социально-экономического развития субъектов РФ» и «стратегии социально-экономического развития муниципальных образований».

Предлагается новая редакция ст. 30 и 38 172-ФЗ о том, что документы территориального планирования РФ и субъектов РФ разрабатываются на основании требований 172-ФЗ и ГрК РФ.

 

Законопроект № 1055441-7 «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят в 3 чтении.

Предусмотрено создание единого заказчика в сфере строительства объектов капитального строительства, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета путем реорганизации в форме слияния и (или) преобразования определенных Правительством РФ федеральных казенных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика.

Цель его создания – выполнение им функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности РФ, включенных в программу деятельности Единого заказчика.

Виды (категории) объектов будут определяться Правительством РФ и должны быть предусмотрены решениями об осуществлении капитальных вложений в объекты, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ.

Описаны функции и полномочия Единого заказчика.

 

Законопроект № 1060282-7 «О внесении изменения в ч. 4-1 ст. 63 ГрК РФ» внесен на рассмотрение.

Предлагается предусмотреть, что правила землепользования и застройки субъектов – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законами этих субъектов не установлено, что они утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов.

 

Законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в ГрК РФ» (об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Сегодня на законодательном уровне остается неурегулированным вопрос о контроле кредитной организации за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении о перечислении средств компенсационного фонда, содержанию документов, представленных СРО в качестве основания для составления распоряжения, и установленным требованиям к направлению расходования таких средств.

Нет и правового механизма отказа кредитной организации в выполнении распоряжения СРО о перечислении средств компенсационного фонда в случае непредставления соответствующих документов.

Законопроект восполняет существующий правовой пробел и усиливает банковской контроль за использованием средств компенсационного фонда.

Также предлагается сократить срок, предусмотренный для уведомления органом надзора за СРО кредитных организаций, в которых открыт специальный счет в целях формирования компенсационного фонда, об исключении сведений о СРО из реестра СРО.

 

Законопроект № 1026242-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 36 и 60 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в части сокращения сроков прохождения процедур в сферах строительства» решено принять в 1 чтении с предоставлением поправок и предложений до 17.12.2020 г.

Предлагается сокращение сроков внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также сокращение сроков подготовки документации по планировке территории. Максимально допустимое сокращение их сроков составит 50 рабочих дней.

Предусмотрены изменения, направленные на обеспечение проведения процедур, связанных со строительством, в электронном виде.

Появляется возможность Правительства РФ по результатам анализа процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами и включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, определить соответствующие процедуры, которые подлежат осуществлению исключительно в электронной форме с установлением порядка их осуществления.

 

Законопроект № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)» принят в 3 чтении.

Предусматривается единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Разграничиваются полномочия по принятию решений о комплексном развитии территории.

Регулируются существенные условия договора о комплексном развитии территории, основные права, обязанности его сторон, а также их ответственность.

Появляется возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории. Субъекты наделяются широкими полномочиями.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда. Для нежилых объектов прекращаются и переходят права на такие объекты по процедуре изъятия для государственных и муниципальных нужд.

Определяется правовой статус ранее заключенных договоров о развитии застроенных территорий, договоров комплексного освоения территории и договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Указанные договоры сохраняют свое действие в соответствии с условиями этих договоров. Их изменение и расторжение осуществляется в порядке, действовавшем на день их заключения.

 

Законопроект № 1028355-7 «О внесении изменений в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ» (о расширении перечня объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство)» внесен на рассмотрение.

Вносятся изменения в части исключения необходимости оформления разрешения на строительство при строительстве, реконструкции газопроводов, предназначенных только для транспортировки природного газа давлением до 1,2 МПа включительно, создаваемых в целях подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, по ряду причин.

 

Законопроект № 1025622-7 «О внесении изменения в ст. 49 ГрК РФ» (об уточнении видов объектов, не подлежащих экспертизе)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Устанавливается возможность для застройщика формировать единый земельный участок для строительства на нем жилых домов блокированной застройки (в дополнение к существующему положению о том, что под каждым жилым домом блокированной застройки должен быть сформирован отдельный земельный участок).

В п.2 ч.2 ст.49 ГрК заменяется в словосочетании «расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования» союз «и» на союз «и (или)».

 

Законопроект № 993592-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о порядке уточнения в документах территориального планирования)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается ст. 34 218-ФЗ дополнить положениями, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом) или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не может быть препятствием для установления населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.

Устранение таких пересечений осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете.

Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования
и границы между субъектами предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого земельного участка.

Предлагается вносить изменения, если более 50% площади земельного участка, с границами которых пересекаются границы населенных пунктов, территориальных зон, находится в границах или за границами населенных пунктов, территориальных зон, с одновременным изменением границ населенных пунктов, территориальных зон, в том числе, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие части границ.

Уточняются требования к межевому плану.

 

Законопроект № 965887-7 «О внесении изменения в статью 1 ГрК РФ» (об уточнении понятия объекта индивидуального жилищного строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Сегодня складывается неоднозначная правоприменительная практика, связанная с определением количества надземных этажей в объектах ИЖС, имеющих цокольный этаж.

Предлагается уточнить определение объекта ИЖС, указав, что надземный этаж – это этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли.

 

Комитет по жилищной политике и ЖКХ

Законопроект № 1022121-7 «О внесении изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в части обеспечения ускоренной реализации субъектами РФ региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) прошел 3 чтение, 09.12.2020 г. решено принять и направить в Совет Федерации.

Предусмотрен ряд изменений, обеспечивающих дополнительные возможности ускоренного финансирования программ переселения.

Функции Фонда дополняются функцией по привлечению кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения.

Предусматривается возможность предоставления Фондом за счет временно свободных средств финансовой поддержки, а также привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств сверх установленного для субъекта лимита средств на текущий год, но в пределах увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 г. включительно, который рассчитан для этого субъекта в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ. Определяются особенности предоставления такой финансовой поддержки.

Правительство РФ устанавливает порядок определения минимального размера этапа программы, и эти требования распространяются не только на этап текущего года, но и в том числе на этапы будущих лет, а также уточняется понятие «этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

Снимаются ограничения на использование субъектами и муниципальными образованиями средств бюджетов субъекта и местного бюджета, полученных за счет иных источников.

Предусмотрена возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, в собственность бесплатно некоторым категориям граждан в населенных пунктах, численность которых не превышает 30 тыс. человек.

Ограничены цели использования земельных участков под расселенными многоквартирными домами.

Вносится ряд изменений о штрафных санкциях, о праве субъектов не возвращать в Фонд средства финансовой поддержки, предоставленные им на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Также исключаются некоторые положения.

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо