ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стенд <br />
на социальной <br />
дистанции
27.12.2020
Выставки

Стенд
на социальной
дистанции

Особенности выставки «Цемент. Бетон, Сухие смеси» в период пандемии

До Экспоцентра доехали не все

«Уважаемые посетители и друзья! Мы очень сожалеем, что не смогли встретиться на нашем стенде. Всю вашу информацию и ваши вопросы вы можете направить по электронной почте или телефону…», — такие объявления висели на нескольких стендах в зале Экспоцентра. Точнее на арендованных под них площадках, так и оставшимися пустыми.

Места были забронированы еще до пандемии. По регламенту выставки уплаченные деньги отсутствующему участнику не возвращаются. «Но мы решили пожертвовать деньгами, зато не рисковать здоровьем своих сотрудников», сказали в самарской «Строммашине», одной из не доехавших до Экспоцентра компаний.

Пандемия не могла не сказаться на традиционном деловом мероприятии. Зал Экспоцентра смотрелся как через обратную сторону бинокля. Все было, как всегда. Ветераны выставки оживленно общались после года разлуки, дебютанты осваивались, стучали колесики чемоданов посетителей. И вся эта картина умещалась на небольшом пространстве зала. В каталоге 2020 года значилось 36 участников (в прошлом году было более 100). Да еще, как видим, не все доехали.

Подавляющее большинство экспозиций были оформлены скромно. Образцы оборудования практически отсутствовали. Конечно, бетоносмесительный завод полностью разместить в зале еще никогда не удавалось. Но отдельные узлы демонстрировались всегда. Всегда можно было посмотреть «вживую» на мобильные бетоносмесители. И уж тем более, на стендах стояло менее габаритное оборудование. Это помогало участникам привлечь к себе внимание потенциальных партнеров.

Но транспортировка техники требует финансовых затрат. В 2020 году из-за сокращения объемов строительства у многих компаний сократились доходы. И тратиться на перевозку экспонатов они не захотели. Привезли в основном только то, что помещается в коробочку или флакон — образцы строительной химии, минеральных добавок. Бетонные заводы, как и другое оборудование, можно было видеть только на страницах рекламных проспектов.

Некоторые компании отказались от участия в выставке, побоявшись отсутствия посетителей. Но посетители, пусть и в меньшем, чем раньше, количестве, были, причем профессионалы. (На момент написания материала официальные итоги выставки еще не подвели.) Люди приезжали специально из других городов и даже стран СНГ. Интерес к выставке победил страх подхватить вирус.

 

Знакомьтесь, новые лица

Выставка всегда привлекала иностранные компании. Но сейчас границы закрыты, и в Экспоцентр добрались единицы из них. Или те, кто имеет представительство в России.

Ядро выставки составляли ее постоянные участники, которые бывают здесь ежегодно. Производители бетонных заводов, различной автоматики, оборудования для упаковки сыпучих материалов, мраморной крошки, дистрибьютеры (большей частью добавок для сухих строительных смесей)… Рифей (Златоуст), ТензоТехСервис (Казань), Вселуг (Москва), Шишимский мрамор (Челябинск), Еврохим (Москва)… На вопрос, собираются ли они приехать в следующий раз, отвечали «А как же!». Похоже, это самые преданные участники данного мероприятия, и они будут присутствовать тут до тех пор, пока оно будет проводиться.

Но появились и новые лица.

Впервые за последние годы в выставке участвовали производители цемента — холдинг «Белорусская строительная компания». В холдинг входят три цементных завода. Российские специалисты отзываются о белорусском цементе весьма уважительно. Но внутренний рынок для него мал, особенно после реконструкции одного из заводов. Белорусский цемент экспортируется в Ленинградскую область, Финляндию, Польшу. На выставке менеджеры рассчитывали найти новых покупателей.

Компания «Промнитех» (Беларусь) предлагает новый способ увеличить срок службы оборудования по производству цемента, бетона, сыпучих материалов. Поверхность смесителей, лотков и других наиболее изнашиваемых элементов покрывается футеровкой, которая состоит из керамики с оксидом алюминия. По словам директора компании Валентина Вишневского, это позволит в четыре раза дольше эксплуатировать оборудование. Интересно, что «Промнитех» до сих пор специализировался на машиностроении для пищевой промышленности. Но он является официальным представителем немецкой компании IBHM, а ее учредитель — выходец из цементной отрасли. Вот он и стал инициатором данного новшества.

 

Государство готово помочь

Второй год на выставке можно было видеть региональные стенды, на этот раз — Липецкой и Волгоградской областей. Здесь размещались компании, приехавшие в Экспоцентр в рамках Федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса. В соответствие с программой им оплачивается аренда выставочной площади и ее обустройство. (Транспортные и командировочные расходы остаются за участниками.) Сказать, что программа нравится компаниям — значит, ничего не сказать. Иные без такой помощи и на выставки никогда не попали бы. Другие смогли открыть для себя новые перспективы.

АО «Юстир» (Волгоград) — дебютант выставки. «Юстир» изготовляет автомобильные весы. Маркетолог Андрей Карпунин рассказывает, 80% их продукции традиционно приобретают сельскохозяйственные организации. Но выставка показала, что весы нужны и строителям. Компания получила шанс пополнить список клиентов строителями.

ООО «Эстер» (Волжский) — один из немногих российских производителей добавок к сухим смесям. И тоже приехал на выставку впервые. Ранее «Эстер» участвовал в основном в мероприятиях химической промышленности. Но теперь специалисты компании поняли, что строительство — тоже их ниша. Не исключают, что следующий раз приедут уже самостоятельно.

Воспользоваться преимуществами программы несложно. «Чтобы получить финансовую помощь от государства для участия в выставках, претендентам надо быть зарегистрированными в реестре малого и среднего бизнеса и не иметь долгов по налогам. А выбрать они могут любую выставку», объясняет Екатерина Синельщикова, консультант Центра поддержки предпринимательства Липецкой области, который и организует такие поездки.

Другое дело, возможности программы не безграничны. Региону выделяется определенная сумма. Обычно на одном стенде размещаются три-четыре участника. А, скажем, оплатить сразу два стенда региону проблематично. Тот, кто подает заявку позже других, рискует отложить поездку на следующий год. Говорят, в некоторых областях из желающих собирается очередь. Благо действует программа до 2024 года.

 

Роботы вместо гастарбайтеров?

Группа компаний VPK (Москва) — одна из немногих, кто демонстрировал на выставке свою продукцию в натуральном виде — площадочные вибраторы серии MVF торговой марки Vibromatic. Они применяются для уплотнения бетона при возведении монолитных строительных конструкций, на заводах ЖБИ и ЖБК, на других предприятиях, связанных с переработкой сыпучих материалов.

Еще одно из направлений деятельности VPK — совместный выпуск с ведущим китайским производителем GUTE Machinery высокоэффективных роботов по обработке арматурной стали. В этом году строители проявляют к такому оборудованию повышенный интерес, хотя раньше относились к нему настороженно, предпочитали пользоваться старыми моделями. Все объясняется просто: до сих пор на стройках широко использовался труд гастарбайтеров. Но из-за пандемии их количество резко сократилось. И часто единственным выходом продолжить рабочий процесс остается его автоматизация.

А если гастарбайтеры появятся в прежнем количестве? Строители вернутся к старым моделям? Алексей Тихомиров, руководитель проекта компании, считает, что этого не случится: более совершенную технику на менее совершенную еще никто не менял. Пандемия предоставила прекрасный шанс совершить технологический рывок в строительстве. (Машиностроители считают нашу отрасль одной из самых консервативных в этом отношении).

Кстати, станки VPK для гибки и резки арматуры, затирочные машины, вибраторы для уплотнения бетона использовались на строительстве знаменитой клиники «Коммунарка».

Еще одну тенденцию можно было заметить на выставке: отечественные компании сначала продают импортную технику, а потом осваивают производство собственной.

Если бы на выставке проводился конкурс на лучший стенд, первое место стоило бы присудить ООО «СGM» (Ярославль). Его экспозиция была оформлена бетонными блоками, которые предназначаются для обустройства городского ландшафта; из них делаются подпорные стены высотой вплоть до пяти метров. Смотрится весьма эффектно. А изготавливаются такие блоки на виброформовочных машинах — продукции этого ярославского предприятия. На одной машине можно использовать формы разных размеров и, соответственно, получать разных размеров блоки.

Виброформовочные машины — только одна из позиций в широкой линейке продукции предприятия, которая включает бетонные заводы и оборудование для производства сборного железобетона.

ООО «CGM» — российское представительство итальянской компании «CGM Srl». Наши специалисты перенимают у итальянских коллег опыт и современные технологии. «Итальянские виброформовочные машины мы сначала просто продавали, — рассказывает директор Алексей Никитин, — но постепенно стали изготавливать формы для них, а затем и сами машины.

 

…Не заменит даже интернет

«Цемент. Бетон. Сухие смеси» — одна из нескольких строительных выставок, которые состоялись в период пандемии. И хочется снять шляпу перед организатором, ООО «АлитИнформ», которое сумело провести ее в столь непростое время.

Но… Скромные масштабы выставки нельзя объяснить лишь эпидемиологической обстановкой. Часть потенциальных участников посчитали, что она им не нужна в принципе. Маловато посетителей (речь идет о благополучном времени). Вот и на только что прошедшем мероприятии на вопрос «Приедете ли снова?», в ответ нередко звучало: «Сначала посмотрим, сколько будет в следующий раз гостей, а потом будем решать». А посетителям неинтересно, когда мало участников. Так что сложно надеяться, что с окончанием пандемии выставка сразу станет большой и шумной.

…В первый день по залу откуда-то пошел слух, что и выставки теперь будут проходить онлайн. На стендах тут же стали обсуждать, как это будет выглядеть. И ни у кого в голосе не было радости.

Между тем, все последние годы в этом же зале сотрудники компаний-участников не уставали повторять: зачем сюда ездить, если все может заменить интернет? А на практике оказалось, что личное общение не заменит даже интернет.

 

Елена Бабак

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо