Зуд ценорегулирования
Понятно, что цены на соседней полке вырастут ровно на тот процент, что снизились на «макарошки», но сам принцип попытки госрегулирования рынка и вмешательства в экономику неожиданно понравился не только чиновникам от сельского хозяйства — тут явно и другие отраслевики увидели для себя возможность «порулить».
На самом деле, ничего хорошего в неуклюжем вмешательстве государства в ценообразование на рынке нет — это значит, что чиновники своими законами выстроили такую ситуацию в бизнесе, когда производители и продавцы единственным выходом для «поддержания штанов» видят только повышение цен. Потому что уменьшение предложения на полузакрытом падающем рынке не может привести ни к чему другому. И этот принцип распространяется и на строительную отрасль.
Да, базовые стройматериалы растут в цене — а почему бы им этого не делать? За последний год увеличился НДС, выросли в цене электроэнергия, газ, транспортные услуги и поборы типа «Платон», дешевый бензин из Европы доблестно остановлен на российских границах, а падение рубля обусловило автоматическое удорожание любого оборудования, на котором эти самые стройматериалы производятся (если кто не в курсе — в России не производится никакое оборудование для производства стройматериалов: от стекла до сборных панелей). И с чего бы вдруг стоимость стройматериалов осталась на прежнем уровне? Даже ради высоких государственных интересов производитель никогда не будет работать себе в убыток. Так что Минстрою России и НОСТРОю, вместе с мониторингом цен на строительные ресурсы стоит задать вопрос производителям: «Почему подорожало?» - причем не грозно-обвиняюще, а с заинтересованностью и сочувствием к коллегам.
Рефрен последних совещаний чиновников с застройщиками: вах, жилье подорожало в пяти регионах! Да как же вы допустили! Надо что-то делать и как-то регулировать! Окститесь, господа, вы сначала влили в жилищное строительство под сотню миллиардов рублей чрез льготную ипотеку и прочие меры поддержки, а теперь удивляетесь, что спрос превысил предложение, и цены выросли? Так это элементарные экономические законы, которые проходят на 1 курсе экономического факультета. Да и растут эти цены в тех регионах, куда ухнуло 90% от всей льготной ипотеки — Москва и область, Петербург и область. То есть, меры господдержки и деньги налогоплательщиков пошли не по всей России, а в пять богатейших регионов, где население и так не бедствует, да и застройщики с голода пока не пухнут.
Можно было это заранее просчитать? Нужно! Вот для этого и существуют фонды, институты развития, околоминистерские структуры и цифровые модели, которые нужно уметь правильно строить и получать достоверную информацию. А если вместо стратегии развития отрасли (кстати, где она, в конце концов?!) и качественных прогнозов попытаться скомандовать: «Цены, стой! Раз-два!», мы получим не спад цен, а банкротства производителей и очереди покупателей перед офисами застройщиков. Если, конечно, у этих покупателей хватит денег на то, чтобы купить неказистую квартирку по цене европейского особняка.
Лариса Поршнева
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.