ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Зуд ценорегулирования
18.12.2020
Колонка главного редактора

Зуд ценорегулирования

Декабрь уходящего года неожиданно прошел под знаком вопроса «Ой, а чего это все так подорожало?» и локальными телодвижениями правительства по сдерживанию цен на продукты, которые составляют основу пищевого рациона нищенствующих слоев населения России.

Понятно, что цены на соседней полке вырастут ровно на тот процент, что снизились на «макарошки», но сам принцип попытки госрегулирования рынка и вмешательства в экономику неожиданно понравился не только чиновникам от сельского хозяйства — тут явно и другие отраслевики увидели для себя возможность «порулить».

На самом деле, ничего хорошего в неуклюжем вмешательстве государства в ценообразование на рынке  нет — это значит, что чиновники своими законами выстроили такую ситуацию в бизнесе, когда производители и продавцы единственным выходом для «поддержания штанов» видят только повышение цен. Потому что уменьшение предложения на полузакрытом падающем рынке не может привести ни к чему другому. И этот принцип распространяется и на строительную отрасль.

Да, базовые стройматериалы растут в цене — а почему бы им этого не делать? За последний год увеличился НДС, выросли в цене электроэнергия, газ, транспортные услуги и поборы типа «Платон», дешевый бензин из Европы доблестно остановлен на российских границах, а падение рубля обусловило автоматическое удорожание любого оборудования, на котором эти самые стройматериалы производятся (если кто не в курсе — в России не производится никакое оборудование для производства стройматериалов: от стекла до сборных панелей). И с чего бы вдруг стоимость стройматериалов осталась на прежнем уровне? Даже ради высоких государственных интересов производитель никогда не будет работать себе в убыток. Так что Минстрою России и НОСТРОю, вместе с мониторингом цен на строительные ресурсы стоит задать вопрос производителям: «Почему подорожало?» - причем не грозно-обвиняюще, а с заинтересованностью и сочувствием к коллегам.

Рефрен последних совещаний чиновников с застройщиками: вах, жилье подорожало в пяти регионах! Да как же вы допустили! Надо что-то делать и как-то регулировать! Окститесь, господа, вы сначала влили в жилищное строительство под сотню миллиардов рублей чрез льготную ипотеку и прочие меры поддержки, а теперь удивляетесь, что спрос превысил предложение, и цены выросли? Так это элементарные экономические законы, которые проходят на 1 курсе экономического факультета. Да и растут эти цены в тех регионах, куда ухнуло 90% от всей льготной ипотеки — Москва и область, Петербург и область. То есть, меры господдержки и деньги налогоплательщиков пошли не по всей России, а в пять богатейших регионов, где население и так не бедствует, да и застройщики с голода пока не пухнут.

Можно было это заранее просчитать? Нужно! Вот для этого и существуют фонды, институты развития, околоминистерские структуры и цифровые модели, которые  нужно уметь правильно строить и получать достоверную информацию. А если вместо стратегии развития отрасли (кстати, где она, в конце концов?!) и качественных прогнозов попытаться скомандовать: «Цены, стой! Раз-два!», мы получим не спад цен, а банкротства производителей и очереди покупателей перед офисами застройщиков. Если, конечно, у этих покупателей хватит денег на то, чтобы купить неказистую квартирку по цене европейского особняка.

Лариса Поршнева

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо