ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Сумасшедшие корабли» <br />
уплывают <br />
в вечность…
18.12.2020
Архитектура

«Сумасшедшие корабли»
уплывают
в вечность…

Проекты и программы 28-ого фестиваля «Зодчество» запомнятся нам надолго

Посетителей было много

Прошедший фестиваль «Зодчество» впервые открыл министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Ирек Файзуллин приехал в Гостиный двор прямо из Госдумы, где его утвердили на должность руководителя отрасли. После окончания церемонии открытия министр познакомился с экспозициями фестиваля.

Сложная эпидемиологическая обстановка практически не повлияла на количество посетителей. Люди шли в Гостиный двор непрерывным потоком. Аудитории, где проходили мероприятия деловой программы, всегда были заполнены. Единственное заметное отличие от прошлых лет — было крайне мало студентов и детей. По понятным причинам им посещать фестиваль не рекомендовали. Но смотр-конкурс студентов колледжей и вузов состоялся. А из детских рисунков была создана прямо на полу прекрасная инсталляция.

И еще хочется сказать о масках. Как и положено, маски на фестивале носили все. Но часто это были не те скромные изделия, которые мы видим на прохожих. У большинства они напоминали модный аксессуар, причем как у женщин, так и мужчин. Бархатные, с бабочками, цветами… Прямо жаль, что не было конкурса масок или модного дефиле.

Состоялся традиционный смотр-конкурсе регионов. Приехали восемь делегаций (в прошлом году — 15). Среди постоянных участников — Якутия, Татарстан, Хабаровский край. Впервые за всю историю «Зодчества» на фестивале появилась Магаданская область.

 

Пример для школьных зданий

Регионы сохраняют тренд последних двух-трех лет: стараются изобретательно оформить свои экспозиции, охотно общаются с посетителями. Пришедшие на стенд Магаданской области узнавали, что в прошлом году столица Колымы отметила 90-летие. И к юбилею на прежде заброшенном берегу бухты Нагаева был разбит новый парк «Маяк». Назван в честь двух реальных маяков, указывающих судам безопасный путь к Магаданскому порту.

Самым заметным в зале был стенд Самарской области. Там установили вращающееся колеса обозрения диаметром более двух метров, через «сердцевину» которого могли, не пригибаясь, проходить люди. В кабинках колеса размещались фотографии городских новостроек.

Раздел «Архитектурные произведения», как всегда, был разделен на две части — постройки и проекты. В прошлые годы как в одной, так и другой части, на конкурс выдвигались чаще всего жилые здания. Теперь же наметился крен в сторону общественных зданий и территорий. На стендах вместе с жилыми домами мы видели немало парков, скверов, набережных, школ, бизнес-центров, спортивных сооружений и т.д.

Главный приз фестиваля — «Хрустальный Дедал» также присужден школе — «WUNDERPARK». Она построена в селе Павловская Слобода (Московская область). Спроектирована ООО «Архитектура».

Здание представляет пятиконечную звезду, где центр — это общешкольные, легко трансформируемые помещения, а лучи — зона группового обучения. Основная часть здания оторвана от земли и как бы парит над ней. Большое количество стекла сближает детей с окружающей природой.

Проект коммерческий. «Тем не менее он служит ориентиром для дальнейшего развития архитектуры школьных зданий. Какие-то элементы можно использовать в массовом проектировании с более скромным бюджетом», - говорит Владимир Бакеев, вице-президент Союза архитекторов России.

 

В день рождения сосиски…

Тема прошедшего «Зодчества» — вечность. Куратор фестиваля Эдуард Кубенский обстоятельно рассматривает смысл этого понятия в своем манифесте. Но можно сказать более прямолинейно (Эдуард с этим согласился): вечность — это искусство. (В жизни все преходяще, искусство вечно). Архитектура — часть искусства.

Впервые куратором фестиваля стал не москвич. Эдуард Кубенский из Екатеринбурга. Он архитектор, главный редактор издательства «TATLIN». Кураторские программы «Зодчества-2020» наверняка надолго запомнятся и участникам, и посетителям.

Самая яркая — «Сумасшедшие корабли».

Разнообразные корабли и кораблики были расставлены по всему залу. Некоторые неискушенные посетители решили, что заявленная тема фестиваля имеет водно-корабельную особенность. Однако вода тут была совсем не при чем. Зато корабли имеют непосредственное отношение к архитектуре.

Замысел Эдуарда Кубенского опирается на исторический факт.

…Когда корабли Колумба подплывали к Американскому континенту, они сели на рифы. Но моряки решили, что это уже берег. И начали переоборудовать корабли в дома. Кстати, и сейчас морское судно является единственным транспортным средством, при постройке которого назначается главный архитектор.

На фестивале «плыли» 40 «сумасшедших кораблей». Это были самые разнообразные инсталляции — от совершенно абстрактных композиций до вполне реальных, цельнометаллических катеров. К примеру, в лодку, про которую было написано, что она используется на Байкале, при желании вполне мог поместиться кто-нибудь из посетителей. Была даже композиция на злобу дня: реабилитационный центр «COVID-19». Люди находятся в длительном путешествии по морям, и благодаря свежему чистому воздуху восстанавливают здоровье.

Архитекторам идея очень понравилась, и они охотно приняли участие в проекте. Даже президент Российского союза архитекторов Николай Шумаков представил свой корабль. Победителями проекта были признаны корабли Эдуарда Кубенского. Один был сделан из одноразовых пластиковых вилок.

— Символом фестиваля стала вилка. Выбран прозрачный столовый прибор, чтобы сохранить преемственность с темой фестиваля 2019 года «Прозрачность», — говорит Эдуард Кубенский. — А пластик имеет свойство долго сохраняться в естественной среде, что символизирует вечную жизнь.

Еще один корабль Кубенского — «Человечность» — был сделан из сосисок (их муляжей). Как объяснил Эдуард, сосиски — самая демократичная еда в мире. Когда определяли победителей проекта, как раз отмечался международный День рождения сосиски.

 

Куда пропалили дома культуры?

Макеты зданий на «Зодчестве» можно видеть не так часто. Их изготовление - процесс трудоемкий, дорогостоящий. Но зато макеты притягивают людей к себе, как магниты.

Вот и сейчас никто не мог равнодушно пройти мимо стенда, где разместились макеты домов культуры (в советские годы их еще называли клубами). Их привезли из Воронежа. Архитектор Михаил Баграмян рассказал, что каждый макет — а он сделан из хрупкого гипса — был снят, завернут в специальный материал и так ехал в Москву. Ни один не разбился.

Столь сложная конструкция потребовалась для иллюстрации проекта «Идентичность в типовом». Его инициаторами стали воронежские архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова, которые в данный момент работают в бюро Visota (Нидерланды). Они задались целью изучить историю создания и особенности архитектуры многочисленных домов культуры советской поры. И выяснить, что же с ними теперь сталось.

Оказывается, первый дом культуры (тогда дом народного творчества) в нашей стране был построен еще в 1890 году на средства благотворителей. А в советские времена количество таких учреждений увеличивалось год от года. Максимальное количество ДК насчитывалось в 1975 году — 135 130. К тому же их строили и в других республиках СССР.

Первые советские ДК создавались по индивидуальным проектам. В 1960-1970-е годы перешли к типовым. В ходе исследования были выделены восемь самых распространенных типов архитектуры ДК. С помощью макетов было показано соотношение этих архитектурных типов в общем количестве зданий.

В последние 30 лет понятие «дом культуры» почти выпало из нашей жизни. С переходом к рыночной экономике предприятия массово списывали ДК со своего баланса как непрофильный актив. В 2019 году оставалось 42 677 домов культуры. Далеко не все из них процветают. Многие здания ветшают, разрушаются. В том числе и те, которые имеют архитектурную ценность. Цель исследования — предложить способы сохранить и разумно использовать это богатое наследие.

Городская деревня из Самары

Проект «Самарский дворик» привозят на фестиваль второй год. Авторы считают, что к нему должно быть привлечено максимальное внимание.

Когда-то по указу Екатерины II в центре Самары был выделен обширный участок земли, внутри которого размещались крестьянские усадьбы. Причем соблюдался паритет городского и крестьянского уклада. Деревня оставалась внутри очерченных границ, а вокруг нее шла городская жизнь. Чем не деревня в городе?

Постепенно вместо крестьянских усадьб появились одно-двухэтажные дома с замкнутыми дворами. В дореволюционное время развитие этой части города происходило внутри кварталов — дома ремонтировались и строились, расширялась или сокращалась площадь дворов. Были даже квартальные архитекторы, которые выполняли заказы жильцов.

В советские годы дома заполнились коммунальными квартирами. Их тесноту жильцам компенсировали дворы. Они служили как бы продолжением жилища. Здесь люди хранили предметы обихода, которые не помещались в квартирах, занимались хозяйственными делами.

Но дома исторической застройки из старых превращаются в ветхие. А у ветхих путь один — на снос. Историческая ценность в данном случае их не защищает. Зато находятся они в центре. Земля там очень дорогая и очень привлекательная для девелоперов.

Проект «Самарский дворик» привезла группа энтузиастов, которые борются за сохранение уникальной застройки центра. Ведущая роль принадлежит архитекторам. Один из них, Сергей Малахов, еще в 1989 году участвовал в разработке исторического проекта, который предусматривал сохранение внутриквартальной структуры. Как видим, проблема остается и ныне.

Сергей Малахов считает, что надо определить точные границы «городской деревни» и принять региональный закон, запрещающий сносить исторические здания, даже если они окончательно обветшали. Федеральный закон это позволяет. Тем временем и коммунальные квартиры расселяются. Оставшиеся жильцы их приватизируют, и сами многое делают для поддержания в порядке своих домов. Главное, у них должна быть уверенность, что их никуда отсюда не выселят.

У самарцев в зале тоже был свой собственный «сумасшедший корабль». Назывался он «Первое в мире отплытие двора». Звучит двояко. То ли людей всем двором выселили, то ли отправляются они в путешествие. Но лица пассажиров были радостные.

Значит, обязательно вернутся.

 

Елена Бабак

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо