ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
РСС опубликовал проект Стратегии развития строительства до 2035 года
02.12.2020

РСС опубликовал проект Стратегии развития строительства до 2035 года

На сайте Российского союза строителей опубликовали проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года в редакции от 26 ноября 2020 года.

Проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 уже представляли строительному сообществу ранее, но он подвергся критике и был отправлен на доработку. В результате было принято решение о создании для Минстроя России единой стратегии развития ЖКХ и строительной отрасли на период до 2035 года.

Опубликованный на сайте РСС документ, помимо изменения сроков с 2030 на 2035, отличается содержанием и структурой. В том числе, в части развития системы допуска на рынок и саморегулирования. Если в предыдущих вариантах стратегии на долю СРО отводилось исключительно введение обязательной независимой оценки квалификации и постепенный переход к саморегулированию физических лиц, то в новом варианте есть планы по реальной корректировке системы саморегулирования и ее развития в базовый институт допуска на рынок.

По мнению авторов Стратегии-2035, основными проблемами действующей системы допуска на строительный рынок являются:

одновременное применение нескольких систем допуска на рынок (например, требование о членстве в СРО и требование получения лицензии на отдельные виды деятельности);

отсутствие ответственности большинства специалистов в области строительства; национальные реестры специалистов включают только главных инженеров (архитекторов) проекта, при этом законодательством не установлены требования к оценке их реальной квалификации;

несовершенство лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций;

отсутствие системы специализации строительных организаций по видам осуществляемых работ или объектам;

отсутствие у СРО возможности влиять на оценку своих членов заказчиком при заключении с ними договоров, при том, что установлена имущественная ответственность СРО за невыполнение договорных обязательств этими членами.

Согласно проекту документа, цели Стратегии в части совершенствования системы допуска на рынок могут быть достигнуты решением следующих основных задач:

1. Превращение института саморегулирования в главный инструмент формирования и поддержания благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли;

2. Усиление роли национальных объединений в строительстве (НОСТРОЙ) и в инженерных изысканиях и проектировании (НОПРИЗ) в содействии в формировании государственной политики в строительной сфере;

3. Постепенный отказ от дублирования государственных лицензий и допуска саморегулируемой организации на один вид деятельности;

4. Включение в систему СРО в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования организаций негосударственной экспертизы;

5. Совершенствование лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций:

выравнивание требований к размерам взносов в КФ ОДО для СРО различных уровней ответственности;

повышение требования к количеству специалистов для членов СРО третьего, четвертого и пятого уровней ответственности;

учет страхования ответственности при установлении размера взносов в КФ ОДО;

учет численности персонала членов СРО с контролем по объему выплаченного ими НДФЛ.

6. Установление законодательством:

процедур признания стандартов и правил СРО в качестве доказательной базы в системе документов технического регулирования, методик оценки регулирующего воздействия этих документов;

решений о передаче СРО части государственных функций в сфере контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также регулирование деятельности строительных лабораторий;

7. Введение дополнительных прав и функций СРО по контролю заключения и исполнения их членами договоров подряда, в том числе путем введения обязанностей членов СРО предоставлять в СРО такие сведения.

8. Совершенствование системы репутационной, административной, материальной и уголовной ответственности специалистов, обеспечивающих безопасность строительной продукции на различных этапах жизненного цикла, а также организаций, осуществляющих инвестиционно-строительную деятельность.

Также в документе детально описана проблематика в сфере инженерных сетей ЖКХ, жилищного строительства, технического регулирования, в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Одной из задач в части развития и повышения качества инженерных изысканий и проектирования определено повышение профессионального уровня изыскателей и лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование на основе профессиональных стандартов и репутации, внедрение «лестницы компетенций» и регулярного подтверждения квалификации.

В стратегии предусмотрены два возможных сценария её реализации. Базовый сценарий, по которому совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться на 125% и составить 21 424 млрд. рублей (в текущих ценах). И альтернативный (консервативный) сценарий, по которому совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться только на 96% и составить 19 400 млрд. рублей.

Основным координатором реализации Стратегии определено Министерство строительства и ЖКХ, с участием Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства образования и науки во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, муниципальными органами, институтами развития и научными организациями, профессиональным сообществом строительной отрасли, а также коммерческими застройщиками.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо