ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Экспертизу <br />
ждет <br />
реформирование
17.11.2014
Власть

Экспертизу
ждет
реформирование

Уже этой осенью, возможно, будет рассмотрен и принят пакет поправок в законодательную и нормативно-правовую документацию, определяющую деятельность экспертизы в строительстве

На вопросы нашего корреспондента отвечает Шота Гордезиани, один из членов рабочей группы, созданной при Минстрое России, президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС)

– Шота Михайлович, прошло более двух лет, как в России был введен институт негосударственной экспертизы. Как бы Вы оценили опыт, накопленный за этот период.

– Действительно, в 2011 году был принят федеральный закон 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с положениями этого законодательного акта стало возможным формирование института негосударственной экспертизы. При этом юридический статус заключения негосударственной экспертизы (по объектам, не относящимся к опасным и технически сложным) был приравнен к юридическому статусу заключения государственной экспертизы. Это предоставило застройщику право выбора той или иной экспертной организации.

Несомненно, такое положение создавало рынок экспертных услуг, а отсюда свойственные рынку атрибуты конкуренции, а значит условия снижения сроков и стоимости проведения экспертизы, устранение излишних административно-бюрократических процедур, которые, хотим мы или нет, всегда сопутствуют организации государственных услуг.

Наверно, это положение и явилось основной того, что застройщики стали все чаще обращаться за получением экспертного заключения в органы негосударственной экспертизы. Многие серьезные заказчики сделали выбор в пользу негосударственной экспертизы, как говорится, проголосовали за нее ногами.

Надо отметить, что многие государственные экспертизы тоже стали практиковать сокращение сроков экспертизы, там, где это возможно. Это ведь тоже заслуга негосударственной экспертизы и рыночных условий оказания экспертных услуг.

Однако должен признать, что и с некоторыми критическими замечаниями в адрес института негосударственной экспертизы я согласен.

Дело в том, что изначально законодателем был установлен слишком низкий барьер для входа на рынок экспертных услуг. И рынок наполнился нерадивыми организациями и физическими лицами, которые аттестованы как эксперты, но не всегда соответствуют по своей квалификации этому высокому статусу. Но это издержки роста как и в любом новом начинании, пена, которую надо просто убрать.

Сейчас мы сотрудничаем с Минстроем России по внесению изменений в целый ряд законодательных и нормативно-правовых документов, чтобы искоренить ошибки, допущенные на начальном этапе. Разработанные документы в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение в Правительство РФ. Думаю, что мы тем самым укрепим позиции негосударственной экспертизы. Основные задачи – усовершенствовать механизм аттестации экспертов, скорее всего, будет введен, кроме тестирования, устный экзамен, ужесточена ответственность за выдачу положительных заключений на проектную документацию, несоответствующую нормам и правилам и т.п. В обязательном порядке будут значительно повышены требования для получения статуса эксперта претендентами. Это позволит обеспечить наполнение организаций государственной и негосударственной экспертизы квалифицированными кадрами.

Хотя надо понимать, что в экспертизе, как и в проектном деле, в сфере подрядных работ, в изысканиях одна из главных задач – это научиться контролировать работу этих организации. Пока мы не найдем механизм жесткого контроля, мы постоянно будем иметь такую ситуацию.

– Поясните, пожалуйста, по законодательству государственная и негосударственная экспертиза обладают равными правами?

– Да. Однако есть исключения. Как я уже упоминал, по объектам, которые относятся к категории опасных, технически сложных и уникальных, которые финансируются из федерального бюджета, проводится экспертиза только экспертными организациями федерального уровня, подведомственными Минстрою России. Это атомные электростанции, крупные химические предприятия, объекты, связанные с авиацией, космосом, метрополитеном, речным и морским транспортом и ряд других категорий.

По всем остальным объектам застройщик сам решает, в какую экспертизу ему обращаться. И надо сказать, что количество обращений в организации негосударственной экспертизы стабильно растет. Доля негосударственных услуг на рынке составляет, по предварительным оценкам наших специалистов, где-то от 12 до 15 %.

Что привлекает застройщиков в негосударственной экспертизе? Кроме того, что было отмечено выше, это возможность уйти от административного влияния на результаты экспертизы, административного давления на застройщиков в процессе экспертизы. Ну, и, конечно, смотрят на сроки прохождения документов, цены на услуги.

К сожалению, у института негосударственной экспертизы есть оппоненты. Корни все те же – высокая конкурентоспособность системы негосударственной экспертизы, снижение и даже ликвидация при негосударственной экспертизе власти администраций. Очень трудно расставаться с возможностью командовать, чувствовать себя хозяином положения

Я считаю, что нужно сотрудничать, добросовестно конкурировать, это пойдет на пользу всему строительному сообществу. Тем более, что задачи совершенствования института экспертизы, повышения качества проведения экспертизы, повышение квалификации экспертов, – общие для всей системы.

Вот над этими общими проблемами и надо работать, а не тратить непродуктивно время и энергию на «внутрисемейные» споры.

– Вы сказали, что сотрудничаете с Минстроем, как это выглядит на практике?

– Создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель министра Наталья Антипина. В нее входят эксперты от организаций всех видов собственности, проектировщики и представители других профессий. Мы подготавливаем предложения по совершенствованию законодательно-нормативной документации в области проектирования и экспертизы проектной документации. Например, в настоящее время подготавливаются предложения по оптимизации состава разделов проектной документации. Есть и другие проблемы, обсуждение которых проходит в рабочем порядке, Уверен, что заинтересованность Министерства строительства в наведении порядка в законодательной и нормативной правовой сфере в области проектирования, строительства и экспертизы позволит решить многие проблемы сегодняшнего дня.

– А в других странах как строится экспертиза?

– Мы познакомились с экспертными системами разных стран. Везде есть своя специфика. Есть и государственные структуры, и экспертиза со стороны профессиональных сообществ. По-разному относят объекты к обязательной и добровольной экспертизе. Например, в Японии все, что строится, подлежит экспертизе.

– Несколько слов о НОЭКС, когда создано Объединение, о целях, задачах.

– Объединение создано в 2011 году. Наиболее важные вопросы, касающиеся института экспертизы, рассматриваются на Совете Объединения, в составе которого, в том числе, представители государственных органов экспертизы и негосударственных организаций экспертизы.

Это позволяет успешно выполнять основные цели объединения, в том числе, решать задачи консолидации экспертного сообщество, быть проводником государственной политики в этой сфере, защищать интересы членов объединения, вырабатывать общие подходы и методы проведения экспертизы и т.д.

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Надежда ЗИМИНА
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо