ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Мосты <br />
всякие <br />
важны…
20.08.2017
Мостостроение

Мосты
всякие
важны…

Если раньше крупные мосты строили по десятку лет, то теперь в два — три раза быстрее

Нынешний год оказывается достаточно неординарным по набору строящихся мостов. Возводится уникальный Керченский мост, разворачивается строительство двух мостов через Амур, которые соединят дороги России и Китая, большое количество транспортных сооружений будет введено на ЦКАД. Только что сдан в эксплуатацию мост через Волгу в Нижнем Новгороде. Большие программы по строительству объектов инфраструктуры осуществляют Москва, Петербург и другие регионы страны.

 

Общая ситуация

— Главное отличие современного периода, на мой взгляд, в том, что мы научились строить мосты значительно быстрее, чем в прошлые годы, — говорит Александр Васильев, д.т.н., профессор, директор по науке Научно-проектного института исследований мостов и других инженерных сооружений (ИМИДИС). — Если раньше крупные мосты строили по десятку лет, то теперь в два — три раза быстрее. Например, мост на остров Русский строился четыре года.

Как считает Александр Васильев, переломным моментом стала реконструкция МКАД, где были опробованы и внедрены новые технологии и новые требования к проведению работ. Хотя зачастую скорость строительства зависит не только от умения строителей, но и от стабильности финансирования.

Меньше четырех лет строился и введенный 31 июля нынешнего года мост через Волгу на трассе Р-159 Нижний Новгород — Киров, соединивший Нижний Новгород и город Бор. Кроме того, неизмеримо возрос уровень требований к разработке проектов. Так, в комплекс Борского моста, который называется Борская транспортная система, входит целый ряд развязок, более мелких мостов, дамба, путепровод, новый пост ДПС, шумозащитные экраны, ливневые очистные сооружения, два пешеходных перехода, система электроснабжения, включая архитектурное освещение моста.

Экзаменом для российских мостостроителей можно назвать возведение Керченского моста. Переход длиной 19 км планируется построить за четыре года — к 1 декабря 2019 года, к этому времени будет введен в эксплуатацию железнодорожный путь, а автомобильный мост откроется для движения на год раньше — 1 декабря 2018 года. Условия строительства крайне сложные. Длина свай достигает 94 метров. Защита конструкций моста от коррозии, землетрясений, ледоходов, террористических актов требует от российской науки, проектировщиков, мостостроителей поиска и применения продуманных решений, внедрения надежных технологий.

В этом году совместно с китайскими строителями возводятся сразу два моста через Амур, которые свяжут железные и автомобильные дороги нашей страны и Китая. Железнодорожный мост, который строится на территории Еврейской автономной области, должен связать село Нижнеленинское и город Тунцзян китайской провинции Хэйлунцзян. Работы с российской стороны здесь начались в прошлом году, мост длиной 2,2 км планируют сдать в эксплуатацию в 2018 году. Его строительство идет не без проблем. Переговоры велись с 2007 года, китайцы уже практически выполнили свою часть обязательств и возвели свою часть моста больше года назад, а Россия затянула решение проблем с финансированием. Со строительством моста должна решиться проблема поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (ЕАО) в Китай.

Второй мост — автомобильно-железнодорожный протяженностью около 20 км — начали строить в этом году, сдать в эксплуатацию планируют в 2019 году. Он свяжет Благовещенск с китайским городом Хэйхэ. Здесь, кроме самого моста, также предусмотрен целый комплекс объектов. Переговоры о строительстве моста велись почти 20 лет.

На церемонии по случаю начала строительства моста присутствовали глава Амурской области Александр Козлов и губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао, который  заявил, что такое надежное сообщение позволит резко увеличить объем перевозок между двумя странами. Ориентировочная стоимость проекта — более 350 млн долларов. 

 

Две столицы — в лидерах

В последние годы значительно возрос объем строительства транспортных сооружений в столице, в том числе на территории Новой Москвы. Сейчас здесь практически нет таких ярких объектов, как Живописный или Патриарший мосты, но возводятся десятки нужных городу переходов — путепроводы, эстакады, пешеходные переходы и т.д. Часть из них связана с такими программами, как освоение промышленных зон города, подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года и др.

В столице и Московской области набрала обороты программа по сооружению путепроводов в местах пересечений железных и автомобильных дорог. По словам Мэра Москвы Сергея Собянина, их уже построено семь, и в 2017 году планируют сдать еще пять.

Ведется и реконструкция существующих путепроводов. Так, при строительстве МКЦ (МКЖД) их было обновлено около десятка.

Одна из задач мостостроителей — делать так, чтобы искусственные сооружения не загораживали красивые виды, а наоборот, сами становились украшением столицы.

Москву также отличает комплексность в подходах к возведению мостов. Так, один из проектов, который стартует в этом году, — развитие транспортной инфраструктуры в Мневниковской пойме. По словам руководителя Департамента строительства Андрея Бочкарева, здесь будет расширен Крылатский мост, построены автомобильный мост через шлюзы канала имени Москвы, два пешеходных моста, свыше 14 км дорог с соответствующей инфраструктурой.

Еще один крупный проект — реконструкция Калужского шоссе, которое будет основной транспортной магистралью Новой Москвы. В ходе реконструкции здесь планируется возвести целый ряд мостов, тоннелей, около 20 наземных и подземных переходов, около десятка эстакад. Реконструкцию планируют завершить к концу 2018 года.

Крупные программы по строительству мостовых переходов осуществляются и в Петербурге. Одна из самых грандиозных — строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), который был сдан в эксплуатацию в конце прошлого года. Здесь из 47 км трассы более половины проходит по искусственным сооружениям —   мостам, эстакадам, тоннелям и путепроводам. ЗСД связывает западную часть города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами к границам соседних государств.

Петербург также готовится к проведению Чемпионата мира по футболу. Среди наиболее важных объектов — два моста. Первый — пешеходный, получивший название Яхтенный, построен в створе Яхтенной улицы, весной этого года сдан в эксплуатацию. Длина с подходной частью составляет километр. Он соединяет Приморский район с Крестовским островом. Во время Чемпионата он обеспечит доступ зрителей к стадиону «Зенит-Арена».  Второй — Серный мост получил такое название, поскольку возводится в створе острова Серный. Он соединит Петроградский и Василеостровский районы. Плюс моста — он неразводной. Мост вантовый, сталежелезобетонный, общая длина более 1,2 км.

Крупный мост, получивший название Фрунзенский, строится с 2015 года в Самаре. Это комплекс сооружений: основной мост через реку Самара длиной 667 метров, мост через болотистое озеро Банное длиной 80 метров, две развязки, пять подпорных стенок, а также 70-метровый путепровод. Длина автомобильной трассы составит около 2,7 км. Планируемый срок строительства — около четырех лет. Новый мост разгрузит существующие переправы, свяжет с центром города периферийные районы города и улучшит выход на федеральную трассу М-32.

И таких мостов, о которых жители порой мечтают десятки лет, сегодня в стране строится десятки.

 

Большие задачи малых переходов

Конечно, крупные мосты решают большие задачи, но для населения городов и сел порой небольшой объект имеет такое же важное значение. Нынешний период, по мнению Александра Васильева,  характерен ростом строительства объектов местного значения — небольших городских мостов, пешеходных переходов через дороги, водоемы в городах и других населенных пунктах, в национальных парках и т.п.

Так, транспортно-пешеходный Московский мост был торжественно открыт в июне этого года в Чебоксарах. В честь такого важного события в городе был организован парад. На открытие моста прибыли глава Чувашии Михаил Игнатьев, глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков, местные депутаты.

А для населения города Киржач Владимирской области настоящим подарком стал деревянный пешеходный мост, построенный в пойме одноименной реки. Жители города гордятся, что на сегодня Типографский мост — самый протяженный пешеходный мост в России, его длина составляет 555 метров. Он соединил отдаленный район с центром города и уже стал туристической достопримечательностью.

 

Будущее алюминиевых мостов

В № 4 за 2016 год в нашем журнале было опубликовано интервью с сопредседателем Алюминиевой Ассоциации Ириной Казовской «Парадоксы алюминиевой промышленности». В нем говорилось о планах строительства алюминиевых мостов в России.

В этом году в деревне Афонино Кстовского района Нижегородской области были построены и введены в эксплуатацию два пешеходных моста через федеральную трассу М-7 «Волга». Торжественное открытие состоялось 2 августа. Всего теперь в нашей стране три алюминиевых моста. Первый, построенный во времена Советского Союза и получивший название Коломенский, был открыт для движения в 1969 году в Ленинграде. Это пешеходный однопролетный цельносварной мост через канал им. Грибоедова.

Российские мостовики планируют наверстать образовавшийся разрыв в этой области. Инициаторами возведения таких мостовых сооружений выступают Алюминиевая Ассоциация, компания РУСАЛ и другие производители и промышленные переработчики алюминия и сплавов на его основе.  Так, во время проведения Восточного экономического форума в прошлом году представители Алюминиевой Ассоциации провели переговоры с администрациями Хабаровского и Приморского краев о возведении здесь алюминиевых мостов. Первые два предполагается установить в районе Владивостокского аэропорта и на острове Русский. Один из них — автомобильный. Ведется проработка проектов и в других регионах. В Москве в этом году ко Дню города планируется ввести в эксплуатацию два надземных перехода в природном парке «Долина реки Яуза» (СВАО). К Зимней международной универсиаде 2019 года в Красноярске запланировано строительство двух пешеходных мостов с несущими конструкциями из алюминиевых сплавов, проектно-изыскательские работы уже начались. Ведутся переговоры о строительстве пешеходных надземных переходов из алюминия на объектах, примыкающих к Олимпийскому парку и трассе Формулы-1 «Сочи Автодром». Прорабатывается проект автомобильного мостового перехода на полуострове Камчатка общей длиной около 800 м.

Алюминиевое исполнение несущих конструкций имеет ряд преимуществ. Мосты из сплавов на его основе значительно легче, чем из других материалов, например, в 2,5 — 3 раза легче по сравнению со сталью, они не корродируют, их легче перевозить по дорогам к месту установки, для монтажа необходимы краны с меньшей грузоподъемностью. Так, монтаж мостов в Нижегородской области занял не более двух часов. Стоимость алюминиевых мостов на этапе изготовления и строительно-монтажных работ считается немного дороже по сравнению со стальными аналогами, но в процессе эксплуатации за счет меньших расходов на ремонт и содержание подтверждается  технико-экономическая целесообразность их применения. Следует отметить, что современные технологии проектирования и расчетов с использованием методов математического моделирования позволяют создавать несущие конструкции на основе алюминиевых сплавов на 15 — 20 процентов дешевле стальных. 

В настоящее время главным препятствием для широкого распространения мостов на основе алюминиевых сплавов является недостаточно развитая нормативная база. Однако в рамках деятельности ТК 099 ведется разработка свода правил «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения». Этот СП заполнит пробелы в существующих нормативах (СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы»), снимет ограничения на применение алюминиевых сплавов в несущих конструкциях и поможет сделать их действительно массовым решением на территории России. Данный свод правил подразумевает не только проведение теоретических расчетов и выкладок, но и натурные испытания как образцов, так и масштабной модели пролетного строения на основе алюминиевых сплавов. Утвердить свод правил планируется до конца 2018 года.

— Алюминиевая Ассоциация уделяет серьёзное внимание развитию алюминиевого мостостроения. Думаю, в ближайшее время это направление получит серьезное развитие, и мы увидим еще не один новый алюминиевый мост в России, — считает председатель Алюминиевой Ассоциации Валентин Трищенко.

Как «убить» карту убитых дорог

Несмотря на то, что в России строительство мостовых переходов ведется достаточно интенсивно, проблем в этом хозяйстве немало. В городах и населенных пунктах мостов не хватает. Расстояние между мостами в российских городах больше, чем в развитых странах. Считается нормальным, когда оно составляет менее двух километров. Обследования мостов показывают, что более 15% сооружений требуют реконструкции и не отвечают требованиям по грузоподъемности.

По словам исполнительного директора «Фонда АМОСТ» Сергея Мозалева, общий объем финансирования в последние несколько лет снизился, поэтому регионам не хватает средств на совершенствование транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство и реконструкцию искусственных сооружений, а это сдерживает развитие регионов. Так, много лет ждут мост через Лену жители Якутии. Его строительство даст толчок к освоению природных богатств республики, ускорит доставку Северного завоза, улучшит экономические связи с соседними регионами.

По мнению Александра Васильева, не всегда качество строительства и ремонта соответствует требованиям. Выступая на одном из семинаров в рамках выставки «Метро, мосты, тоннели. ТПУ 2017», он рассказал, какие наиболее распространенные дефекты выявляются при обследовании искусственных сооружений. Нарушения правил производства работ при строительстве, несвоевременный ремонт, нарушения правил при их эксплуатации  приводят к авариям и обрушениям мостов.

К изучению состояния дорожно-мостового хозяйства подключилась и общественность. Так, большой резонанс вызвал проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». Любой россиянин может выйти на сайт и разместить на нем фото и комментарий о плохом участке дорожной сети, а власти обещают учитывать народное мнение при составлении приоритетных списков для ремонта и реконструкции, в том числе и мостовых сооружений. Таких участков дорог на сайте насчитывается уже тысячи…

 

Татьяна ШАВИНА

 

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо