Михаил Мень: потеря СРО денег в лопнувших банках – вне компетенции Минстроя России
- Михаил Александрович, Вы можете рассказать про требования к банкам, где будут размещаться компфонды СРО?
- Да, вчера вечером (27 сентября – Ред.) председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства о новых критериях к банкам, на счетах которых можно размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, входящих в Нацобъединение строителей. Дискуссия шла долго, были разные варианты, предлагались разные критерии выбора банков. Но, в конечном итоге, в Белом доме мы приняли решение окончательное – всё-таки сделать основным требованием наличие у банка собственного капитала 100 млрд рублей. Попадает под этот критерий 12 надежных банков. Мы надеемся, что проблем, которые были у СРО по сохранности средств строительных организаций, внесенных в компфонд, больше не будет. СРО должны до 1 ноября перевести средства компфондов в эти уполномоченные банки. И тем самым, мы будем видеть, что осталось вообще от этих средств.
- То есть, после 1 ноября мы сможем узнать, сколько средств сохранилось?
- Да. Вот сейчас мне Андрей Юрьевич Молчанов докладывал, что есть отдельные СРО, которые потеряли огромные средства, по несколько миллиардов рублей. Лопались банки, и почему-то на их счетах средства компфондов оказались за несколько недель до того, как у банков начинались проблемы у банков. Ну, это уже вне нашей компетенции, а в компетенции специальных органов государственной власти.
- Лариса Поршнева, Агентство новостей «Строительный бизнес»: В продолжение этой темы. А есть ли понимание, что делать тем СРО, которые, не замышляя ничего плохого, разместили средства в надежных банках, даже в банках первой сотни, а потом банки теряли лицензию. СРО здесь, собственно, ничем не виновато. Это как-то обсуждалось?
- Мы же абсолютно не утверждаем, что все средства, которые были потеряны в лопнувших банках, попали туда в рамках неких мошеннических схем. Наверняка, действительно были пострадавшие саморегулируемые организации без злого умысла. Но это не наша компетенция – разбираться в подобных вопросах и не компетенция руководства Национального объединения.
- Как будет создаваться государственная система ценообразования в строительстве? И какую вы видите пользу от этой системы?
- У нас пока этим будет заниматься ФАУ ФЦЦС, но в связи с тем, что мы планируем в ближайшее время слияние ФАУ ФЦЦС с «Главгосэкспертизой», по сути можно уже говорить, что ценообразованием в строительстве будет заниматься Главгосэкспертиза. Там есть опыт, наработки, есть специалисты. Я думаю, это все даст результат. В ближайшее время будет проведен аукцион на выбор подрядчика, который будет непосредственно заниматься разработкой информационной системы. Но техническое задание на разработку ГИС ЦС уже есть. Но создание оболочки – это полдела. Другое дело – наполнение базы данных стоимости ресурсов. Вот это уже следующий этап, который будет вестись на основе ежеквартального мониторинга. Это главная тема, она действительно очень трудоемкая, и поэтому мы привлекаем сюда Главгосэкспертизу.
Что же касается эффекта, - поскольку мониториться будет стоимость строительных материалов от заводов-производителей, а это, как известно, основной ресурс в стройке, то на наш взгляд, это даст возможность формирования стартовой цены перед конкурсными процедурами, приближенной к реальной стоимости, а не так, как сегодня. Это и даст свой эффект.
Пока говорить о каких-то процентах рано, но опыт Главгосэкспертизы говорит о том, что может сократиться порядка 20% сметных затрат на тот или иной проект, который только проходит изучение достоверности стоимости в Главгосэкспертизе. Работа это полезная, причем не только для госзаказчиков, но и для строительной компании, поскольку любая строительная компания может зайти в ГИС ЦС и посчитать стоимость ресурсов в своем регионе. Кроме того, и граждане могут использовать этот ресурс – мало ли, отремонтировать квартиру или построить дачу. Можно легко в этой базе данных узнать стоимость материалов у производителя.
- Лариса Поршнева, АНСБ: Михаил Александрович, на последнем заседании президиума Общественного совета Минстроя Хамит Мавлияров озвучил одно из положений нового законопроекта, который сейчас разрабатывает Минстрой - о создании некоего экспертного технического комитета, который будет рассматривать все законопроекты, все технические нормы в строительной отрасли…
- Да, речь идёт о поручении Президента страны, озвученном на заседании Госсовета, в части того, что огромное количество различных норм и технических регламентов разрабатывается различными очень уважаемыми ведомствами, но нет единого центра, где бы все это координировалось. Это вызвало критику Президента страны. И сегодня мы готовим поправки в закон «О техническом регулировании», где будем прописывать такой «центр». Это пока еще только каркас законопроекта, над ним еще предстоит работа. Но уже ясно, что нужен такой совет, в который будут входить представители всех ведомств, которые занимаются техрегулированием в области строительства, помимо Минстроя – МЧС, Роспотребнадзор, Росстандарт, Минобразования и так далее. Это, безусловно, межведомственная задача, но нам нужно определиться, должен ли быть единый центр координации, и мы сейчас этим очень плотно занимаемся. Потому что строители сейчас просто стонут – например, те же нормы противопожарной безопасности меняются постоянно, и они не успевают за этими изменениями. Так что проблема действительно серьезная.
Или, например, такой вопрос – это знаменитая инсоляция. Когда создавались стандарты по инсоляции? Все знают, что это создавалось в 20-е годы ХХ века, когда с туберкулезом боролись солнечными лучами. Сегодня во всем мире разница между квартирами, где больше света, и где меньше, регламентируется деньгами. У нас здесь работают еще старые СанПиНы, которые привязаны к борьбе с туберкулезом. Мне кажется, что нужно определить предельную норму по освещению жилого помещения, ниже которого опускаться нельзя. А дальше уже должен работать рынок.
И вот все это должно обсуждаться в рамках этого, я условно называю, экспертного Совета или какого-то другого коллегиального органа, который будет такие решения рассматривать.
Лариса Поршнева