Минстрой не выполнил поручение Президента и продублировал стандарты 30-летней давности
Как говорится в сообщении на официальном сайте ОНФ, поручение президента РФ по совершенствованию стандартов в дорожном строительстве остается невыполненным: анализ законодательства показал, что строителям дорог и мостов по-прежнему приходится использовать давно устаревшие нормативы. Проведенная Минстроем в 2011–2013 гг. актуализация дорожных норм на практике свелась всего лишь к дублированию стандартов 30-летней давности. К таким выводам пришли эксперты ОНФ, проанализировав доклад кабинета министров о ходе выполнения поручения главы государства.
О том, что устаревшие строительные нормы и правила (СНиП) неактуальны при современных материалах и технологиях строительства, а также делают работу в сфере ремонта и дорожного строительства дорогой и неэффективной, рассказали активисты проекта ОНФ «Оценим качество дорог!» в апреле 2016 г. на межрегиональном форуме Народного фронта в Марий Эл. По итогам форума президент РФ поручил правительству до 1 августа представить предложения по совершенствованию госстандартов в сфере дорожного строительства.
Кабинет министров отчитался, что поручение исполнено. Он ссылается на то, что Минстрой России в 2011–2013 гг. уже провел актуализацию дорожных норм, и работа эта будет продолжаться.
Однако, когда эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» проанализировали доклад, то не нашли разницы между обновленными нормами и правилами и теми СНиПами, по которым строили дороги и мосты в СССР в 70–80 гг. прошлого столетия. Проведенная Минстроем так называемая актуализация норм, по их мнению, на практике свелась лишь к дублированию стандартов тридцатилетней давности.
Наиболее характерным примером этой работы может быть свод правил «Автомобильные дороги», устанавливающий требования к проектированию автомобильных дорог, в котором, как показал анализ, из 321 значения основных нормируемых показателей 313 показателей заимствованы из норм 30-40-летней давности, в том числе 160 – из норм и правил 1985 г. и 153 – из СНиПов 1972 г. Схожая ситуация сохраняется и в других сводах правил – касающихся производства и контроля качества работ при строительстве дорог, регламентирующих строительство и капитальный ремонт мостов.
Использование давно устаревших стандартов приводит к огромным материальным потерям: согласно экспертной оценке дорожной ассоциации «РОДОС», из-за несовершенства этих норм ежегодно необоснованно расходуется около 60 млрд руб.
Пример устаревших и разорительных для бюджета стандартов, который приводили активисты проекта «Оценим качество дорог!», – требование строить по всей стране мосты с обязательной разрешенной допустимой нагрузкой в 110 т. В результате не так давно в ярославской деревне, где проживают 10 человек, был построен мост стоимостью 56 млн руб. По словам экспертов, мост в деревне теперь есть, а дорог по-прежнему нет – на них денег уже не хватит.
Помимо этого, согласно старым нормативам, необходимо строить широкие дороги, хотя в мегаполисах можно было бы делать полосу движения уже, таким образом увеличив число полос и, соответственно, пропускную способность автомобилей на участке.
Эксперты ОНФ также обращают внимание на то, что с 15 февраля 2015 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Для соблюдения требований этого регламента по решению коллегии Евразийской экономической комиссии с участием Министерства транспорта РФ был разработан 171 межгосударственный стандарт, которыми устанавливаются требования к изысканиям, проектированию, строительству, эксплуатации автомобильных дорог и требования к дорожно-строительным материалам и изделиям. Эти стандарты являются существенным шагом вперед, хотя и не решают всех вопросов, копившихся годами в сфере дорожного строительства.
«Однако вопрос о введении стандартов Таможенного союза до сих пор не решен – его блокирует Министерство строительства и ЖКХ, пытаясь отменить нормы, установленные международным соглашением Российской Федерации. При этом Минстрой продолжает разработку своих сводов правил в сфере дорожного хозяйства, которые, по мнению экспертов, имеют низкий технический уровень и не обеспечивают выполнение поручения президента. В этой связи эксперты ОНФ считают необходимым выполнить взятые Россией обязательства по применению технического регламента Таможенного союза, а также поручить Министерству транспорта РФ, имеющему опыт подобной работы, представить предложения по совершенствованию национальных стандартов и сводов правил в сфере дорожного строительства с учетом требований нового техрегламента. И, конечно, мы считаем необходимым оставить поручение главы государства по совершенствованию стандартов в дорожном строительстве на контроле», – отметил член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы, руководитель инспекции «Оценим качество дорог!» Александр Васильев.
С марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий», создан механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.
Источник: http://onf.ru/category/events/