Дмитрий Козак:
проблемами строителей
придется пренебречь
— ТВ «Россия 24»: Дмитрий Николаевич, как вы оцениваете строительный бизнес России, на каком он сейчас уровне, как вы оцениваете работу СРО и какие будут изменения?
— Строительный бизнес сейчас переживает дополнительные испытания, связанные с общеэкономической ситуацией в стране. Строительная отрасль очень чувствительна к этим изменениям, сокращается объем государственных и муниципальных заказов, поэтому строительная отрасль должна повышать эффективность, сокращать издержки и бороться за заказы.
Что касается саморегулируемых организаций, они должны сыграть свою роль в совершенствовании государственного регулирования в строительстве, мы на это очень рассчитываем. Именно для этого были созданы национальные объединения саморегулируемых организаций, чтобы у государства был партнер в диалоге, прежде всего, по совершенствованию многочисленных законов и актов правительства, которые регулируют эту отрасль.
Если говорить о реформе СРО, то летом текущего года были предприняты радикальные изменения в организации саморегулирования в нашей стране. Это связано с необходимостью уменьшения количества бюрократии в строиительстве, которая возникла, как ни странно, без участия государства. Мы дали строителям полную свободу самоорганизации, и они самоорганизовались до такой степени, что бюрократии стало больше, чем при участии государства. Вот поэтому было принято решение о том, что все строительные организации, которые не выполняют функции генерального подрядчика, не обязаны получать допуски и быть членами СРО. Теперь членами СРО в обязательном порядке должны быть только генподрядчики. Они являются профессиональными организаторами строительства и в состоянии самостоятельно выбрать себе партнера и субподрядчика. В этом суть изменений.
Кроте того, теперь вводится не только ответственность за качество строительства перед третьими лицами, но и частичная солидарная ответственность за выполнение договорных обязательств генподрядчиками. Мне кажется, что повышение солидарной ответственности будет стимулировать сами строительные организации осуществлять надлежащий контроль за аппаратом СРО и друг за другом, чтобы на рынке были только честно работающие компании.
— Какие предпринимаются меры по усилению контроля за средствами СРО?
— Контроль за сохранностью денег саморегулируемых организаций, который вводится в настоящее время, должен обеспечить сохранность этих средств. Мы вчера утвердили постановление правительства, в котором обозначили критерии отбора банков для размещения компенсационных фондов СРО. Это будут банки с собственным капиталом в 100 млрд рублей. Это позволит обеспечить сохранность средств, которыми СРО совместно со строителями солидарно отвечают за выполнение обязательств по строительству.
— Агентство новостей «Строительный бизнес»: Не получится ли так, что забота о малом и среднем бизнесе, чтобы снять для них бюрократически барьеры, обернется тем, что очень многие маленькие строительные компании, особенно в регионах, просто выпадут из-под контроля, и безопасность и качество строительства в этой ситуации контролировать никто не будет?
— В сочетании с мерами по повышению ответственности генеральных подрядных организаций это не приведет ни к какой потере контроля. Во многом эти допуски сегодня выдаются за один день и носят фиктивный характер. Никто в СРО и близко не проверяет строительные компании на профессионализм, на наличие необходимой техники и финансовых ресурсов, чтобы выполнять свои обязательства.
Генеральный подрядчик, который несет всю полноту ответственности за объект в целом, должен будет вместе с СРО ответить не только за безопасность зданий, но и за выполнение договорных обязательств, сроки выполнения, за цену работ. Он в состоянии разобраться, кто ему нужен для того, чтобы выполнить второстепенные части работ. Никаких проблем я тут не вижу. Мы это неоднократно обсуждали непосредственно со строительными организациями. При этом те строительные компании, которые не хотят или не готовы быть генпорядчиками, будут свободны от всех платежей и не будут испытывать те бюрократические процедуры, которые само строительное сообщество для себя создало.
— ТАСС: На днях был подписан документ о создании новой системы ценообразования в строительстве. Что эта система может изменить?
— Такое важное направление работы призвано, прежде всего, оптимизировать цены на строительную продукцию, которая выполняется по государственным и муниципальным заказам. Это только первый документ, суть его состоит в следующем: мы должны организовать национальный мониторинг стоимости строительных ресурсов. Это и строительные материалы, и изделия, и конструкции, и техника, и транспортные услуги. На основании этого мониторинга можно будет формировать начальную сметную стоимость объектов капитального строительства, которые строятся по государственному и муниципальному заказу.
Смысл этого мониторинга состоит в том, что мы должны знать цену строительной продукции у производителя, без посредников. Практика показывает, что на строительную площадку стройматериалы попадают через руки 5-7 посредников и в конце цена становится значительно более высокой, чем могла бы быть. После того, как будет налажен мониторинг, я думаю, нам удастся значительно удешевить стоимость государственного и муниципального заказа.
Для строителей, которые работают через посредников, будут дополнительные проблемы, но в данном случае мы должны этим пренебречь, чтобы сохранить средства налогоплательщиков. А строителям необходимо будет сокращать издержки, отказываться от услуг посредников, покупать стройматериалы непосредственно у производителей, чтобы объекты капитального строительства — школы, больницы, дороги, — все, что строится по государственному и муниципальному заказу, было качественным и дешевым.