ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Депутаты Госдумы намерены серьезно отрегулировать СРО – НОПРИЗ только «за»
26.11.2024

Депутаты Госдумы намерены серьезно отрегулировать СРО – НОПРИЗ только «за»

26 ноября в стенах Государственной Думы начинается обсуждение пакета поправок к Градостроительному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях, которые серьезно меняют систему саморегулирования в строительной отрасли. Инициаторы поправок – депутаты Государственной Думы.

26 ноября 2024 года в Государственную Думу внесен пакет законопроектов, направленный на регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства. Текст поправок к Градостроительному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях подготовлен членами комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым, Владимиром Кошелевым и Сергеем Колуновым. Поправки предлагают изменить правила работы СРО в строительной отрасли.

Напомним, что впервые о необходимости реформы СРО Сергей Пахомов заявил на форуме «Российский строительный комплекс» 15 сентября этого года в Санкт-Петербурге. Причем его заявление прозвучало достаточно угрожающе в том смысле, что если нами СРО и профильные Нацобъединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) не озаботятся параметрами этой реформы и не разработают соответствующие поправки в законы, то это сделают депутаты и тогда, что называется, не обижайтесь. Через два месяца пакет таких поправок появился, и в СМИ Сергей Пахомов анонсировал некие контуры предстоящей реформы:

1. Стандартизация деятельности СРО в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности и усиление контроля соблюдения требований, предъявляемых к организациям – членам СРО:

- введение федеральных стандартов, устанавливающие требования к членству в СРО;

-  введение федеральных стандартов по проведению контроля за деятельностью участников СРО;

- введение расширенного перечня оснований для отказа в приеме в состав СРО и исключения из его членов;

-  введение обязанности члена СРО уведомлять СРО о заключенным конкурентным способом договорам подряда, а также соглашениям к ним;

- введение перечня мер дисциплинарного воздействия.

Эти стандарты будут согласовываться с Минстроем России и Минэкономразвития России.

2. Введение ответственности Национальных объединений СРО и расширение ответственности самих СРО, введение персональной ответственности руководителей СРО

Введение административной ответственности:

- Национальных объединений СРО, а также их участников;

- СРО за прием  лица, не соответствующего установленным требованиям, а также за непринятие мер по исключению такого лица из СРО;

- СРО за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия;

- за нарушения при проведении проверки деятельности своих членов, в том числе за нарушения сроков проверки деятельности своих членов;

- а также дисквалификации руководителей СРО на срок от 1 года до 3 лет за повторные нарушения.

3 Упрощение процедуры исключения сведений о СРО из государственного реестра. Законопроектом предлагается исключить такое дублирование и определить, что в случае несоответствия количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования, Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки.

Пакет документов по законопроекту доступен по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/779131-8 

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров прокомментировал внесение на рассмотрение Государственной Думой РФ пакета законопроектов по регулированию деятельности СРО:

- Необходимость принятия Госдумой пакета законопроектов, направленного на реформирование системы саморегулирования в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, назрела уже давно.

Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования, главным является усиление ответственности не только саморегулируемых организаций, но и национальных объединений.

Данная инициатива была выдвинута и сформулирована Минстроем России при активном участии и поддержке национальных объединений – НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Очевидно, что саморегулирование - это живой, подвижный механизм, который требует регулярной донастройки в соответствии с возникающими потребностями отрасли.

Весь 2024 год в тесном сотрудничестве с профильным комитетом Госдумы РФ под руководством Сергея Пахомова, министерством строительства и ЖКХ под руководством Ирека Файзуллина национальные объединения СРО проводили масштабную работу по анализу состояния системы саморегулирования в строительной отрасли, определению направлений, требующих корректировки. НОПРИЗ вел серьезную работу с Главгосэкспертизой России по выявлению допущенных ошибок специалистами при проведении инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Мы учли экспертное мнение всех участников системы саморегулирования в строительной отрасли и в результате получили емкий федеральный закон, предполагающий формирование полноценной системы контроля и ответственности СРО и национальных объединений.

Особенно значимым считаю то, вводятся федеральные стандарты, устанавливающие требования к членству в саморегулируемых организациях, которые будут согласовываться Минстроем и Минэкономразвития, вводится упрощенный порядок исключения саморегулируемых организаций из госреестра, административная ответственность национальных объединений и устанавливается персональная ответственность руководителей СРО, вплоть до возможности дисквалификации».

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо