Не решим проблему с кадрами – потеряем лифтовую отрасль…
По данным компетентных органов, 90% аварий на лифтах происходят из-за низкой профессиональной квалификации сотрудников. Очевидная нехватка квалифицированного персонала как низшего звена, так и руководящих, инженерных структур в последние годы заметно выходит на передний план многочисленных проблем отрасли вертикального транспорта.
Какие возможности в подготовке кадров для лифтовой отрасли есть у образовательных учреждений и как они реализуются, рассмотрим на примере ведущего строительного вуза страны - Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ). А поможет нам в этом Михаил Степанов, почетный строитель России, профессор кафедры «Механизации, автоматизации и роботизации строительства». Напомним – это одна из старейших кафедр в России по подготовке специалистов в области проектирования и эксплуатации подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и механического оборудования:
– Михаил Алексеевич, на ваш взгляд, действительно ли обстановка с кадрами в лифтовом комплексе настолько серьезна?
– Если коротко охарактеризовать нынешнюю ситуацию, то да, положение довольно сложное. Особенно это видно по цифрам выпуска лифтовых специалистов нашим вузом в недалеком прошлом. Напомню, до 1993 года он назывался Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). Если говорить относительно подготовки специалистов лифтового направления, то их готовили в МИСИ с 1975 года - это были инженеры по эксплуатации лифтов и монтажу. До 1975 года никаких программ в этом направлении не было. Наш университет первым в Советском Союзе сделал такую программу и за все это время подготовил больше 6000 специалистов.
Если брать в целом по стране, то сегодня порядка 20 вузов готовят специалистов лифтовой отрасли. Но вот что примечательно – сейчас такой специализации, которая у нас была с 1975 года, «Подъемники и лифты» - не существует. Есть просто направления «наземный транспорт», «технологические средства» или «комплексы». В этом случае получается, что у студентов, которые обучаются по этой специальности, может вообще не быть предметов конкретно по лифтам.
Если говорить конкретно о нашем вузе, у нас примерно половина - это как раз инженеры по монтажу и эксплуатации лифтов. Мы всех студентов обучаем именно устройству, эксплуатации и проектированию лифтов. У нас современная лифтовая лаборатория, которая позволяет студентам проводить лабораторные работы.
И тем не менее цифры настораживают. В прошлом году выпуск лифтовых специалистов с высшим образованием составил всего 21 человек. Для сравнения можно отметить, что буквально десяток лет назад эта цифра превышала 60 инженеров. Из-за отсутствия финансирования канули в Лету такие перспективные формы обучения, как заочное и вечернее, дававшие возможность опытным специалистам со средним образованием пополнить свои знания и занять более высокую ступень квалификации. В системе высшего образования подготовкой инженеров по лифтовому направлению занимаются, как я уже говорил, от силы два десятка вузов. В среднем группы студентов в них набираются не больше 15-20 человек. Причем, по статистике, только половина из них попадают после окончания в лифтовую сферу. Итог – отрасль получает около 300 инженеров в год, а потребность их в разы выше.
– В чем вы видите причину этой ситуации?
– Причина в слабой профориентации, в недостаточной работе в этом направлении самих лифтовых организаций - заводов по производству, компаний по монтажу и по эксплуатации лифтового оборудования. Этих предприятий тысячи, а конкретно работают с нами в вопросе набора студентов и их трудоустройства единицы.
Можно по пальцам пересчитать лифтостроительные заводы, с которыми у нас есть договоры по подготовке специалистов - это знаменитый «Мослифт», это недавно вышедший на орбиту лифтостроения завод «МетеорЛифт» из Санкт-Петербурга (бывший «ОТИС»), это довольно молодое, но динамично развивающееся предприятие «Лифт-Импорт», группа компаний «Евролифтмаш», ну и, конечно, легендарные ЩЛЗ и КМЗ. Что касается других, то кроме разговоров и намерений, от них ничего конкретного нет. Мне кажется, что одна из главных причин их пассивности – жадность и нежелание видеть перспективу в вопросе подготовки будущих кадров для своих организаций. Я заметил, что когда проводятся в той же Москве ярмарки вакансий, то в них в лучшем случае принимают участие одна-две лифтовых компании.
Есть и еще одна причина: традиционно сложилось мнение, что работа инженера в лифтовой сфере – это нечто, связанное с грязью, масляной спецовкой и т.д. Отнюдь! Сегодня лифт - это в большей степени сложное, электромеханическое устройство, состоящее наполовину из электроники, и инженеры, в отличие от низшего звена (электромеханики, монтажники), в работе выглядят довольно цивильно.
– Вы упомянули о закрытии таких форм обучения, как вечернее и заочное. С чем это связано?
– С тем, что нет заявок на обучение, лифтовики не обращаются к нам с такими просьбами, хотя наш вуз вполне может открыть группы обучения и в вечернем, и в заочном формате. Здесь инициатива должна исходить от конкретных предприятий. Будут заявки – откроем такую возможность для тех, кто, имея средне-специальное образование, желает повысить свою квалификацию. Но для этого нам необходимо, чтобы у нас обучалось не менее 30 человек.
– А сложно ли сегодня поступить в МГСУ?
– В принципе, не сложно. Как и везде – поступление по ЕГЭ. Надо отметить, что у нас балл ЕГЭ не самый высокий, но и не низкий: где-то в среднем по вузу в прошлом году было порядка 195 баллов. Но, прежде всего, хочу сказать, что наша специальность всегда востребована. Я несколько лет работал замдекана и деканом факультета и могу сказать следующее: у нас нет проблем с трудоустройством выпускников. То есть все наши студенты, которые заканчивают наш вуз, трудоустраиваются, причем, как правило, даже не после окончания, а уже где-то с третьего курса. Правда, это редкий случай, но с четвертого практически все уже имеют возможность работать в отрасли. А это большой «плюс». Сегодня существует большая потребность в специалистах - это и проектировщики, и конструкторы, и руководители монтажных групп, и организаторы эксплуатации и ремонта лифтового оборудования. Наш вуз и наша кафедра готовы предоставить возможность получить должное образование в этих направлениях.
Более того, мы сейчас готовимся к серьезному расширению. Наша кафедра получает солидное количество помещений в строящемся новом корпусе университета. Мы планируем значительно лучше оснастить новым оборудованием нашу лабораторию, и здесь мы надеемся на помощь лифтовиков, на то, что они помогут нам в поставке современного лифтового оборудования, на котором будут обучаться их будущие инженеры.
Но это касается не только представителей лифтовой сферы - даже в большей степени мы ждем содействия в этом от руководителей строительных предприятий. Хорошо бы возродить систему студентов-стипендиатов от конкретных предприятий. Раньше такая практика была и зарекомендовала она себя очень положительно, но в последние лет пять я такого не встречал.
В заключение мне бы хотелось обратиться к руководителям лифтовых компаний всех направлений – тех, кто производит лифты, тех, кто их монтирует и обслуживает: не ждите, что кто-то за вас выучит и направит к вам на работу специалиста! Проявите инициативу, направьте к нам на обучение человека, и вы получите подготовленного по всем образовательным стандартам квалифицированного работника!
Константин Голин
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf