Мосты в будущее: роль мягких навыков и инноваций в строительстве
В последние шесть лет в Университете Минстроя главным направлением является обучение твердым (hard skills) навыкам, включая проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, а также ценообразование и сметное нормирование. Для этого оборудованы компьютерные классы, где уже с марта с.г. начинаются новые курсы по программным продуктам ГРАНД-сметы, Визардсофт, Айбим, а также продуктам Ренга, Нанософт, Сисофт, Ингипро и других разработчиков.
В то же время запрос на обучение мягким навыкам, таким как инновационное мышление, включая креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию, всё чаще поступает от бизнеса и государства. Мы отмечаем возрастающий интерес в профессиональной среде к формированию и развитию универсальных (надпрофессиональных) компетенций. Возникает потребность в так называемой «новой грамотности», включая цифровую грамотность.
В условиях активного развития строительной отрасли, прогресса технологий и внедрения новейших программных продуктов и цифровых инструментов на сцену выходят новые требования к квалификации специалистов. Сегодня от руководителей, специалистов и команд требуются не только специфические профессиональные умения, но и так называемые мягкие навыки, включая инновационное мышление и умение работать в команде. Эти изменения подразумевают необходимость постоянного самосовершенствования и развития универсальных компетенций.
Университет Минстроя откликается на эти вызовы, расширяя свой образовательный портфель новыми программами, направленными на укрепление как твердых, так и мягких навыков. Включение тренингов, проектных и стратегических сессий, разработанных совместно с ведущими экспертами отрасли, подчеркивает нашу приверженность подготовке специалистов, способных эффективно адаптироваться к динамично меняющемуся профессиональному ландшафту.
В настоящее время отсутствует стандартизированный подход к определению этих компетенций, их обучению и оценке. [1] В этом контексте Университет Минстроя видит свою миссию не только в предоставлении актуальных образовательных программ, но и в разработке методических рекомендаций и практических инструментов для оценки и развития мягких навыков. Мы стремимся стать лидерами в создании эффективной системы подготовки специалистов, готовых к вызовам современного строительного рынка.
Сравнение оценки самых востребованных гибких навыков в России и за рубежом
В Университете Минстроя мы подчеркиваем важность и приоритетность развития твердых профессиональных умений (hard skills). Понимание того, что гибкие навыки могут способствовать карьерному росту, исходит из предпосылки, что специалист уже обладает сильными твердыми навыками. Без глубоких знаний в своей области невозможно достичь высокой продуктивности исключительно за счет гибких навыков.
Изучение гибких навыков, включая исследования, проведенные в России, такие как анализ данных с портала hh.ru, демонстрирует, что существуют специальности, требующие преимущественно твердых навыков, в то время как в других доминируют «мягкие» навыки. По мере продвижения по карьерной лестнице становится все более важным наличие гибких навыков, независимо от специализации. Однако в области градостроительства еще предстоит выявить профессии, наиболее чувствительные к наличию гибких навыков.
Стоит отметить, что чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем более актуально для него наличие универсальных компетенций вне зависимости от профессии.
В связи с тем, что креативное или инновационное мышление является одной из ключевых универсальных компетенций, способных поднять как отдельного специалиста, так и всю организацию на новую высоту, особенно важна эта способность для тех, кто участвует в процессе выработки и принятия решений. Одной из первых программ нового направления будет программа именно по креативности и критическому мышлению.
Креативное мышление — это способность генерировать новые, оригинальные идеи и находить нестандартные решения проблем. Это не просто о том, чтобы придумать что-то новое, а о том, чтобы найти решение, которое будет одновременно эффективным, практичным и отвечающим всем требованиям.
Описать и разработать методы оценки таких универсальных компетенций, как креативность и критическое мышление, представляет собой сложную задачу. Как определить, что сыграло ключевую роль в успешной реализации идеи: стратегическое мышление, умение критически анализировать, знания о предмете или способность эффективно использовать доступную информацию? Как, например, измерить результативность инвестиций и усилий в развитие компетенции "Креативность" с помощью модели Киркпатрика?[2] Ответы на эти вопросы становятся доступными только через активные действия и осознание желаемого результата.
Университет Минстроя приглашает на тренинги, направленные на развитие инновационного мышления в профессиональной сфере и в рамках командной работы. Эти программы предназначены для специалистов строительной отрасли, стремящихся к личному росту и укреплению командных взаимодействий через креативные подходы и инновации.
Тренинг «Креативный прорыв: усиление творческих стратегий в профессии»
Этот тренинг предназначен для индивидуального развития и фокусируется на раскрытии личного творческого потенциала участников. Участники научатся применять нестандартные подходы к решению профессиональных задач, развивать гибкость мышления и генерировать инновационные идеи, которые могут быть реализованы в рамках их профессиональной деятельности. Программа поможет участникам выйти за рамки стандартного мышления и открыть новые перспективы в своей карьере.
Тренинг «Инновационный драйв: развиваем творческий потенциал команды»
Этот тренинг ориентирован на развитие инновационного мышления в командах. Участники изучат методы стимулирования креативности в коллективе, научатся создавать среду, способствующую генерации и реализации новаторских идей. Тренинг позволит командам улучшить взаимодействие внутри коллектива, научиться эффективно использовать творческий потенциал каждого члена команды для достижения общих целей и решения сложных задач.
Тренинги будут полезны для руководителей и менеджеров всех уровней, стремящихся развивать инновационную культуру в командах, специалистов строительной отрасли, желающих личностного и профессионального роста, а также проектных команд, ищущих пути повышения эффективности и инновационных подходов к решению задач.
Результатом прохождения тренинга станет улучшение навыков креативного и критического мышления, повышение уровня инновационных решений в профессиональной сфере, укрепление командной работы и синергии в коллективе, а также расширение профессиональных горизонтов и открытие новых возможностей для карьерного роста.
Приглашаем вас присоединиться к нашим тренингам и открыть для себя мир инноваций и креативности, который поможет вам и вашей команде достигать выдающихся результатов в строительной отрасли.
В настоящее время страна и общество объединяют свои усилия для преодоления существующих вызовов, и это становится нашей новой долгосрочной реальностью. В такой ситуации крайне важно для каждого человека, организации, региона и всей страны в целом находить новые основы для самоопределения и принадлежности. Для устойчивого и быстрого развития необходимо проявлять креативность и инновационность, уметь адаптироваться и распознавать скрытые возможности.
Важность креативности и инновационного мышления невозможно переоценить, особенно когда речь заходит о достижениях в строительной отрасли нашей страны. Именно благодаря этим навыкам были созданы знаковые строительные объекты, ставшие символами инженерного мастерства и архитектурной мысли. От уникальных мостовых сооружений до высотных зданий каждый из этих проектов начинался с идеи, которая родилась в уме креативного человека.
Университет Минстроя НИИСФ РАССН призывает к активному развитию этих ценных навыков среди специалистов отрасли. Мы открыты к предложениям по организации семинаров, тренингов или краткосрочных курсов, направленных на стимулирование креативности и инновационного мышления. Наши программы могут быть специально адаптированы для удовлетворения потребностей вашей организации, помогая формировать новое поколение строителей, способных создавать будущее через смелые и новаторские решения.
Алина Постовалова, заместитель директора по инновациям и учебной работе НИССФ РААСН, руководитель Университета Минстроя, председатель Комитета по подготовке кадров и аттестации по ТИМ НОТИМ.
Александр Долматов, руководитель Института Управления и информационного моделирования Университета Минстроя НИИСФ РААСН.
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf
[1] Успешная работа в области универсальных компетенций проводится АНО «Россия — страна возможностей»
[2]Состоит из четырёх последовательных этапов измерения эффективности обучения и его ценности для деятельности всей организации:
Эмоциональная реакция (Reaction). /Научение новому (Learning). / Поведение на рабочем месте (Behavior). / Результаты для компании (Results).