ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Зигзаги лифтовой вертикали
24.12.2023
Вертикальный транспорт

Зигзаги лифтовой вертикали

Сказать, что в настоящее время российская лифтовая отрасль переживает сложные времена – значит не сказать ничего. По данным экспертов лифтового комплекса, в последние полтора года макроэкономическая ситуация в стране заметно ослабила как производственные возможности лифтостроителей, так и покупную способность потребителей лифтового рынка. Причем отсутствие средств у последних на покупку новой продукции значительно снижает возможности развития и расширения производства первых. Если добавить к этим проблемам явно выраженную тенденцию к разделению лифтового сообщества на два альтернативных лагеря, то будущее отрасли смотрится далеко не в перспективных тонах.

Замена старого лифтового парка под угрозой срыва

Одной из важнейших проблем лифтового сообщества в настоящее время является замена лифтового оборудования, отработавшего свой нормативный срок. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза к февралю 2025 года все лифты в стране должны быть приведены в соответствие этому международному документу. А это ни много ни мало от 80 до 100 тысяч. Учитывая, что ежегодно в стране стабильно прибавляется не менее 10 тысяч подъемников, отработавших свой ресурс, то заявления лифтового экспертного сообщества о необходимости продления сроков соответствия видятся вполне оправданными. Напомним, это будет уже второе изменение, поскольку ранее определенный срок приведения лифтов в соответствие с требованиями ТР ТС (февраль 2020 г.) был невыполним. Кроме того, довольно серьезные вопросы всплывают в сегменте монтажа, наладки и дальнейшей эксплуатации лифтового парка. Здесь сказывается в первую очередь проблемы выбора монтажных и ремонтных предприятий, при подборе которых в рамках несовершенной системы закупки и торгов владельцы лифтового оборудования выбирают не тех, кто обеспечит качественную работу, а тех, кто запросит за нее меньшую оплату.

Все эти проблемы поднимались и были обсуждены в ходе пленарной сессии лифтовиков на прошедшей в ноябре XVI Всероссийской конференции работников лифтового комплекса. Отметим, что в последнее время с применением онлайн-технологий принять участие в форуме лифтовиков получили возможность довольно широкие массы представителей лифтового сообщества, что дает возможность информирования о действительном положении дел большого количества заинтересованных лиц.

Несмотря на определенные успехи в работе лифтового хозяйства страны, в целом положение с производством лифтового оборудования и возможностью замены отработавших свой срок лифтов оставляет желать лучшего. Одной из главных причин, тормозящих нормальное функционирование лифтовых структур, как прозвучало в докладе Виктора Тишина, президента Национального Лифтового Союза (НЛС), является недостаточное финансирование, а фактически – его отсутствие со стороны государства. Взносы на капремонт не могут полностью покрыть стоимость необходимого оборудования и расходы на его замену.  

Ситуация с заменой лифтов в ходе капремонта выглядит следующим образом. В 2021 году было проведено аукционов по замене 14160 лифтов на сумму 36 млрд рублей. Аукционы, в которых приняли участие 69 подрядных организаций, были проведены в 55 субъектах РФ. В 2022 году все показатели были ниже по сравнению с предыдущим годом. Особенно «просели» показатели по числу лифтов (6200 единиц) и сумме (19 млрд рублей).

Немного улучшают картину итоги десяти месяцев 2023 года. По данным Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) на сегодняшний день проведено аукционов по замене 17 700 лифтов на сумму 70,8 млрд рублей. В них приняли участие 94 подрядные организации из 69 субъектов РФ. Однако реальная замена лифтов в текущем году вряд ли превысит 15 тысяч лифтов. Напомним, однако, что для выполнения требований ТР ТС нужно каждый год менять как минимум 70 тысяч.

Наиболее актуальна проблема замены лифтов стоит для 11 регионов РФ. В трех - Самарской, Ульяновской и Ярославской областях доля устаревших подъемников более 50 процентов. По данным комиссии Общественного совета при Минстрое России, особое внимание замене лифтов стоит уделить Удмуртии, Мордовии, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Смоленской, Курской и Ивановской областям. В качестве перспективной работы регионов в этом направлении были отмечены Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Республика Башкортостан, Волгоградская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Ростовская, Курская области.

Серьезные опасения вызывает ситуация с заменой лифтов в МКД со спецсчетами. Здесь замена идет в 2,5 раза медленнее, чем в «общем котле» регоператоров. В прошлом году у «спецсчетников» заменили чуть менее тысячи лифтов. А уж в новых регионах страны и вовсе ситуация крайне критичная. Очевидно, как отмечали многие выступающие, что без государственной поддержки в процессе финансирования замены лифтов поставленные задачи решить будет просто невозможно.

Производство отечественных лифтов – весьма и весьма скромное

Несмотря на некоторые успехи в сфере лифтостроения, у некоторых заводов (МетеорЛифт – Санкт Петербург, Щербинский лифтостроительный завод – Москва, МЭЛ – Москва), в целом обстановка в производстве подъемников достаточно проблемная. По данным Минпромторга, загруженность лифтовых заводов составляет от силы 40%, а дальнейшие перспективы отнюдь не внушают положительных эмоций. Более того, по данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), на российском рынке импортные поставщики лифтового оборудования, начиная с 2018 года, неумолимо теснят отечественных! К примеру – в 2018 году иностранцы и россияне делили рынок в пропорции 30,2% к 69,8%. В 2023 году, по данным за 9 месяцев, соотношение изменилось: 36,4% против 63,6%. А если учесть, что поставка лифтового оборудования из того же Китая или Турции в значительной мере превышает официально зарегистрированные показатели, то разница в импорте окажется еще весомее. Как предупреждают эксперты, зарубежные лифты довольно часто не отвечают требованиям российских ГОСТов. Большинство импортного оборудования не рассчитано на безопасную работу в течение 25 лет, и часто речь идет лишь о 10-15 годах. Яркий пример озвучил Игорь Иванов, генеральный директор завода «ВИТЧЕЛ» (единственный пока в стране завод, реально выпускающий лифты со скоростью 4 м/с). Есть медицинский объект в Челябинске, где установлены 12 турецких лифтов. Им всего пять лет, а заказчик уже замучился с ними: и лебедки меняли (5 шт.), и тросы. Также некоторые застройщики сейчас находятся в тупике вот ещё по какой причине: купили дешевый китайский или турецкий лифт, а когда настал момент заполнять декларацию, выясняется, что зарубежное оборудование нельзя устанавливать в муниципальных зданиях.

Другая проблема заключается в отсутствии тех комплектующих, которые изначально поставлялись на российские заводы из-за рубежа. Это безредукторные лебедки, частотные преобразователи, приводы дверей, электроника в управлении лифтом, некоторые системы безопасности и т.д.

Разговоры, пересуды, споры и дискуссии о нужности и важности импортозамещения в промышленности скоро подойдут к своему 10-летнему юбилею, а конкретных достижений в российской промышленности этого спектра, к сожалению, пока нет. Еще более сложно обстоят дела с разработкой скоростных и высокоскоростных лифтов. Их поставки осуществлялись исключительно зарубежными производителями, и отечественные наработки не интересовали потребителей. Сергей Павлов, советник генерального директора по научно-техническим вопросам Щербинского лифтостроительного завода, рассказал, что ЩЛЗ разработал свой первый лифт со скоростью 4м/с еще в 2017 году. Но тогда у заказчиков была возможность приобретения таких подъемников у европейских компаний, и на разработку ЩЛЗ они не обращали внимание. Сегодня, слава богу, положение изменилось, и перспектива выпуска скоростных лифтов обрела реальные очертания. Те же ЩЛЗ, Серпуховский завод, завод ВИТЧЕЛ, московский МЭЛ уже ведут конкретные испытания лифтов, чья скорость превысит 4 и даже 6 м/с.

Выставка раздора

Рассматривая в целом обстановку, сложившуюся в последнее время в лифтовой отрасли, надо отметить все чаще проявляемую в лифтовом сообществе разобщенность по многим вопросам. Если в течение 12 лет, со дня создания, НЛС проводил политику консолидации отечественных лифтовиков, то сегодня происходит явный разлом в лифтовом комплексе. Созданная два года назад Евразийская лифтовая ассоциация (ЕЛА), в купе с известной в стране госкорпорацией ДОМ.РФ и присоединившимися к ним отдельными чиновниками Минпромторга, явно стараются перетянуть «лифтовое одеяло» на свою сторону, оставляя вне игры экспертное сообщество НЛС. Чего стоит только пример того, что представителей НЛС даже не пригласили на совещание в Совете Федерации, прошедшее буквально на второй день после Всероссийской лифтовой конференции. А все потому, что на этом совещании конкретно обсуждалась некая «Дорожная карта» по развитию лифтовой отрасли. Всем известно, что эксперты НЛС неоднократно высказывались о довольно «тонких» местах во многих предложениях этого документа. Вспомним, аналогичный документ был выдвинут еще в 2019 году после посещения ЩЛЗ Д.Медведевым. Тогда лифтовое сообщество сумело отстоять взвешенные позиции и не дать зеленый свет заведомо никчемным предложениям. Сегодня, по прошествии четырех лет, опять лифтовикам предлагают путь развития, который, по сути, отражает интересы не всего лифтового комплекса, а только некоторых его участников.

Самым ярким пятном раздора в нынешней ситуации стало решение ЕЛА провести свою, альтернативную выставку лифтового оборудования «Лифт Экспо. Москва 2024». Напомним, что с 2003 года традиционно по нечетным годам проводилась лифтовая выставка, которая отвечала всем требованиям и отражала интересы исключительно всех заинтересованных сторон. Russian Elevator Week входит в тройку лучших в Общероссийском рейтинге выставок 2018-2019 гг. по тематике «Строительство, отделочные материалы и комплектация» в номинациях «Выставочная площадь» и «Международное признание» (https://ancb.ru/publication/read/10322 ).

По мнению специалистов и экспертов лифтового сообщества, проведение альтернативной выставки не привнесет в динамику развития положительных результатов, а станет, наоборот, серьезным препятствием как в вопросах консолидации сообщества, так и в целом лифтовой отрасли.

Вероятно, результат разделения лифтового комплекса общество увидит и прочувствует в ближайшем будущем. Будем надеяться, что он не принесет катастрофических провалов и безвыходных положений. Хочется думать, что участники XVI Всероссийской конференции работников лифтового комплекса, принявшей более 130 представителей всех регионов страны, сумеют отстоять свои позиции и конкретную направленность на консолидацию сообщества в решении серьезных проблем лифтовой отрасли.

Напомним, что с трибуны и по видео-конференц-связи на форуме лифтовиков выступили представители Государственной Думы, Минстроя, Минпромторга России, Ростехнадзора, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Ассоциации «Российское лифтовое объединение», СРО «Русьэкспертлифт», ООСР «Федерация лифтовых предприятий», АО «ВДНХ», другие докладчики. В таком сообществе вполне можно и нужно решать все вопросы обеспечения безопасной и комфортной работы вертикального транспорта.

Константин Голин

Этот материал опубликован в ноябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо