Роль индустриального партнера в подготовке квалифицированных кадров для строительной отрасли
По данным Минтруда России, к 2030 году потребность в кадрах отечественной экономики составит 73,6 млн человек. Больше всего рабочих мест будет создано в обрабатывающем производстве – почти 800 тыс., в транспортировке и хранении – 400 тыс., в здравоохранении и социальных услугах – 285 тыс., в научной и исследовательской деятельности, а также IT – более 430 тыс. (доклад на расширенном заседании президиума Госсовета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации»).
А что же со сферой строительства? Темпы развития строительной отрасли – важнейший показатель экономики любого государства, вопрос ее обеспеченности квалифицированными кадрами на всех уровнях является практически экзистенциальным. Следовательно, задача инвестиций в человеческий капитал для современного работодателя превращается в насущную необходимость, побуждая компании более гибко организовывать свою кадровую политику.
Говорит учредитель и управляющий партнер Группы компаний Zak Development, Butik Pro, BIM Capital Игорь Зак: «Рынок услуг в строительстве все более насыщается технологиями информационного моделирования, активно развиваются высокотехнологичные сервисы. Для быстроразвивающейся компании в условиях повышающейся технической сложности оказываемых услуг кадровый голод – едва ли не главный ограничитель роста, который необходимо исключить. С первых лет существования нашего бренда в работе по формированию высококвалифицированного кадрового резерва сделан акцент на взаимодействие с учреждениями высшего и среднего специального образования».
Для того чтобы в современных условиях обеспечить себя надежной кадровой подушкой, работодателю необходимо четко формулировать требования к профилю и навыкам требуемого специалиста, направлениям актуализации обучающих программ и научиться доносить в правильном формате эту информацию до образовательного учреждения.
Системное взаимодействие и обмен информацией с образовательными учреждениями реализуется Центром компетенций Группы компаний. Миссия ЦК - стать организующим звеном и площадкой для обмена знаниями и опытом специалистов в направлении применения передовых идей и лучших практик для решения инновационных задач развития строительной и смежных отраслей национальной экономики, в том числе путем осуществления научно-технической и производственной кооперации с исследовательскими организациями и образовательными учреждениями.
Рассказывает руководитель ЦК Группы компаний Лев Авербух: «Одна из форм нашего взаимодействия с учреждениями высшего и среднего специального образования - это формирование задач для проведения производственных практик, стажировок, подготовки курсовых и дипломных работ в соответствии с профилем обучающихся.
На протяжении последних трех лет нами системно и последовательно внедряется в практику проектный подход - погружение стажеров и практикантов в реальные проекты, начиная с первых лет обучения. Сформированы проектные треки по целому ряду направлений, в том числе в сфере деятельности технического заказчика, строительного контроля, градостроительного анализа, проектирования и, конечно же, технологий информационного моделирования. Мы актуализируем их каждый год с учетом текущих потребностей и задач развития. В этой работе принимают активное участие как руководители подразделений, так и рядовые наши сотрудники».
Информацией делится руководитель направления развития технологий информационного моделирования Группы компаний Азраил Пошев: «Наша Группа компаний оказывает полный комплекс услуг по управлению проектами инвестиционно-строительного комплекса с применением ТИМ. Эта услуга требует овладения широким спектром компетенций, знанием функционала и навыками работы в разных программных комплексах. Стоит задача внедрения отечественного софта. Фактически организация деятельности по сопровождению всех процессов с использованием ТИМ для целого ряда направлений требует развития определенных IT-компетенций.
Среди наших стажеров и практикантов будущие архитекторы, строители, проектировщики, специалисты по информационному моделированию, автоматизации строительных процессов. Для целеустремленных ребят у нас всегда найдутся интересные практические задачи для совместного решения - мы также учимся вместе с ними!».
Будущие «кадры» - на студенческой скамье
Сотрудничество с образовательными учреждениями может и должно развиваться по более широкому спектру направлений. Помимо организации студенческих практик, это может быть обмен опытом и распространение знаний, совместные исследования и разработки. Многоуровневое системное взаимодействие фактически превращает компанию или предприятие в полноценного индустриального партнера для колледжа или университета, способного принимать участие в решении задач более высокого уровня, в частности, обозначенных в Стратегии научно-технологического развития России: удовлетворение потребностей в развитии кадрового, научного и инновационного потенциала, совместное выявление перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества в научно-образовательной сфере и инновационной деятельности, коммерциализация результатов этой деятельности, обеспечение, в конечном итоге, технологического суверенитета страны.
Рассказывает ответственный за региональное развитие ГК Наталия Сорокина: «Мы сотрудничаем с 17 учреждениями высшего и среднего профессионального образования, их количество активно прирастает региональными институтами и колледжами. В этом году летнюю практику прошли более 120 обучающихся в партнерских образовательных учреждениях, каждый из которых имел возможность самостоятельно выбрать проектный трек по любому из направлений деятельности Группы компаний. Очевидно, мы не можем предложить возможность трудоустройства на постоянную работу всем, даже из числа особо отличившихся ребят (в целом по итогам 2022-2023 гг. было трудоустроено 10 выпускников). Кроме того, мы понимаем, что регионы заинтересованы в том, чтобы квалифицированные специалисты возвращались и устраивались на работу на местных рынках труда. С такими ребятами не теряем связь, планируем развитие филиальной сети, направления удаленной работы.
Стараемся, чтобы с ростом числа партнеров не отставало и качество работы со стажерами и практикантами. В этом направлении мы активно опираемся на технологию наставничества, что позволяет одновременно развивать и внутренний кадровый потенциал Группы компаний, обучает активному лидерству, проектному подходу и командной работе».
В сентябре этого года проведено отчетное мероприятие по итогам сезона студенческой практики, к участию в котором были приглашены представители партнерских образовательных учреждений и заинтересованных организаций, в том числе: НИУ МГСУ, НИТУ МИСиС, МГУ, МИТУ-МАСИ, Смоленского строительного колледжа, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, РУДН, МФЮА, ДГТУ, КГТУ, Рязанского института (филиала) Московского политеха, а также представители Минстроя России, Минобрнауки России, Росмолодежи, Департамента образования Москвы, Департамента градостроительной политики города Москвы, НОТИМ, разработчиков отечественного программного обеспечения: ГК CSoft, Ренга Софтвэа.
Важность взаимодействия с образовательными учреждениями и наращивания кадрового потенциала отметил президент НОТИМ Михаил Викторов.
Знания и опыт – на службу Будущему
Будущие специалисты в присутствии наставников из Группы компаний и преподавателей из учебных заведений презентовали результаты своей работы. В частности, под руководством наставников выполнено два пилотных проекта, подготовлены одна грантовая и две конкурсных заявки, разработан контент и принято участие в выставке по работе с объектами культурного наследия, опубликована одна статья, принято участие в акселераторе АСИ по промышленному туризму, получен целый ряд других интересных результатов.
Продолжает учредитель и управляющий партнер Группы компаний Сергей Месяцев: «Работа с будущими специалистами это часть нашей социально-ориентированной политики, ESG-стратегии Группы компаний. Вместе с тем как коммерческая структура мы всегда учитываем вопросы рационального распределения ресурсов и временных затрат. Поэтому для нас было важно получить от коллег и партнеров обратную связь и рекомендации для дальнейшего развития этого направления.
На круглом столе “Актуальные вопросы подготовки кадров в контексте цифровой трансформации строительной отрасли” обсудили возможности более плотного взаимодействия индустриального партнера, образовательного учреждения и производителя отечественного программного обеспечения, пути достижения синергетического эффекта с учетом возможностей программ “Приоритет 2030”, “Профессионалитет”, направленных на развитие учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Я сам являюсь выпускником Смоленского строительного колледжа, и мне очень приятно, что сейчас на развитие таких учреждений выделяются средства, которые помогают развивать образовательные технологии и стандарты, участвовать и побеждать в серьезных конкурсах: ССК занял почетное 2 место на Всероссийском открытом конкурсе с международным участием «ТИМ-ЛИДЕРЫ 2022/23» со студенческим дизайн-проектом модернизации здания колледжа. Это отличная мотивация к дальнейшему развитию студентов и учебного заведения в целом!
Вдвойне приятно было получить возможность лично поделиться своим видением перспектив внедрения ТИМ в обучающие программы ССК в ходе рабочего визита заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и губернатора Смоленской области Василия Анохина в колледж в августе этого года.
И еще немного о мотивации. Мы провели отдельную встречу с наиболее активными практикантами, постарались выяснить, что им понравилось, а что - нет, об их планах на будущее, кем себя видят и к чему стремятся. Считаю, что личная встреча “без галстуков” и возможность пообщаться с первыми лицами компании могут стать своеобразной “путевкой” в жизнь для молодых и целеустремленных ребят, а для нас - лучше понять мотивационный профиль будущих членов нашей команды.
Несомненно, полученный опыт будет востребован в работе недавно созданного Комитета по подготовке и аттестации кадров для ТИМ в составе НОТИМ, соучредителями которого мы выступаем.
Нас все чаще приглашают принять участие в обучающих мероприятиях. В этом году наши специалисты успешно провели цикл семинаров по теме “Промышленный девелопмент” для Корпорации развития Московской области, ряд мероприятий в составе летней школы МГСУ. В настоящее время принимаем участие в разработке большой образовательной программы профессиональной переподготовки, учитывающей ключевые направления инвестиционно-строительной деятельности - запрос на программы повышения квалификации и ДПО от лидеров строительной отрасли ощутим».
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что на рынке образовательных услуг в строительной сфере появился новый игрок - работодатель, который, для повышения своей конкурентоспособности, начинает активно организовывать новую кадровую политику и, наряду с образовательными организациями, выступать в роли субъекта социально-экономического развития.
Амалия Санамян
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке :https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_11_2023_pc.pdf