Начинается эксперимент по госконтролю за качеством ключевых стройматериалов
На портале законопроектов для публичного обсуждения опубликован проект постановления правительства России «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции». Разработчик законопроекта – Минпромторг России, обсуждение продлится до 19 октября 2023 г.
Как следует из пояснительных документов, «в результате реформирования контрольно-надзорной деятельности на сегодняшний день 13 из 46 вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее – технические регламенты), а также единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 (далее – Единый перечень), полностью или частично остались не охвачены государственным контролем (надзором)».
То есть, с 2022 года государство перестало осуществлять надзор за большинством ключевых строительных материалов и изделий. В целом безгоснадзорными остались кабельная продукция, цемент, сухие строительные смеси, радиаторы и еще целый ряд ключевых стройматериалов и изделий. В результате оборот безнадзорной, некачественной и фальсифицированной продукции на рынке стройматериалов достиг в различных областях от 40% до 70% от производимой продукции. Самая опасная ситуация сложилась с применением при строительстве сфальсифицированной электрокабельной продукции – здесь доля фальсификата достигает 70%, а это грозит пожарами, авариями и гибелью людей.
При этом по итогам проведенного анализа данных ассоциациями и союзами отмечены следующие последствия отмены государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов (помимо экономического ущерба):
- невозможность ведения учета, статистики и аналитики;
- создание условий для недобросовестной конкуренции и отсутствие мотивации соблюдения производителями обязательных требований безопасности;
- увеличение доли фальсификата и контрафакта.
Кроме того, обращение на рынке потенциально опасной продукции создает риски причинения вреда жизни или здоровью граждан – использование не соответствующей требованиям продукции приводит к общественно-опасным последствиям (в случае использования не отвечающего требованиям безопасности цемента и строительных смесей может привести к растрескиванию и обрушению конструкций жилых домов, детских садов, школ; кабельно-проводниковой продукции – к поражению током, выходу из строя медицинских приборов, пожарам; радиаторов и конвекторов – к термическим ожогам в следствии разгерметизации и протечки, к затоплению жилых помещений, авариям, пожарам и т. д).
По предварительным оценкам, неоднократно опубликованным от имени отраслевых объединений, ущерб от продукции, не соответствующей обязательным требованиям, может составлять не менее 300 млрд. руб. ежегодно. А оборот безнадзорной продукции достигает 30-40 трлн рублей (Подробнее на эту тему - http://www.ancb.ru/publication/read/15572) .
Однако, несмотря на такие катастрофические выводы, Минпромторг не торопится возвращать госнадзор сразу за всеми ключевыми стройматериалами и продуктами. Судя по тексту документа, предлагается провести с 1 февраля 2024 г. по 1 февраля 2025 г. на территории Российской Федерации эксперимент по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении отдельных видов продукции.
Под эксперимент попадают цемент, сухие смеси, кабельная продукция, радиаторы отопления, бетонные смеси и строительные растворы.
Для проведения эксперимента разработано положение о порядке осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, а также критерии отнесения объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда. По итогам эксперимента будут приниматься соответствующие управленческие решения.
В качестве контролирующего органа назначается Росстандарт и его территориальные органы.
Полный текст документа доступен по ссылке: (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142097)