ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Отрасли нужна Стратегия, <br />
а стране – <br />
цементобетонные дороги
27.06.2015
Власть

Отрасли нужна Стратегия,
а стране –
цементобетонные дороги

Российская промышленность стройматериалов должна развиваться в соответствии с государственными планами

В конце мая состоялось очередное заседание Комитета по предпринимательству в сфере строительства под председательством Ефима Басина. На сей раз оно было посвящено перспективам развития отечественной стройиндустрии и производству стройматериалов.

В заседании Комитета приняли участие: заместитель руководителя Департамента градостроительства и архитектуры Минстроя России Ольга Дашкова, начальник отдела координации деятельности по разработке техрегламентов Минпромторга России Константин Жиляев, ответственный секретарь экспертного Совета Комитета по строительству ГД ФС РФ Светлана Бачурина, предприниматели, эксперты и журналисты.

С основным докладом – о Стратегии развития промышленности строительных материалов  - выступила первый зампред Комитета Лариса Баринова. Она подробно проанализировал существующий действующий документ,  а также попытки создания новых проектов Стратегии. Из выступления стало очевидно, что в реформировании нуждается не только действующая Стратегия, но и сам подход к разработке таких документов.

В Стратегии необходимо учесть особенности промышленности строительных материалов (ПСМ) – ее энергоемкомкость, зависимость от транспорта, неравномерность распределения природных ресурсов. «К сожалению,  природа очень неравномерно распределила общераспространенные полезные ископаемые  - такие как песок, щебень гипс, известь. Но без них не может обойтись ни одна стройка. Подотрасль нерудных материалов находится, наверное, в самом тяжелом положении с точки зрения обеспечения оборудованием. Износ основных фондов выше 50%, стоимость перевозок нерудных материалов  порой  в разы превышает себестоимость добычи» - отметила Л.Баринова.

Невозможно говорить о развитии отрасли без внедрения инновационных технологий, разработки и актуализации нормативной базы, интегрирования в торговое пространство СНГ и ЕАЭС. Должно найти отражение в документе и необходимое импортозамещение, хотя импорт основных строительных материалов никогда не был определяющим для строительства и составлял не более 10-12%.

Полностью текст выступления Ларисы Бариновой можно прочитать в данном номере журнала в рубрике «Строительные материалы».

Очень интересным и содержательным было выступление Сергея Марченкова, ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» - он рассказал о перспективах строительства цементобетонных дорог. По его словам, общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения составляет 1,4 млн. км, при этом 98% из них – асфальтобетонные, 2% - цементобетонные. Однако в тех странах, где особенно хорошо развита дорожная сеть, картина наблюдается совершенно другая: протяженность бетонных дорог в США составляет 60% от общего числа, в Австрии – 46%, Германии - 38%. А в России на 2015 г. не запланировано ни одного проекта по строительству дороги с бетонным покрытием.

При этом сроки эксплуатации цементобетонной дороги до капремонта составляю более 30 лет (асфальтобетонной – 8-10 лет), а сезонные деформации цементобетонных дорог в 10 раз меньше асфальтобетонных (6% против 60%).

Достоинства бетонных дорог заключаются в следующем:

  • Безопасность
    • Уровень аварийности на бетонных дорогах снижается на 70% на 1 км дорог за счет повышения качества полотна
    • Скорость движения может быть увеличена до 130 км/ч и более
  • Долговечность         
    • Срок службы бетонных дорог достигает 50 лет и более
    • Сезонная деформация чуть более 5% (асфальтобетонных дорог – 60%)
  • Экономичность
    • Опыт США, Китая показывает значительное (в 2 раза) снижение затрат на обслуживание дорог
    • Бетонные покрытия в первые 10-12 лет эксплуатации капитального ремонта не требуют
    • Использование отходов металлургии, ТЭЦ, продукты производства щебня
  • Скорость строительства
    • Укладка может происходить при температуре -10° до +35°
    • Средняя скорость укладчика 7-10 м в минуту (порядка 3 км/час)

При этом очевидно, что при строительстве бетонных дорог до 1 000 км в год потребление цемента может вырасти примерно на 1 млн. т в год, что соответствует вкладу в цементную отрасль 4 млрд. руб. (+1.4% к общему потреблению цемента).

Также прозвучали выступления о перспективах развития технологий производства товарного бетона (Александр Бублиевский, НП «Союз производителей бетона), о безотходной экологически чистой технологии синтеза вяжущих и сопутствующих материалов (Юрий Бурлов, ОАО «Подольск-Цемент), о перспективах применения композитов в бетоне и железобетоне (Валентина Степанова НИИЖБ НИЦ «Строительство»), универсальные гибкие технологические потоки от проектирования до строительства под ключ (Марзаганов Руслан, ООО «Зоммер-Россия», Шкатов Владимир, компания ALLBAU).

О формировании института оценки конкурентоспособности предприятий строительного комплекса России рассказал Николай Алексеенко (ООО «Рейтинговое агентство строительного комплекса»). По его словам, в России давно назрела необходимость создания независимого, универсального, профессионального источника информации об участниках строительного комплекса РФ и сопутствующих видов деятельности, с возможностью оценивания и оптимального выбора поставщика работ и услуг отрасли.

За более чем два года работы, аналитиками Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) проведена работа по изучению конкурентоспособности компаний отрасли. Присвоено более 100000 дистанционных рейтинговых оценок: 3569 изыскательским компаниям, 23648 проектным организациям, 72911 строительным. Кроме того, на сегодняшний день закончено исследование более 4500 компаний-застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, среди которых дистанционный рейтинг надежности присвоен 1871 компании. Ведется аналогичная работа по компаниям – производителям строительных материалов.

«Комплексная рейтинговая оценка конкурентоспособности компаний строительной отрасли должна превратиться в неотъемлемый атрибут рыночной дисциплины, стать своеобразным отраслевым «Знаком качества» - подчеркнул Н.Алексеенко.

В дополнение к институту рейтингования, в целях системного, качественного и объективного анализа ситуации в строительной отрасли России, предлагается включение в систему показателей, индекса конкурентоспособности строительной отрасли (далее – ИКСО). ИКСО рассчитывается уже в течение 4 кварталов (со 2 квартала 2014 года). Он представляет собой количественную оценку состояния и динамики развития строительной отрасли каждого из регионов России, федеральных округов и страны в целом. В основе расчета ИКСО находится рейтинговая оценка компаний региона, опрос профессионалов отрасли и анализ конъюнктуры рынка. Включение ИКСО в государственные программы инвестиционного развития субъектов РФ, позволит создать понятную и прозрачную схему достижения конкретных целей, задать вектор развития субъекта, даст ориентиры инвесторам и участникам рынка.

В завершение заседания участникам были представлены новые разработки для строительного рынка. Следующее заседание Комитета состоится накануне Дня строителя.

Елена Шинкоренко

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо