Пенополистирол:
хорош для мышей,
а не для людей
От агрессивности — к «ползучей» тактике?
Своих земляков поддержали некоторые местные депутаты, так, Игорь Антропенко заявил, что нельзя применять в жилье этот довольно токсичный материал, который при горении выделяет ядовитые вещества. Поддержал его и Иван Ивченко.
Этот скандал — один из немногих в последнее время, хотя пенополистирол все шире применяют при строительстве. Не секрет, что в периоды кризисов падают объемы применения стройматериалов более дорогих и растут объемы более низких ценовых категорий. А ППС — один из самых дешевых, к тому же его сторонники не перестают заявлять, что это легкий, пожаробезопасный, долговечный, экологически чистый материал.
Если при заявлениях ученых, специалистов против ППС еще десяток лет назад могли привлечь к суду, то теперь сторонники этого материала или его производители, похоже, взяли на вооружение «ползучую» тактику. Они упорно продолжают работать над совершенствованием свойств ППС, улучшением качества и удобства применения стройматериалов из него, тратят немалые средства на их рекламу. Но от этого ППС не перестает по-прежнему быть экологически небезопасным, а при горении выделять опасные для человека вещества.
В детстве многие из нас читали стихотворение про бесстрашного юношу, который не побоялся войти в горящий дом и вынести из огня малолетних детишек. В зданиях, при строительстве которых применялся ППС, такие подвиги кончаются гибелью смельчаков, поскольку достаточно сделать несколько вздохов, чтобы распрощаться с жизнью.
Свойства сырья — стирола, из которого изготавливается пенополистирол, таковы, что процесс его полимеризации не бывает полным. Процент полимеризации за счет применения научных достижений растет, сторонники ППС доказывают, что он приблизился к 100%, но исследования показывают, что на сегодня он составляет, как правило, максимум 97 — 98 %. А это значит, что стирол не весь «связан» и идет постоянное его выделение в воздух. К тому же процесс полимеризации обратим, под влиянием света, кислорода, озона, воды, механических и ионизирующих воздействий начинается процесс деструкции и полимеры начинают разлагаться. Отсюда короткий срок службы ППС — от 15 до 40 лет, постепенно ППС превращается в порошок, и люди начинают замерзать в таких домах.
И если бы этим ограничивались проблемы! Дело в том, что в воздух жилых помещений постоянно попадают вредные вещества, которые отрицательно сказываются на здоровье людей.
Например, во времена СССР разрешили было применять ППС при строительстве жилья, особенно он казался незаменимым в районах Сибири и Дальнего Востока. Сырье легко перевозить, материал удобный в применении, легко режется. Например, много временного жилья было построено в районе БАМа. Однако вскоре исследования показали, что здоровье людей, проживающих в таких строениях, стало ухудшаться, начали рождаться дети с патологиями, и ППС в СССР был запрещен.
Напалм фосген и ППС — кровные братья
Однако после развала Союза в новой России ППС начали активно продвигать как материал, который позволит быстро решить жилищные проблемы страны. К тому же в развитых странах пенополистирол терял свои позиции, и российский рынок представлял собой огромные возможности для сбыта технологий, линий по производству стройматериалов. ППС начали широко применять при строительстве как общественных зданий, так и жилья. Однако время от времени возникающие пожары с человеческими жертвами начали отрезвлять общественность. Против применения ППС стали выступать ученые России, Украины, Белоруссии и других бывших советских республик. Сложилось два лобби — за и против ППС.
Потрясением для всей страны стал пожар в Перми в ночном клубе «Хромая лошадь». В нем погибли 156 человек. Эта трагедия подтолкнула противников ППС к объединению, ученые пытались понять, почему люди погибали в первые же минуты после нескольких вздохов продуктов горения. Не все было понятно, и горячие обвинения против пенополистирола кончились судами, заседания которых порой напоминали дискуссии на научных симпозиумах. Ученые объединились в международную группу, в которую вошли представители нескольких государств. Руководство Пермского национального исследовательского политехнического университета выделило средства на покупку специального оборудования, на котором были исследованы образцы ППС. Исследования показали, что главный виновник трагедии — фосген. Из энциклопедии можно узнать, что это бесцветный газ с запахом прелого сена, обладает удушающим действием, использовался в Первую мировую войну как боевое отравляющее вещество. Американцы использовали полистирол как составную часть при изготовлении так называемого напалма В, также используемого как боевое оружие.
Причем продукты горения ППС тяжелее воздуха, поэтому бывают случаи, когда при пожарах в многоэтажных домах погибают соседи, живущие на нижележащих этажах. Выглянул в окно, чтобы посмотреть, что там происходит, вдохнул порцию яда и…
В «Хромой лошади» ППС был применен на кровле, поэтому лучше не представлять себе, что пережили молодые люди перед гибелью.
Кроме пожара в «Хромой лошади», можно назвать пожар на КамАЗе, других объектах, где применялся ППС. По мнению специалистов «странно» горел Большой Манеж в Москве, где по идее должны были гореть дерево, войлок, шлаковата, а Манеж горел, по выражению одного из очевидцев, как нефтеналивное хранилище.
Нередко расследование таких пожаров происходит в условиях секретности, и остается только догадываться, почему затухают, не начавшись, скандалы вокруг применяемых стройматериалов.
О влиятельности лобби сторонников ППС можно судить по круглому столу, который прошел в 2011 г. в РААСН. Он был организован по инициативе противников ППС, но сторонники задавили ученых своей численностью и агрессивностью. По словам ярого противника применения ППС в жилищном строительстве, академика РАЕН, доктора химических наук Вадима Мальцева, на такой «дискуссии» он оказался впервые. Ему не давали говорить, а когда он сказал, что выделяемые ППС вещества приводят либо к бесплодию, либо к врожденным патологиям человеческих эмбрионов, в зале раздались дикое ржание и выкрики, что здесь собрались не гинекологи. Другой представитель «тяжелой артиллерии» противников ППС Александр Кетов ушел с круглого стола, когда понял, что за аудитория там собралась.
— У нас в Самаре, как и во многих регионах, строят дома с применением ППС, — говорит Лев Евсеев, доктор технических наук, председатель комиссии по энергосбережению РОИС (Самарское отделение). — Я провожу большую разъяснительную работу, почему ППС нельзя применять в жилищном строительстве, участвую во всевозможных мероприятиях. Как-то решили провести научно-технический совет по этой проблеме, а когда народ собрался, оказалось, что в зале сидят производители и поставщики ППС. Вот и обсуждай с ними научные проблемы! Конечно, народ надо просвещать. У нас построили такое жилье для военных, многие ко мне обращались за советом, стоит ли въезжать в такие дома. Я говорил, что не стоит. Кто-то отказался, кто-то въехал. А потом через некоторое время начали жаловаться, что нет житья от мышей. Они прогрызают в ППС норки, ходы, а попробуй их оттуда убери. А если ППС соприкасается с воздухом, он начинает разрушаться, так что эти дома через несколько лет останутся без утеплителя.
Мир уходит от ППС. А мы «уходим» из-за ППС…
Противников ППС хватает и в других странах мира. Мощное антилобби в Германии, где проводят разъяснительную работу и уже снимают ППС по требованию жильцов с фасадов домов. Здесь был введен запрет на применение ППС при строительстве домов выше 22 м. А последние годы здесь вообще отдают предпочтение строительству с минимальным применением каких-либо утеплителей на основе химических соединений.
В Польше после ряда пожаров на домах, где применялся ППС, проводили исследования и также борются с применением пенополистирола в жилищном строительстве.
В Финляндии тоже занимаются серьезным изучением свойств ППС после ряда скандалов, связанных с ним.
Один из аргументов сторонников пенополистирола тот, что упаковка из ППС широко применяется в пищевой промышленности, а значит, он безвреден. Однако они скрывают, что в мире ширится протест против применения этого материала при упаковке продуктов, особенно если их приходится нагревать и если это жирные продукты.
Так, в свое время большой резонанс вызвало заявление мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга о запрете продажи пищевых продуктов в упаковках из ППС. Он ссылался на исследования Национального института здоровья (National Institutes of Health), которые показали, что этот материал может провоцировать отклонения на генетическом уровне, развитие таких заболеваний, как лейкемия и т.д.
Несмотря на тревожные предупреждения врачей, ученых, специалистов, ППС по-прежнему применяется в жилищном строительстве. Остается только надеяться, что с этим злом может справиться просветительская работа, когда люди просто перестанут покупать такое жилье.
Кстати, недавно в Москве в рамках выставки «Электро-2015» прошла межрегиональная конференция «Энергоэффективный город: инфраструктура будущего». Выступая на ней, Валерий Казейкин, вице-президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству, сказал, что в одном из поселков уже несколько лет никак не могут продать дома, построенные с использованием пенополистирола.
Может, мы действительно становимся умнее?
Елизавета ПЕТРОВА
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.