ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Цифровая трансформация как переход к устойчивому развитию или прыжок через хаос?
24.10.2021
Цифровое строительство

Цифровая трансформация как переход к устойчивому развитию или прыжок через хаос?

Сегодня строительная отрасль стоит на пороге цифровой трансформации, много говорится о плюсах этого перехода. Но все ли к нему готово?

5 октября в онлайн-формате стартовала цифровая конференция Autodesk University 2021. И хотя в последнее время обсуждение ТИМ идет на большом количестве площадок, конференция Autodesk University 2021 по-прежнему задает тон и очерчивает горизонты BIM-сообществу.

 

В последнее время одной из постоянных обсуждаемых тем стало устойчивое развитие. Как  установила ООН, за этим определением стоит борьба с изменением климата, ответственное потребление и производство, недорогая и чистая энергия, индустриализация, инновация и инфраструктура, устойчивые города и населенные пункты, а также достойная работа и экономический рост.

И это неспроста. Стоит задуматься над цифрами, которые отражают влияние стройки и производства на окружающую среду. Сегодня стройка потребляет более 40% энергии и 25% воды, образуя при этом 30% от общего количества отходов. Для примера, только Москва производит более 50 млн куб. м строительных отходов в год. А учитывая планы по росту экономики и неизбежный рост городского населения, вопрос, как создать больше, затратив при этом меньше, перестает быть риторическим.

Как рассказал региональный руководитель Autodesk в России и странах СНГ Николай Дубовицкий, концепция устойчивого развития стоит на 3 китах – экологичность, экономическая эффективность решений и их направленность на повышение качества жизни людей. И сегодня цифровая трансформация становится тем катализатором, который помогает осуществить переход к созданию подобных решений. Именно технологии информационного моделирования в строительной сфере становятся необходимым и достаточным фактором успеха. И Россия в вопросе цифровизации находится в центре событий.

Так, было принято постановление Правительства № 331 об обязательном применении информационной модели для финансируемых из бюджета проектов. И процесс подготовки к этому решению начался еще в 2018 г. Поэтому сейчас впервые за последние десятилетия мы находимся на пороге трансформации одной из главных отраслей – проектирования и строительства. Именно технологическое развитие позволит решить задачи национальных проектов в кратчайшие сроки и максимально эффективно. Одна из актуальных задач – создание сложных индивидуальных проектов в гражданском и промышленном секторах, которые предполагают сквозной, интегрированный подход между архитектурой и инфраструктурой и машиностроительными решениями.

При этом максимальный эффект достигается, когда механические системы создаются с учетом требований архитектуры объекта, когда можно спроектировать весь объект и проанализировать эффективность его работы еще в цифровом представлении. И пример такого взаимодействия – переход на модульное строительство. Эта технология предполагает создание на производстве цельных модулей строящегося объекта и транспортировку их для установки в месте стройки. Это поистине революционный шаг, который позволяет повысить качество объекта за счет промышленного производства модулей в заводских условиях, снизить затраты и сократить время стройки. А в сочетании с существенным сокращением отходов в процессе стройки это позволяет говорить о позитивном экономическом эффекте от перехода на модульное строительство. И, по данным Минстроя России, в перспективе десяти лет модульное домостроение может занять до 25% рынка жилья.

 

Разложить по полочкам

Но, прежде всего, необходимо разобраться, что же такое BIM, ТИМ, ИМ и ЦИМ – от обилия определений и аббревиатур на рынке зачастую голова идет кругом. Речь об этом шла на круглом столе «BIM-мандат в РФ. Постановление 331 и готовность к 1 января 2022 г.». А, как известно, 1 января вступит в силу требование об обязательном применении технологии информационного моделирования зданий и сооружений на объектах госзаказа, и начать разбираться в этой теме нужно уже сейчас.

Так, в отличие от классического проектирования объекта на бумаге BIM работает на иных принципах. Для моделирования объекта используются объемные фигуры, расположенные в трех основных осях. И чтобы смоделировать дом, на ум приходит конструктор – есть много разных деталей, которых неограниченное количество. В результате после сборки необходимой конструкции каждый элемент в ней становится носителем информации.

В России вместо термина BIM используют ТИМ – технологии информационного моделирования, подразумевая методы, подходы и инструменты информационного моделирования. С помощью него разрабатывается 3D модель здания – и это будет ЦИМ – цифровая информационная модель. Помимо ЦИМ появятся сведения, материалы и документы, полученные с помощью ТИМ. Все проектные документы и сведения совместно с ЦИМ образуют информационную модель – ИМ.

ТИМ затрагивает всех участников, а основная нагрузка ложится на заказчиков, проектные организации и экспертизу. Но они сами, без нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения со стороны государства, не смогут внедрить ТИМ. При этом, конечно, все сразу выдавать проекты в ТИМ также не смогут, и срок перехода на новую технологию будет составлять около 3 лет.

Так, постановление 331 четко говорит, что все работы по проектированию, строительству или эксплуатации объектов капитального строительства с привлечением государственных средств должны вестись с ТИМ. Исключений нет. Фактически это подразумевает, что с 2022 г. только начнутся конкурсные процедуры на разработку проектной документации с применением ТИМ. Ближе к 3 кварталу эти объекты зайдут в экспертизу, т.е. в стройке они окажутся в лучшем случае лишь в 2023 г. А эксплуатация, соответственно, начнется не ранее 2024-2025 гг.

Конечно же, в первую очередь нужно готовиться проектным компаниям, которые будут работать с госзаказом. Им нужно оперативно проходить обучение, чтобы понимать, что требует госзаказчик. Чуть больше времени у подрядных организаций – первые заказы к ним начнут поступать во второй половине следующего года, но осваивать ТИМ им нужно начинать уже сейчас.

Что касается выгоды от применения ТИМ, то для государства, как для и любого заказчика, это экономия финансов и времени. Как известно, согласно нацпроекту, к 2030 г. нужно построить 1 млрд кв. м жилья. Спроектировать, построить, а потом и содержать такой объем домов весьма затратно, причем и в части времени. И добиться такого показателя классическим способом строительства невозможно. Требуется увеличение производительности труда на всех этапах строительства, увеличение числа согласительных и разрешительных процедур, но при этом можно потерять в качестве и безопасности жилья. И ТИМ поможет эти задачи решить, сделать реализацию проектов более прозрачной.

Для банков это позволит снизить затраты на проектное финансирование, что приведет к уменьшению сроков рассмотрения заявок, снижению рисков и нагрузки за контролем строительства, снижению затрат на контроль. Для строителей переход поможет снизить объемы закладываемых резервов в заявках на проектное финансирование и перенаправить эти средства на дополнительные проекты.

 

А все ли готово?

Конечно, ТИМ даст более качественное проектирование, появится возможность работать с наиболее требовательными заказчиками, а, следовательно, с наиболее платежеспособными. Но пока государство такими характеристиками не обладает, поэтому и работать с ним хотят далеко не все.

Кроме того, пока для генподрядчиков и генпроектировщиков в работе с ТИМ больше рисков, чем выгоды. Это связано с тем, что не вполне сформированы требования на государственном уровне к информационным моделям, отсутствуют определения, а также не совпадают перечни и параметры в разных документах, отсутствуют государственные шаблоны и ТЗ на ТИМ, и даже цели ТИМ. Сейчас ГОСТ на цели ТИМ находится только в разработке, и не факт, что инициаторы перехода на ТИМ согласятся с целями, которые будут в нем прописаны.

Так, сегодня поддерживают и обеспечивают исполнение постановления Правительства № 331 СП 333, СП 404, постановления Правительства 1431 и 1416 и приказ Минстроя 854. И на этом пока список нормативных документов исчерпывается, их пока еще слишком мало. Но разработать новые ГОСТы в короткие сроки невозможно, поэтому к 1 января очень многих документов еще не будет. И в итоге работа в новом году начнется на фоне недоработанной нормативной базы.

При этом, как это ни парадоксально, при общей нехватке нормативных документов для регламентирования ТИМ существующие ГОСТы и СП устанавливают глубоко-избыточные требования в части классификатора строительной информации (КСИ) и СП 333. И нигде не прописано, зачем и как результаты этой классификации будут использоваться. С СП 333 все еще запутаннее – это документ добровольного применения, а классификатор внутри СП частично не совпадает с КСИ, и разъяснений по приоритетности между СП и КСИ – нет.

Но обязательность применения ТИМ с 1 января все риски отвергает, говоря, что как бы плохо ни было, все равно переход будет. Это создает широкое поле для манипуляций и риск неприемки работ у подрядчиков. Список рисков можно дополнить и низким уровнем квалификации самого госзаказчика. Даже если специалисты прошли 72-часовые курсы повышения квалификации пусть даже в лучшем образовательном учреждении, все равно к этим часам нужно добавить хотя бы 1 год практики, чтобы начать разбираться в том, что будут приносить подрядчики. Но этого времени у них не будет – практика начнется сразу в боевых условиях.

Что касается генподрядчиков, то у них могут возникнуть большие проблемы, потому что как только цены на стройматериалы станут абсолютно прозрачными для всех, то окажется, что нельзя зарабатывать на наценке на материалы. И на генподрядные компании останутся всего 8% средств, заложенных в смете. Но понятно, что на эти средства компания существовать не может, потому что риски, которые закладываются в договоры, кратно выше, чем эти проценты. Из-за этого сейчас генподрядчик компенсирует свои проценты, накручивая стоимость материалов. И как только его лишат этой возможности, это откроет прямой путь к банкротству. Поэтому необходимо пересмотреть ценообразование на услуги генподряда.

Также не стоит забывать о том, что информационные модели должны храниться без срока давности, и это потребует дополнительных финансовых затрат на специалистов, оборудование и программное обеспечение.

Применение ТИМ в компании потребует расширение штата квалифицированных сотрудников, которые сейчас в огромном дефиците. По данным ДОМ.РФ, сейчас на рынке менее 10 тыс. специалистов, умеющих создавать цифровые информационные модели. Специалистов по внедрению ТИМ вообще менее 200 человек – а нужны десятки тысяч. Поэтому компаниям необходимо срочно начинать подготовку своих кадров.

В целом сейчас готовых к переходу проектировщиков гораздо больше, чем заказчиков и строителей. В стройке ТИМ только начинает приживаться – сегодня обычным строителям предстоит «перепрыгнуть» с чертежей в цифровое будущее, и это может повлечь за собой хаос. Но все же для компаний, никогда не работающих с информационными моделями, это хороший повод начать.

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо