ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
У вас дефицит строителей? Платите — больше, учите — рядом!
24.10.2021
Кадры

У вас дефицит строителей? Платите — больше, учите — рядом!

Работодатели не хотят платить высококвалифицированным строителям достойные их зарплаты

Дефицит кадров в строительной отрасли — причем кадров профессиональных, со знанием основ современного строительства — продолжает нарастать. Сейчас стройке не хватает около 2 млн человек, и чартерные поезда из Узбекистана вряд ли решат эту проблему. Однако в России есть еще один механизм подготовки кадров, о котором мало кто знает — это Академия Ворлдскиллс, и ее возможности строительными компаниями пока явно не используются.

Отметим, что движение и конкурс Ворлдскиллс — это именно рабочие кадры, и поэтому в Академии идет подготовка именно рабочих, в том числе строительных специальностей. О том, как это организовано по всей территории России, журналистам рассказала заместитель генерального директора Ворлдскиллс Россия,  директор Академии ВС Светлана Крайчинская.

В целом этот федеральный проект появился в марте 2021 года и называется «Система повышения занятости» - он пришел на смену ряда аналогичных проектов, в том числе «Занятость 50+», и финансируется из бюджета Российской Федерации. При этом конфигурация обучения в целях повышения занятости претерпела существенные изменения. В предыдущие годы Правительство России для организации обучения и переобучения населения передавало деньги в регионы, а там уже вступали в действие нормы закона 44-ФЗ о госзакупках, регионы проводили торги среди образовательных организаций, в результате которых весьма часто цена падала на самый низкий уровень, и побеждали организации, которые якобы обучали специалистов за минимальные деньги. Так, в результате одних торгов цена за обучение по программе 500 часов на одного человека упала до 2000 рублей. Очевидно, что это была просто имитация обучения и выдача соответствующих корочек. Так что государственные деньги просто уходили в песок, а подготовленных кадров появлялось гораздо меньше, чем ожидалось.

С 2021 года обучение в рамках данного федерального проекта ведется только через федеральных операторов, в том числе, Академию Ворлдскиллс, РАНХиГС и Томский государственный университет. Но только Академия имеет в своем распоряжении  инструменты, чтобы обеспечить подготовку кадров не только в Москве или крупных городах, но и по всей территории России. Так, у Академии в каждом регионе есть свой оператор, который  определяет, какие профессии востребованы в регионе в зависимости от дефицита профессий. После этого формируется план по обучению на каждый конкретный регион. При этом запись и выбор программ организован на портале «Работа в России», Академия  организует направление на обучение и сам учебный процесс. Для обучающихся все программы доступны бесплатно и идут за счет средств федерального бюджета.

Поскольку в 2020-2021 годах из-за пандемии количество безработных сильно выросло, Правительством России поставлена задача обучить максимально большое количество людей — 165 тыс. человек всем трем операторам, из них 56 тысяч человек приходится на Академию Ворлдскиллс. Обучение рассчитано на граждан в возрасте 50+, женщин с детьми и ищущих работу и безработных граждан. О том, что программы очень популярны у граждан России, говорит тот факт, что на начало октября количество заявок  составило 133% от квоты и они продолжают прибывать. Поэтому часть заявок будут перенесены на 2022 год. Если говорить о качественном составе обучающихся, то 57% - это ищущие работу граждане, 20% - граждане в возрасте 50+, 23% - женщины с детьми. При этом нет ни одного региона, где бы эта программа не была востребована, и для всех регионов сформирована квота на обучение, исходя из картины на рынке труда.

Стандарт — единый, обучение - реальное

Если говорить предметно о программах Академии Ворлдскиллс, то это 174 компетенции, по которым разработаны эталонные программы обучения, чтобы стандартизированное качественное образование слушатели получали в любом учебном центре вне зависимости от региона. Это очень важно, потому что есть определенное недоверие, что в Москве обучают лучше, чем в Пензе. На самом деле это не так. Академия проверила и аккредитовала 1477 обучающих центров во всех регионах, при этом стоит задача организовать такой обучающий центр в каждом достаточно крупном населенном пункте, чтобы граждане могли получить современные квалификации. Сейчас расширение учебных центров Академии идет по 30% в год. Центр обучения проходит квалификационный отбор по каждой компетенции, учитывается оснащение учебной базы — лаборатории и мастерские с полномасштабными оборудованными учебными местами и реальным оборудованием.

Второе преимущество учебных центров Академии состоит в том, что не менее 50-70% времени  обучающегося уходит на выполнение практических заданий в условиях профессионального оборудования, идентичного реальному. То есть не на муляжах или схемах, а на реальном станке, водопроводной системе или части кухни ресторана. Это, кстати, затрудняет выбор учебных центров, поскольку они должны по оборудованию изначально соответствовать требования Академии и иметь реальные условия для практических занятий. При этом все преподаватели имеют высокую квалификацию и соответствуют требования Академии, поскольку сами обучены в ней же и умеют обучать по стандартам Ворлдскиллс.

Третье преимущество — это реальное и независимое измерение результатов обучения, сдача демонстрационного экзамена, на котором все слушатели должны выполнить практическое задание на глазах у экспертов. По итогам экзамена каждый обучающийся получает скиллс-паспорт, в котором указано, в каких объемах он владеет теми или иными навыками. Все скиллс-паспорта имеют уникальные идентификационные номера, их всегда можно проверить через единую информационную базу.

К настоящему моменту обучение по программам 2021 года уже завершили более 50% слушателей, остальные закончат до середины декабря.

Работодателям профи не по карману?

А теперь конкретно поговорим о строительных специальностях, поскольку, имея такую базу, что называется, под боком, работодатели могли бы получать квалифицированных строителей быстро и без особых затрат. Однако, увы, здесь картинка очень далека от благостной, и квоты на обучение строительным специальностям не всегда выбираются. По словам Светланы Крайчинской, по всем строительным специальностям налицо дисбаланс между вакансиями и спросом граждан на обучение. То есть вакансии на рынке труда есть, а граждане учиться и работать на стройку не идут. Причина — избалованные невысокими зарплатами мигрантов работодатели не готовы их повышать до того уровня, чтобы заинтересовать россиян. И даже сейчас, в условиях тотального дефицита строителей, работодатель не намерен существенно увеличивать оплату труда даже высококвалифицированных строителей.

Поэтому наши соотечественники, которым интересны некоторые строительные профессии, в большей степени приходят на обучение не для того, чтобы идти на стройку, а для самозанятости. То есть для того, чтобы по частному заказу выполнять необходимые строительные работы. Поэтому есть спрос на обучение по квалификациям сухое строительство и малярные работы, кирпичная и плиточная кладка, в меньшей степени — бетонные работы. И только очень небольшая часть слушателей идет потом работать в строительные компании.

Поэтому сейчас очень важно связать работодателей со слушателями, чтобы они вышли на работу на строительные вакансии — и на соответствующие их квалификации зарплаты. У Академии подписаны соглашения о сотрудничестве с крупными строительными холдингами, но самое главное — свести ожидания граждан и зарплату от работодателей. Когда это сойдется в одной точке, Академия способна обучить столько строителей, сколько будет нужно.

Если говорить об инновационных технологиях, которые развиваются в строительной отрасли, то и здесь Академия способна оказать помощь в обучении совершенно новым специальностям. Так, открыта новая компетенция — оператор беспилотных информационных систем, и у слушателей на нее очень большой спрос. В условиях цифровизации стройки и обязательности перехода объектов госзаказа на информационную модель через пару лет такие специалисты на стройплощадках будут весьма востребованы. И не нужно дожидаться «часа Х» - обучать сотрудников стоит уже сейчас.

И вторая компетенция — это  BIM-технологии, учебная программа по этому курсу также есть и весьма востребована, в ее рамках получают повышение квалификации действующие специалисты. И это может стать хорошей добавкой к тем учебным центрам и программам, которые должны максимально быстро подготовить десятки тысяч специалистов, умеющих работать в BIM. И здесь тоже не нужно ждать до последнего  - заявки на 2022 год подаются уже сейчас. И работодателям не мешает заранее найти все программы и все учебные центры, чтобы на стройках появлялось как можно больше высококвалифицированных специалистов.

Елена Шинкоренко

Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо