ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Фестиваль «Зодчество»: Истина заявляет о себе языком таланта
18.10.2021
Архитектура и проектирование

Фестиваль «Зодчество»: Истина заявляет о себе языком таланта

Главный приз фестиваля «Зодчество» – Хрустальный Дедал – забрала Большая кольцевая линия Московского метро

Темой очередного «Зодчества» стало понятие «Истина». Как объяснил куратор фестиваля, главный архитектор Калужской области  Алексей Комов, испытание временем может выдержать только Истина. А связать реальность с завтрашним днём, по его мнению, может только архитектура.

 

От космоса к градостроительству

 «Истине» посвящались 16 спецпроектов. Авторы каждого раскрывали свое видение этого понятия. И видение это у всех было очень разным – от глубокого философского до лирического. Многих посетителей привлекал небольшой павильон, где была смоделирована Мегавселенная. Авторы этого спецпроекта видят Истину сродни черной дыре. И, правда, заходишь в помещение, а вокруг тебя чернота. Честно сказать, прилива радости не чувствуешь.

Трогательный проект «Истина в любви» посвящался бывшему главному архитектору Москвы Александру Кузьмину. В этом году у него был бы юбилей – 70 лет.  Еще один спецпроект назывался «Истина в космосе», что вполне логично. Ведь в 2021 году мир отмечает 60-летие первого полёта человека в космос. Собственно, этому событию и посвящался фестиваль.

На «Зодчестве» была представлена вторая очередь Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (Калуга). Ее открытие было приурочено к 60-летнему юбилею. Регионы, где есть предприятия, работающие на космическую отрасль, также рассказали об этом в своих экспозициях.

Но, по-моему, фестиваль неожиданно оказался посвящен … градостроительству. Тема градостроительства активно обсуждалась в рамках деловой программы. Народу семинары собирали множество. Живой отклик вызвало предложение министра обороны Сергея Шойгу построить пять новых городов в Сибири. В деловой программе такого обсуждения запланировано, разумеется, не было. Люди говорили по своей инициативе и на семинарах, и «в кулуарах» – и «за», и «против». Причем с такой страстью, словно первые колышки будут забиваться в сибирскую землю уже в ближайший понедельник.

Постепенно разговоры сводились к вопросу – сколько нам надо городов и как они должны размещаться по территории страны? По мнению большинства, ныне существующих 1125 городов волне достаточно. А вывод одного из выступавших специалистов был совсем не веселым. По его мнению, на территории страны сформируются крупные агломерации, а между ними останется свободное пространство.

Возможно, запись градостроительных дискуссий через какое-то время организаторы выложат в Интернет.

 

Перестали экономить и выиграли

В этом году в «Зодчестве» приняли участие 16 регионов – в два раза больше, чем в прошлом. Если учесть нелегкую ситуацию с пандемией, то это заметный успех. Хабаровский край отметил своеобразный юбилей - приехал на фестиваль 25-й раз! Куратор фестиваля Алексей Комов сказал, что к следующему году – году 30-летия «Зодчества» – постараются привлечь 30 регионов.

Регионы всегда участвовали в фестивале. Но раньше они «подавали» себя значительно скромнее. Еще четыре-пять лет назад ограничивались тем, что развешивали фотографии, предоставляя посетителям самим разбираться в увиденном. Главные архитекторы объясняли, что это большие убытки – везти на фестиваль специалистов, которые бы общались с посетителями.

Теперь же большинство регионов стараются оригинально оформить стенды. И, главное, на стендах с начала и до конца мероприятия присутствуют их представители и даже экскурсии для гостей проводят. Оказалось, что экономить на живом общении с людьми – вот это и есть убытки.

Нижний Новгород отметил в этом году 800-летие, чему и была посвящена экспозиция. К юбилею были отремонтированы и отреставрированы более 100 объектов культурного наследия. Обновлена знаменитая Чкаловская лестница. Расходы нес не только городской бюджет - вкладывались и местные предприниматели. Рассказывают, Виктор Клочай, председатель Совета директоров ПАО «Русполимет» (Выкса), не только помог деньгами, но даже участвовал в выборе стройматериалов.

А в экспозиции Новосибирска показывали макет Академгородка-2. Старый стал тесен, а развиваться ему некуда. Особенность нового – на одной территории будут размещаться высокоинтеллектуальные производства и жилые комплексы с социальной инфраструктурой. По мнению авторов замысла, такие условия работы и жизни позволят сократить отток молодых ученых за границу. Расположится Академгородок-2 всего в километре от ныне знаменитого предприятия «Вектор». Первую очередь планируют ввести в 2025 году.

 

Вывески из XIX века

Небольшие города нечасто оформляют отдельные экспозиции. Но в этом году мы увидели стенд Рыбинска (Ярославская область). Запомнился Рыбинск вывесками с «ятями», как в XIX веке. Висят они на исторических зданиях в центре города. Представители города рассказали, что изначально идея вернуть старинные вывески принадлежала местной звезде, фолк-музыканту Мите Кузнецову. Многое сделал для реализации этой идеи экс-зам. мэра Рыбинска Дмитрий Рудаков.

Вывески водружают на здания Рыбинска не спонтанно. Судьбу каждой определяет специальная комиссия. В ее состав входит и действующий глава города Денис Добряков. Он - сторонник сохранения исторического центра, сказали мои собеседники. И так как его только что избрали главой города на следующие пять лет, есть надежда, что он успеет многое сделать для сохранения исторического центра.

Своему прошлому посвящали экспозиции и другие города. Конкурсное жюри фестиваля даже ввело дополнительную номинацию – «Сохранение исторической среды». (Рыбинск получил серебро в этой номинации).

«Ростов купеческий» - так называлась экспозиция Ростова-на-Дону. В городе сохранился большой массив старинных зданий. Это и гордость, и одновременно большая головная боль местных властей и ценителей старины. Культурное наследие охраняется законом. Но здания ветшают. В городских бюджетах нет денег для поддержания их в целости и сохранности. Нет денег и у жильцов этих домов. Инвесторы вкладываются сюда крайне неохотно. Зато настойчиво предлагают снести старые дома и построить на их месте новодел. И такие проблемы стоят перед каждым городом с исторической застройкой. И как же тут найти истину?

 

Не все награды нашли героев

На традиционный смотр-конкурс «Зодчества» было представлено 400 работ. Как всегда, конкурс проходил по двум разделам – постройки и проекты. В каждой выделены номинации. Самая главная награда фестиваля - «Хрустальный Дедал» - присужден Большой кольцевой линии Московского метрополитена (станции Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская). Проект разработан АО «Метрогипротранс».

«Очень странно, но в этом году построек было представлено больше, чем проектов. Обычно бывает наоборот, – говорит Олег Романов, председатель конкурсного жюри по разделу «Проекты». – Многие работы выполнены на высоком уровне, и было нелегко определить победителя каждой номинации. Роль играли малейшие нюансы».

В то же время в некоторых номинациях ни золотые, ни серебряные знаки не присудили никому. Как сказал Олег Романов, не нашлось работ, полностью отвечающих всем критериям. А ослаблять требования к участникам жюри не захотело. Никому не достался и главный приз по проектам – Гран-При «Татлин» – «вследствие отсутствия яркого прорывного проекта с новизной мысли».

 

Храмовые традиции возрождаются,  жилищные затухают

Назначение объектов, представленных как в разделе «постройки», так и в разделе «проекты», весьма разнообразно. Был довольно обширный спектр храмовой архитектуры – храмы, часовни, монастыри… Золото в разделе «Постройки» досталось ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» за работу над Малым храмом Сошествия Святого Духа в Колпино (Санкт-Петербург). И в разделе «Проекты» лучшей признана также работа мастерской Мамошина – проект Большого храма Сошествия Святого Духа в Колпино.

Рассказывают, проектировать храмы получается далеко не у всех желающих. По мнению Михаила Мамошина, почти столетний перерыв в строительстве культовых учреждений привел к тому, что навыки в этой сфере архитекторами были утрачены. Их приходится осваивать заново.

В конкурсах участвовали многочисленные объекты социального и культурного назначения, открытые общественные пространства, инфраструктурные объекты. Были весьма оригинальные работы, которые в следующий раз можно увидеть еще не скоро – к примеру, проект нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде. ОАО «Запсибгазпром» получил за него серебряный знак.

А вот жилищное строительство в последнее время на фестивале присутствует меньше. Видимо, тому есть объяснение. Каждому автору хочется, чтобы его проект был реализован так, как он задуман. При точечной застройке, сооружении каких-то знаковых домов в центре города это получается. Но строительство идет в основном в рядовых микрорайонах. При массовой застройке заказчики стараются максимально удешевить работы и  начинают с упрощения архитектуры. Как сказал главный архитектор Хабаровского края, мы имеем проекты уникальных зданий, а получаем универсальные дома. Его слова находят подтверждение на самом фестивале. На стенах развешаны проекты жилых домов – один оригинальнее другого. А рядом – фотографии жилых микрорайонов. Города разные – дома одинаковые. Если желание придумывать для жилых домов что-то новое истощается, то это можно понять.

 

Build School в одном флаконе с фестивалем

В этом году впервые в рамках «Зодчества» состоялась выставка Build School. Проходила она уже в пятый раз. Напомним, поводом к ее появлению послужила федеральная программа «Школа 2025», нацеленная на ликвидацию дефицита учебных мест в стране. За пять лет интерес к выставке не ослабел, количество работ, представленных на конкурс, не уменьшилось. В этот раз было представлено 62 работы – проекты и готовые постройки – многопрофильные образовательные центры, школьные и детские учреждения, детские игровые площадки и др. География участников год от года расширяется. Традиционно участвовали и зарубежные архитекторы – из Нидерландов, Молдовы.

Члены конкурсного жюри отмечают, что качество работ, представленных из разных уголков нашей страны, постепенно выравнивается. Если на первых выставках московские проекты заметно превосходили региональные, то теперь уровень региональных подтягивается к московским.

Показаны на выставке были как индивидуальные, так и типовые проекты. Потребность в последних большая, поскольку они позволяют сократить расходы на строительство. При упоминании типового строительства перед глазами встают скучные здания-близнецы. Однако показанные на выставке типовые школы и детские сады вовсе не смотрятся одинаковыми. В каждом случае архитекторы нашли возможность сделать так, чтобы объект выглядел оригинальным - за счет оформления фасада, использования разных отделочных материалов и т.д. Причем удается сохранить оригинальность и уже построенного объекта. Несколько таких «нетипичных» типовых школ уже сданы в эксплуатацию в Подмосковье.

Широко используются типовые проекты в Белгородской области. В областном Департаменте строительства и дорожного хозяйства создан каталог типовых решений. Заказчик может выбрать любой проект. Но при использовании типового решения в каждое здание архитектор вносит какую-то «изюминку». И нередко приехавшие на Белгородчину гости полагают, что видят дорогостоящее сооружение, созданное по индивидуальному проекту. По словам специалистов, в Белгородской области удалось совершить, казалось бы, невозможное: сделать интересным объект в условиях весьма скромного финансирования.

Немало работ предназначались для поселков и деревень. В сельской местности наметилась тенденция – совмещать в одном здании детский сад и начальную школу. В Дагестане разработан проект детского сада, который в будущем можно преобразовать в начальную школу. В городах предлагается строить образовательные комплексы – детский сад плюс средняя школа.

 

Так лучше вместе или врозь?

Главный приз выставки – ГРАН-ПРИ – присужден за новый корпус Школы Сотрудничества в Москве. Он построен по проекту Архитектурного Бюро Асадова. Руководитель – Андрей Асадов. В разделе «Проекты» Золотой диплом получил образовательный комплекс T-EACH в Нур-Султане. Разработчик ООО «Атриум» (Москва), руководитель Антон Надточий. Это уже не первая работа, которую «Атриум» выполняет для столицы Казахстана.

Из года в год на Build School говорится о передовой тенденции в мировом школьном образовании: в классе дети должны сидеть не в затылок друг другу, а рассаживаться вокруг учителя и иметь возможность менять свое местонахождение. Это в большей мере способствует развитию их творчества, инициативы. Для такого размещения школьников нужны более просторные нормы площади в расчете на одного ученика. Они сейчас есть, но востребованы заказчиками и проектировщиками крайне мало. К примеру, на Build School-2020 показывали школу из Казани, введенную в эксплуатацию всего три месяца назад. Чего там только нет! И уголки для индивидуальных занятий, и просторные зоны для общения детей, два бассейна... И даже кафе для родителей не забыли. А дети сидят в классе друг другу в затылок.

Похоже, рассаживание детей в классе становится камнем преткновения для создания современных проектов школ. Возможно, причина такой приверженности старой традиции чисто психологическая. Историки говорят, что друг за другом в России ученики сидели веками, с момента появления в нашей стране первых школ.

По мнению Николая Шумакова, совмещение «Зодчества» с Build School себя оправдало, и его следует продолжить в дальнейшем. Действительно, школьная тематика удачно вписывается в общую экспозицию фестиваля. Но есть еще деловые программы выставки и фестиваля, которые нынче проходили одновременно. Немало людей в прошлые годы посещали и ту, и другую. Теперь же им приходилось выбирать.

Илья Машков, председатель Правления Ассоциации проектировщиков Московской области, считает, что «Зодчество» и Build School – два самостоятельных мероприятия. Совмещать их не следует - лучше сделать выставку социальных объектов, добавив к школам медицинские учреждения, пансионаты и т.д. Социальной сфере внимания уделяется недостаточно.

 

Елена Бабак

 

Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо