ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Закупочный союз» как новый инструмент для малого бизнеса
29.08.2021
Экономика

«Закупочный союз» как новый инструмент для малого бизнеса

ФАС России разъяснила, как без нарушений антимонопольного законодательства создать «закупочный союз»

Создание «закупочных союзов» позволит субъектам малого предпринимательства осуществлять совместные закупки по оптимальным условиям у поставщиков для расширения ассортимента, снижения закупочных цен и, как следствие, розничных цен.

Для этого ФАС издало разъяснение, которое описывает возможности для заключения соглашений о совместных закупках в рамках действующего Закона о защите конкуренции.

Важно, что антимонопольное законодательство не содержит понятия «закупочные союзы». Однако в данном случае под «закупочным союзом» понимается возможность осуществления совместных закупок несколькими хозяйствующими субъектами.

Так, сегодня возможны следующие формы совместных закупок: оптимизация закупок в рамках одной подконтрольной группы лиц путем заключения такого соглашения, заключение соглашения о совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России и объединение независимых друг от друга организаций в одну торговую сеть.

При этом ФАС России отмечает, что хозсубъекты вправе обратиться в антимонопольный орган по вопросам допустимости заключения таких соглашений, что позволит снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.

 

А поподробней?

Так, исходя из статей Закона о защите конкуренции, договоренность между хозяйствующими субъектами, касающаяся совместных закупок, считается соглашением. Причем при заключении соглашений хозяйствующим субъектам необходимо руководствоваться ст. 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции, а в случае корпоративного объединения или соглашения о совместной деятельности – дополнительно ст. 27.

Однако в силу ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, продающими или приобретающими товары на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

При этом само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде законодательством не запрещается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ № 2).

Антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию «вертикальные» соглашения – между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар, целью и (или) результатом исполнения которых станет ограничение конкуренции. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Исключение составляют лишь «вертикальные» соглашения, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции.

Это «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения – договора коммерческой концессии. Также «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (исключая финансовые организации), доля каждого из которых на товарном рынке товара, не превышает 20%.

Кроме того, допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с ч. 2.1 и 2.2 ст. 5 Закона о защите конкуренции, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн руб.

На основании ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, несоответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий. А также если их результатом становится совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; или получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрет на антиконкурентные соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого установлен контроль либо если такие субъекты находятся под контролем одного лица.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа можно создать коммерческую организацию, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом – основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации. И при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации и лиц, акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд руб. либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

Также требования о защите конкуренции не распространяются на соглашения, если это соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа. Соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности на территории РФ с предварительного согласия антимонопольного органа заключаются, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает 7 млрд руб. или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 млрд руб.

Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявления о проверке соответствия проекта соглашения установлен ст. 35 Закона о защите конкуренции.

 

Разъяснение «О возможности создания нового юридического лица, под брендом которого участники будут выступать на розничном рынке, сохраняя в границах рамочных общих правил коммерческую и операционную самостоятельность».

Торговой сетью признается, в том числе совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам.

Следовательно, действующее законодательство позволяет объединяться независимым друг от друга хозяйствующим субъектам в одну торговую сеть путем использования торговых объектов под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

А создание нового юридического лица, под брендом которого участники будут выступать на розничном рынке, допустимо согласно действующему законодательству.

 

Разъяснение «О возможности создания нового юридического лица, которое будет сочетать условия объединения юридических лиц, указанных в предыдущих разделах настоящих разъяснений».

Действующее антимонопольное законодательство не содержит запретов на создание нового юридического лица, которое будет способствовать оптимизации закупок для его участников, а также возможность создания нового юридического лица, под брендом которого участники будут выступать на розничном рынке при условии соблюдения указанных выше требований антимонопольного законодательства.

Запретов на нахождение в одной группе лиц хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и поставщиков (производителей) продовольственных товаров антимонопольное законодательство не содержит.

Иоланта Вольф

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо