ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Документ – еще не деньги: компенсации по госконтрактам до строителей дойдут к концу года
23.08.2021

Документ – еще не деньги: компенсации по госконтрактам до строителей дойдут к концу года

Непонимание, страх и лень предпринимателей, нежелание регионов пересчитывать индексы, неспособность правильно трактовать нормативные акты… Как в этих условиях выплатить авансы и поддержать застройщиков?

17 августа в Республике Алтай состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России.

В мероприятии приняли участие представители Минстроя России, НОСТРОЙ, ФАУ «Главгосэкспертиза России», руководители профильных ведомств регионов СФО, члены саморегулируемых и строительных организаций Сибири.

Проблема ценообразования в строительной отрасли для регионов сегодня стоит очень остро. И не секрет, что связано это с увеличением стоимости строительных материалов, которое пошло с 3 квартала 2020 г. галопирующими темпами. В результате больше всего пострадали компании, работающие по государственным и муниципальным контрактам, где цена твердая и изменению не подлежит, так под срыв исполнения попали многие госпрограммы. В свою очередь это повлекло вымывание оборотных средств или формирование убытков для строительных компаний.

В итоге от субъектов поступило около 50 писем о том, что необходимо внести изменения в твердую цену контракта, в противном случае большая часть заключивших контракты после 2 квартала 2020 г. компаний станут банкротами – сегодня это заведомо убыточное мероприятие.

Для урегулирования этой ситуации Минстрой России поддержал предложения НОСТРОЙ по созданию механизма изменения цены контракта по государственному и муниципальному заказу. И Правительством России принято постановление от 9 августа 2021 г. № 1315, которое регулирует вопрос корректировки цен и пересмотр лимитов финансирования в развитие положений 44-ФЗ для контрактов, заключенных до 1 июля 2021 г. Так, по согласованию сторон теперь возможно увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%.

Таким образом, как отметил председатель Комиссии, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, строители получили рабочий механизм компенсации своих убытков из-за роста стоимости строительных материалов. При этом, по его мнению, если стоимость на стройматериалы и в дальнейшем будет увеличиваться, то этот инструмент целесообразно продлить и распространить на те контракты, которые будут заключены после 1 июля.

Так, постановление Правительства распространяется на контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, свыше 1 млн руб., а их 91%. Остальные 9% - контракты от 100 млн руб., для которых необходимо прохождение Главгосэкспертизы для подтверждения удорожания. Причем по постановлению утвержден отдельный порядок, который подразумевает это прохождение в срок до 14 дней.

Также, как сообщил Антон Глушков, приказом Минстроя России внесены изменения в Методику составления сметы контракта, предмет которого – строительство и реконструкции объектов капитального строительства. И конечно регионы и муниципалитеты должны последовать за Минстроем и выпустить аналогичные решения по контрактам, финансируемым из соответствующего бюджета.

И, как рассказала директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина сейчас разрабатывается подробный алгоритм для заказчиков и подрядчиков, каким образом на первом этапе минимизировать затраты труда на подготовку расчетов в соответствии с принятой Методикой, и куда идти в зависимости от наличия или отсутствия выделенных лимитов, источников финансирования, за компенсацией тех расходов, которые привели к увеличению стоимости контрактов. Этот алгоритм будет разослан во все регионы.

 

Попытаться что-то изменить

Сегодня есть только один механизм для изменения цены контракта, но он касается только федеральных средств. Хотя можно найти решение проблем, с которыми сталкивается строительная отрасль, например, с помощью внесения изменений в ст. 95 44-ФЗ, которые убирают ограничение в 1 год срока действия контракта. Это предоставит участникам строительного сообщества возможность компенсировать сложившийся рост стоимости материалов, распространив и на выполненные работы, начиная с 1 января 2021 г. И соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму РФ Курской областной Думой на основе предложений НОСТРОЙ. Эту инициативу поддержали почти 40 регионов.

Но, конечно, одномоментно изменить цену контракта нельзя. Особенно с учетом того, что 13 регионов вообще ни разу не пересчитывали индексы расчетным методом – это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская, Архангельская, Волгоградская, Ульяновская и Сахалинская области, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская и Северная Осетия – Алания и Еврейская автономная область.

А по проведенному анализу изменения индексов 2 квартала, в целом по стране индекс прироста цен во 2 кв. составил 8,48%, а в разрезе регионов: в ЦФО – 10,11%, в ЮФО – 9,88%, в СКФО – 5,16%, в СЗФО – 6,58%, ПФО – 7,56%, УФО – 9,02%, ДФО – 8,71%, СФО – 9,45%.

Но в то же время в 32 субъектах прирост составил менее 6%, что, как заметил президент НОСТРОЙ, не отражает объективную реальность. Даже по статистике Росстата только в июле прирост стоимости строительных материалов оказался 5%. А значит, в 32 субъектах есть проблемы с ценообразованием. Поэтому совместно с субъектами нужно будет провести работу, чтобы к 4 кварталу выровнять этот дисбаланс.

Да, уже 48 регионов перешли на индексы по статьям затрат, из них 24 сделали это во 2 квартале, а 5 – в 3 квартале. Причем уже 19 регионов получили индексы 3 квартала, и в ближайшее время их получат еще около 20-ти. А Крым первым из субъектов получил расчет индексов по элементам затрат по видам объектов капитального строительства. И работу по этому нововведению необходимо закончить до 2 кв. 2022 г., чтобы спокойно перейти на ресурсно-индексный метод.

А, как известно, ключевой инструмент в этом переходе – Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). И, по словам заместителя начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Александра Вилкова, решить вопросы ценообразования во многом станет возможно благодаря активному участию регионов в заполнении системы.

Понятно, что этот процесс нужен для того, чтобы находящиеся в системе цены ложились в смету новых контрактов. Но и здесь есть проблемы – органы власти не могут заставить предпринимателей предоставлять цены на продукцию во ФГИС ЦС, на их взгляд, не понятно для чего. Они боятся налоговой инспекции и ФАС, им лень и не до этого. Сегодня, например, там нет ни одного поставщика кирпича Алтайского края. Сами региональные органы власти без штрафных санкций с заполнением системы справится не могут – просто убедить подрядчиков не получается, ведь у них нет в этом процессе заинтересованности или мотивации.

А вот о том, что индексы оторваны от рынка, заявил генеральный директор ООО «Республиканский центр ценообразования в строительстве» Михаил Иванов. И причины тому, что ресурсы в регионе либо больше не производятся, либо туда не доставляются. Так, например, стоимость битума в Республике Алтай в 2020 г. составила 1596 руб., индекс на 3 кв. 2021 г. – 7,55 со стоимостью в 3 кв. 12 050 руб. Но фактическая стоимость битума в Горно-Алтайске – 34 тыс. руб. Иными словами индекс должен быть не 7,55, а 21,3. И только 43 ресурса из 755 ресурсов сметы детских садов – ценообразующие по РТМ, из них лишь 4 совпало с ресурсами, применяемыми в Республике, т.е. там они не применяются. Кроме того, 29 индексов идут с отрицательными значениями, причем доходящими до 87%.

Вторит ему и директор КАУ «Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве» Татьяна Остапенко – как учесть рынок, если все считается по минимуму? Например, в регионе есть 2-3 предложения, но в расчет пойдет минимальная цена. В результате в ходе торгов для строителей не будет форы для снижения цены, поэтому для мониторинга логичнее было бы взять среднюю стоимость. Да, объекты госзаказа нужно строить, но при этом не забывать учитывать рост цен. При этом, в методике написано, что цены нужно брать из открытых источников, но фирмы-производители цены не публикуют. В результате рынок работает вслепую, а регионам не известно, какие цены пошли в расчет индексов, и по каким моделям производятся расчеты. Им хочется прозрачности и открытости – отрыть цены производителей в конкретном регионе. И чтобы заявленная производителем цена была условно-публичной, и он не имел возможности продавать дороже.

Поэтому необходимо найти методы воздействия, чтобы все вместе – и органы власти, и объединения строителей, и поставщики заполняли ФГИС ЦС.

Хотя есть и сомнения с одновременным заполнением системы – не «рухнет» ли она в определенный момент, когда все активно начнут заносить в нее данные, если уже сегодня она очень долго думает над каждым действием.

 

Дела региональные

Каплей меда в бочке дегтя стало выступление министра регионального развития Республики Алтай Константина Зория, отметившего, что подрядные организации региона, реализующие проекты в рамках госконтрактов, сумели грамотно распределить ресурсы, благодаря чему темпы строительства объектов удалось сохранить на прежнем уровне.

Конечно, подкосила ситуация с диким ростом цен на стройматериалы. Но подрядчики смогли максимально распределить все свои финансовые возможности, в итоге ни на одном объекте не было остановки. Не было и срывов по торгам по причине роста цен – все понимали, что проблема будет решена, и шли на определенные риски, выходя на торги. Но, конечно, эта ситуация не могла длиться бесконечно. И если бы помощь от Минстроя не пришла еще месяц, то можно было бы считать обанкротившихся подрядчиков.

В итоге, как заметил министр, сегодня важно не только построить, но и не потерять во время стройки ни одного подрядчика.

Однако не все субъекты Сибирского федерального округа смогли справиться с проблемой роста цен на строительные материалы. В частности, в Алтайском крае на некоторых объектах снизились темпы строительства. Как сообщил министр строительства и ЖКХ региона Иван Гилев, в крае около 340 объектов, где ведется строительство и капитальный ремонт, и 170 строящихся объектов. И есть формальное уведомление об отказе продолжения строительства, хотя фактически за исключением пары подрядчиков строку не прекратил никто, только снизили объемы.

В этом году ценообразование отстает от фактических цен. И в регионе около половины проведенных торгов и аукционов не состоялись по причине отсутствия заявителей. Объекты большие, и строительные организации не хотят работать в убыток. Поэтому, по словам регионального министра, необходимо рассмотреть вопрос нормы прибыли, которая должна закладываться, несмотря ни на что, но не в виде накладных или непредусмотренных затрат.

Также он отметил, что от всех надзорных ведомств будет повышенное внимание к прочтению новых нормативных актов. И было бы целесообразным проговорить их с точки зрения написания Минстроя, создать максимально качественные разъяснения и разослать их в регионы. А, как заметила генеральный директор СРО «Главкузбасстрой» Ирина Кузеванова, зачастую приходится убеждать Главгоэкспертизу в правильности трактования и использования терминологии нормативных актов.

Что касается поддержки – конкретно Алтайский край не сможет самостоятельно реализовать работу по крупным объектам свыше 100 млн руб. быстрее, чем за 3 мес. Да, механизм есть, но не лишним было бы ввести авансирование для поддержания строителей – потому что существующие цены не позволяют подрядчикам вести стройку 2-3 мес., пока не произойдет пересчет смет.

Вопрос авансирования обсуждался с Минстроем неоднократно. Как сообщил Антон Глушков, в рамках тех нормативных документов, которые будет разрабатывать субъект, по контрактам, где он числится заказчиком, такая возможность есть. Но существует щепетильный момент – вопрос источника происхождения денег. И многие субъекты этого боятся, потому что нужно будет корректировать бюджет и увеличивать расходную часть.

Да, на уровне субъектов вопрос авансирования может рассматриваться. Но по 44-ФЗ есть существенные условия. И тут дилемма – подо что его можно подвести, как увеличить размер аванса, особенно при федеральном финансировании более 30%, или может быть выдать еще один аванс с учетом зачтенных работ? Регионам эта ситуация абсолютно не понятна. А финансово до конца года поддержать застройщика необходимо.

К примеру, стоимость контракта – 300 млн руб., аванс был 90 млн руб., из которого 60 млн руб. уже зачтено работами. Но стройка приостановлена с апреля, потому что ожидается повышение цены. И, как заметил Иван Гилев, хотелось бы иметь возможность выдать еще один такой же аванс до 90 млн руб., чтобы проплатить материалы, т.е. по сути увеличить размер аванса. Поэтому регионы просят Минстрой подробно разъяснить ситуацию – можно или нет, и поддержать их.

Другой важный момент, что работу по пересчету ранее заключенных контрактов необходимо проводить в субъектах, хотя у многих строительных компаний нет своих проектных подразделений, а существующие не всегда обладают необходимой компетенцией. Плюс не менее важна корректировка 44-ФЗ в части исключения цены, как единственного критерия для определения победителя на торгах – и эти изменения ожидаются уже в ближайшее время.

Еще одна проблема, на которую указали регионы – расторжение контракта. Сегодня он может быть только с одним исходом – занесением компании в Реестр недобросовестных подрядчиков. А ведь расторжение может быть из-за объективной необходимости – такой, как увеличения стоимости строительных материалов.

Так, в 2021 г. активность подрядных организаций на торгах снизилась примерно на 30%, при том, что почти на 15% увеличилась средняя цена лота. Цена растет, но подрядчики не идут. Казалось бы, парадокс, но причина тому опять-таки рост стоимости стройматериалов. Есть регионы-аутсайдеры, где падение активности подрядчиков дошло до 85%. Это связано с тем, что в июле и августе сметы выставлялись еще по ценам прошлого года. И, конечно, у подрядных организаций нет никакого желания участвовать в торгах.

Как резюмировал председатель Правления Союза строителей «РОР АК» Александр Мишустин, в регионе организации, ведущие строительство школ, детских садов и других социальных объектов, сегодня находятся в предбанкротном состоянии, кто-то уже приостановил работу. А больше всего пострадали организации, строящие объекты с 2018-2019 г. Но принятое постановление Правительства говорит только о пересмотре увеличении стоимости стройматериалов на остаток сметной стоимости, и проблемы этих генподрядчиков не решаются. Кроме того, у объектов не должно быть отставания в сроках строительства, а у региональных подрядчиков отставание уже идет от 4 мес. до 1 года. При этом в Алтайском крае сегодня почти на всех генподрядчиков заведены дела Налоговой инспекции, а где налоговая – там и уголовные дела. И чем дело закончится – не понятно. И это общая ситуация по стране.

А по итогам заседания сформированы проекты решений, направленных на улучшение ситуации с ценообразованием и сметным нормированием в строительной отрасли.

 

Галина Крупен

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо