ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Новые технологии на дорогах Калужской области: ожидания и реальность
01.08.2021
Транспортное строительство

Новые технологии на дорогах Калужской области: ожидания и реальность

Производители цемента готовы оплатить проектирование дорог из цементобетона

Сегодня, учитывая существующую интенсивность движения автомобильного транспорта и требования времени к характеристикам дорожного покрытия, невозможно добиться необходимого качества и долговечности дорожной сети без использования современных, инновационных технологий. При этом универсальных технологий, подходящих для применения по всей России, нет, в каждом отдельно взятом регионе они различны и зависят от его особенностей. Сегодня  речь пойдет о технологиях, подходящих и не подходящих для дорожной сети Калужской области, о чем в рамках конференции «Новые прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог» рассказал областной министр дорожного хозяйства Михаил Голубев.

Благодаря близости к Москве и общей границе с Подмосковьем Калужская область обладает обширной сетью дорог протяженностью 15986,2 км, включая 963,6 км трасс федерального значения, 4379,9 км региональной сети и 10642,7 км автодорог местного значения.

Основной источник средств для нужд дорожной отрасли - дорожные фонды. Объём расходов регионального дорожного фонда в 2020 году составил 12,5 млрд рублей (63,2% - средства дорожного фонда области, 36,8% - средства федерального бюджета), благодаря чему удалось отремонтировать 460 км дорог всех уровней (без учета федеральной сети: она финансируется из других источников), построить и реконструировать 25 км сети в рамках нацпроекта БКАД, привести в нормативное состояние 231 км. Таких показателей не было как минимум в последние 15-20 лет.

По состоянию на сегодня самым масштабным проектом в регионе является завершающий этап строительства Калужской кольцевой автодороги. Оставшийся участок в 21,729 км с высшей технической категорией 1Б и расчетной скоростью движения 120 км/ч имеет целый комплекс искусственных сооружений. Среди которых необходимо выделить наличие 7 путепроводов общей протяженностью в 845,54 м, три моста, совместная длина которых равняется 380,19 м, и 6 разноуровневых развязок. Сдача объекта планируется в 2022 году. После чего протяженность объездной трассы составит 85 км.  Для сравнения: МКАД простирается на 108,9 км, а Санкт-Петербургская КАД на 116,75 км.  При этом нельзя не учитывать разницу в численности населения. В Калуге проживает около 331 тысячи человек. Для них замыкание транспортного кольца существенно облегчит внутригородскую логистику.  Ведь автомагистраль выведет из города огромный поток транзитного транспорта.

За последние годы в регионе успел накопиться весомый опыт по производству работ на приоритетных транспортных проектах. Таким статусом наделяют дороги, строящиеся к крупным инфраструктурным объектам и технопаркам. Из них самым ключевым для региона является обеспечения качественного транспортного подъезда к ОЭЗ «Калуга», которая выполняет роль основного источника экономического роста Калужской области.

Из чего все это строить?

В целях развития дорожного комплекса сегодня необходимо применять современные инновационные материалы. В частности, ЩМА (щебеночно-мастичные асфальтобетоны). Но на территории Калужской области нет   гранитных карьеров. Следовательно, щебень необходимо закупать на стороне.  География регионов-поставщиков обширная - Карелия, Украина, Белоруссия, иногда даже приходиться заказывать на Урале. При этом нельзя не отметить, что, несмотря на удорожание стоимости работ по причине дальней доставки, в регионе идет повсеместное их использование.

Также в рамках реализации нацпроекта «БКАД» активно используются ПБВ (полимерно-битумные вяжущие). Так, по итогам прошлого рабочего сезона ПБВ применялись на 30% от общего объёма работ.  Кроме того, учитывая состояния дорог, регион активно применяет технологию холодной регенерации с помощью ресайклера с добавлением цемента.  В 2020 году порядка 45% ремонтов было произведено с помощью данной технологии. Есть и негативный опыт – так, например, применение технологии холодной регенерации с помощью ресайклера с добавлением битумной эмульсии не дало ожидаемого результата, и от нее было решено отказаться. Цемент себя зарекомендовал гораздо лучше, вдобавок к этому всего в 30 км от Калуги находится крупный цементный завод. 

При новом строительстве и реконструкции хорошо себя проявило применение геосинтетических материалов. Они широко используются при замене пучинистых грунтов. Для укрепления оснований в регионе повсеместно применяются георешетки. Также везде используются гофрированные металлические трубы и арочные гофрированные конструкции. Быстрота работы с ними позволяет существенно сократить сроки реализации проекта.  С учетом характеристик местных грунтов, а в Калужской области они в основном глинистые, необходимо активно применять технологию стабилизации грунтов. Например, в прошлом году успешно были проведены работы по стабилизации оснований с применением стабилизирующей добавки «доромикс» местного производителя. Для выявления наиболее подходящей добавки был проведен следующий эксперимент: километровый участок дороги поделили на три части, на каждой из которых использовали разные добавки, параллельно с этим проводился мониторинг состояния полотна. Эксперимент показал, что в отношении качества негативно проявила себя технология стабилизации грунтов с помощью полифилизаторов.

В последнее время в отрасли все больше набирает ход тенденция перехода с асфальтобетона на цементобетон.   В рамках ее реализации в ближайшие два - три года в регионе планируется построить 28 км новых дорог с применением цементобетонных материалов. Производители цемента даже захотели спроектировать эти дороги за собственные средства, что несомненно явилось существенной поддержкой для средств регионального дорожного фонда.

В качестве очередного важного момента, выявленного по итогам прошлого рабочего сезона, необходимо отметить активное применение композитных материалов на искусственных сооружениях. В этом году, учитывая невероятный рост цен на металлоконструкции, данный вопрос стал еще более актуальным. При ремонте и реконструкции мостовых сооружений планируется повсеместно применять композиты: на периметральных ограждениях, водоотводных лотках и т. д.

Следующим значимым аспектом развития дорожного хозяйства Калужской области является обеспечение безопасности дорожного движения - несмотря на существенное удорожание работ по обустройству линий наружного освещения, на них решили не экономить. Выбор пал на светодиодные светильники в основном местных производителей. Оптимальной была отобрана технология, по которой линии дорожных фонарей совмещаются с системами автоматического дорожного освещения. И если в 2019 году получалось сделать 15-17 км новых линий в год, то в 2020 году этот показатель составил уже 30 км, а по итогам нынешнего года планируется обустроить 42 км освещенных участков дорожной сети. Эти меры уже в пять раз позволили снизить количество погибших в результате ДТП.

Так выглядят основные итоги работы региональных дорожников за прошедший год и их планы на недавно начавшийся рабочий сезон 2021 года. Реализация нацпроекта «БКАД» как в Калужской области, так и во всех других регионах его присутствия, заставила взглянуть на дорожное хозяйство по-новому. Таких бюджетов и объемов работ отрасль не видела очень давно. Можно уверенно сказать, что самое сложное осталось в первом году реализации проекта: подбор оптимальных технологий, поиск необходимого количества материалов, привыкание к новым темпам работы и многое другое. Поэтому в новый сезон дорожники Калужской области, несомненно, смотрят с оптимизмом.

Станислав Донин

 

Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо