ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Роскапстрой <br />
как средство от разбазаривания<br />
и коррупции
10.03.2015
Власть

Роскапстрой
как средство от разбазаривания
и коррупции

Единый государственный заказчик в строительстве снизит расходы на 20%

В России в ближайшее время появится новая государственная структура — «Роскапстрой», которая будет выступать как единый технический заказчик в строительстве. Плохо это или хорошо? Своими мыслями на этот счет поделился Президент Ассоциации «Национальное объединение изыскателей» Сергей Афанасьев:

- Сергей Владимирович, после новогодних праздников стало известно о создании нового ФАУ «Роскапстрой». Для строительной отрасли появление новой госструктуры с бюджетом в 400 млрд рублей — настоящая революция.

- Вы правы, «Роскапстрой» уже называют «новой титанической структурой», и это не просто слова. Для участников строительного рынка появление подобной организации — закономерное движение по намеченной траектории.

Безусловно, простые граждане, которые,  не вдаваясь в суть, смотрят исключительно на цифры, появление нового ФАУ могут встретить в штыки. Бюджет 400 млрд рублей — не шутки. Но я хочу отметить, это важно, идея объединения государственного заказчика в единую структуру давно обсуждалась в строительной отрасли. Члены нашей Ассоциации «НОИ» внимательной следили за всеми решениями правительства, не единожды вопрос о едином заказчике поднимался на наших собраниях.

Для нас, как вы верное заметили, создание ФАУ — революционное решение, которое не смогло бы быть без политической воли.

- Вы имеет в виде решение Министерства строительства?

- Не буду принижать роль нашего министерства, но я, прежде всего, говорю о президенте Владимире Путине, который в декабре прошлого года, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, затронул тему государственных закупок. Минстрой, надо отметить, очень оперативно, а главное — продуктивно начал работу в этом направлении.

Президент четко поставил задачу правительству: до 1 марта 2015 года представить предложения о поэтапной централизации функций технического заказчика в сфере капитального строительства объектов гражданского назначения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета. И теперь, посмотрев на проделанную Минстроем работу, можно только поблагодарить и похвалить министра Михаила Меня, который в нынешней сложной финансово-экономической ситуации в стране не пасует, а со знанием дела исполняет очень важные для отрасли поручения президента.

- Вы сказали, что у простого жителя могут возникнуть вопросы к новой организации, фактически, монополиста с большим бюджетом. Не боитесь, что в будущем «Роскапстрой» ждут обвинения в неоправданных затратах или коррупции?

- Согласен, так, наверное, рассуждал бы любой из нас, кто не погружен в вопросы отрасли. Но я, положа руку на сердце, могу сказать: нет. Тут как раз ситуация обратная. Приведу лишь один пример - один из участников нашей саморегулируемой организации поделился опытом. Он участвовал в строительстве обычного детского садика в Ленинградской области.  Победил в конкурсе, провел все необходимые работы, сдал объект. Все довольны, претензий нет. Буквально через полгода встретил коллегу, который построил такой же детский садик, но в Подмосковье, и стоимость объекта была в 2,5 раза выше. Возник закономерный вопрос, на который наш товарищ получил стандартный ответ: «Старик, ну ты же понимаешь».

- Таких примеров десятки. Вполне обычная история.

- К сожалению, но именно против подобных историй и направлено создание нового ФАУ. Даже неспециалисту ясно, что не может стоимость работ в схожих климатических регионах отличаться в разы. Поэтому главная суть нововведений — создание типовых проектов, выгодных всем. К слову сказать, мы со своей стороны направили в Минстрой более 15 типовых проектов, и не готовы на этом останавливаться. Как представители профессионального сообщества мы надеемся еще плотнее работать в этом направлении и с министерством, и со всеми заинтересованными лицами и учреждениями.

- Вам не страшно? Ведь новшества напрямую ударят по карману некоторых участников рынка.

- Не боюсь, потому что мы стремимся к прозрачным и четким правилам игры. На рынке существуют фирмы, которые готовы маму родную продать за «откат», лишь бы получить кусочек пирога больше, но «откаты» и лоббирование «своих» очень негативно  влияют на качество строительства.

Нельзя построить хороший дом, если изначально тебе надо «откатить» от 20% до 50%. Отсюда все жалобы будущих жильцов, чей гнев обращен, чаще всего, не на конкретную фирму, а на всю отрасль, которая -  в чем-то простые граждане правы — крайне нуждается в оздоровлении.

Новые типовые правила очень выгоды авторам проектов. При принятии их идей на вооружение Минстрой, разумеется, в первую очередь будет привлекать для адаптации проектов под разные условия именно авторов. Это конвейер, выгодный любому проектировщику. Кроме того, думаю, соревнование между авторами проектов выделит лучшие.

- Конкуренция только в теории. На практике, по мнению некоторых либералов в правительстве, создание ФАУ приведет к возврату Госплана: никакой конкуренции и последующий застой в строительстве.

- Ответ всем скептикам лежит в создании эффективного механизма по упорядочиванию системы госзаказа в строительстве. Строительной сфере, как и всей стране, предстоит тяжелый год. Общий кризис, вдобавок внешнее давление — все окажет серьезнейшее давление на жизнь.

Повысить эффективность, снизить расходы, коррупцию —  на мой взгляд, отличное лекарство от кризиса. Повторюсь, мы как представители профессиональных объединений готовы оказать государству любую поддержку. Наши интересы в данном случае полностью совпадают.

- Учитывая те деньги, которые выделена на реализацию задач «Роскапстроя», не станет ли новая организация обычной кормушкой для чиновников?  Очередным «Сколково» или поисковиком «Спутник», которое вроде есть и деньги все потратило, а продвижений от этого мы не видим.

- В строительной сфере редко не осваивается весь бюджет, поэтому, уверен, все деньги потратят. Но главное для нас — прежде всего, обычных граждан — больше построят.  Организация ФАУ была бы совсем бессмысленной, если бы не существовало цели сократить непроизводственные расходы. По некоторым подсчетам, «Роскапстрою» удастся оптимизировать до 20% расходов. Это означает, что строительный рынок переживет инфляцию — по плану, около 12%, а также сможем увеличить количество и темпы строительства.

От коррупции никто не застрахован. Я думаю, всегда найдется нечестный человек или группа, кормящаяся от государственных заказов. Но, повторюсь, создавая ФАУ, авторы поставили ряд целей, одна из них, скажу прямо, не дать разворовать бюджет. Поэтому после начала полноценной работы «Роскапстроя» пострадает  как раз та прослойка бюрократии, которая на региональном и где-то даже на федеральном уровне хорошо питалась за счет госзаказов.

Объясню на примере. Возьмем пирог — это сумма госзаказа. После реформы пирог, безусловно, станет тоньше, но начинка в нем — средства, которые реально будут доходить до строителей, - станет больше.

- Производство «пирогов», видимо, увеличится?

- Разумеется. Произойдет это, как я говорил, за счет снижения непроизводственных затрат. Мы сможем строить больше и, что немаловажно, качественно, не экономя на строительных материалах и так далее. Сильно потеряют только те ребята, для которых строительство — не бизнес, а столовая — подай, принеси, накорми. У этих «строителей» доход, по моим подсчетам, резко упадает, а у настоящих, добросовестных строителей только вырастет.

- Про строителей более-менее понятно. Плюсы проектировщиков с  типовыми контрактами вы также объяснили, а что с изыскателями? Им «начинка» достанется?

- Не устану повторять, ФАУ выгодно всем добросовестным участникам строительного рынка. ФАУ - это не какой-то новый придаток для строительной отрасли, это инструмент взаимодействия между заказчиком государством и исполнителем. Понятный и четкий. Поверьте мне как человеку с большим опытом в строительной сфере, самое главное для нас — прозрачность. Государство нам в этом помогает. Теперь наша задача как людей представляющих интересы строителей максимально помочь государству в этом, адаптировать.

- Согласите, во многом все зависит от человека, который будет во главе «Роскапстроя».

- Да, вопрос о руководителе нового учреждения — ключевой. Мне кажется, что на новую должность, во-первых, должен претендовать профессионал, хорошо разбирающийся в строительстве. Больше практик, чем теоретик. В моем понимании, глава ФАУ должен находиться, если не в ранге министра, то его полномочия должны быть приближены к нему. Все же этому человеку придется для начала отвечать за 400 млрд государственных рублей.

- Обычно такие места служат «пенсией» для отставников Кремля.

- Не хотелось бы, чтобы хорошая идея, воля президента, напомню, стала профанацией, очередной кормушкой или сладким местом для отставного чиновника. Оптимальным кандидатом на должность был бы человек из строительной отрасли, из Минстроя. И отлично зарекомендовавший себя в различных проектах, и хорошо ладящий с руководством министерства.

- У Вас есть конкретная кандидатура?

- Не стану скрывать, да. Оптимальный кандидат, отвечающий всем требованиям, - Юрий Рейльян, он сейчас занимает должность заместителя министра строительства, имеет большой опыт строительства олимпийских объектов. Думаю, лучшей кандидатуры в министерстве на сегодня нет, но сначала ему нужно завершить историю с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков -  осталось немного.

- Вы именно на этом поприще с ним познакомились?

- Да. Именно Рейльяну можно поставить в заслугу, что бардак, который, надо признать, имел место в наших национальных объединениях, прекратился. Сейчас мы уже строго идем по пути объединения, и новая структура, НОПРИЗ, я думаю, избавится от проблем которые творились, в первую очередь, среди изыскательских СРО. Думаю, как раз после съезда эту должность ему и предложат. Это будет полезно для отрасли.

- Вы обмолвились, что готовы помочь в создании нового ФАУ. Думаю, желание «освоить» 400 млрд рублей возникло у многих.

- Нет, в этом плане у меня интересов нет. На хлеб с маслом я себе заработают. Мой интерес, если говорить такими словами, да, впрочем, интерес остальных добросовестных участников рынка саморегулирования - в прозрачных и понятных правилах работы.

Будет в стране нормальный госзаказ, будут нормальные подрядчики, будет работать система, бизнес будет работать, у граждан и государства будут квадратные метры по нормальным, а не заоблачным ценам. Сейчас время наступает такое, либо мы сможем перестроиться на нормальную работу, либо не будет нас.

- Но в чем помощь? Думаете, без вас не справятся?

- Наверное, справятся. Но, тут ведь какое дело. Мы как представители саморегулируемых организаций люди, так сказать, «над схваткой», у нас не стоит цели урвать кусок государственного пирога. Но при этом мы все время в гуще, мы знаем, что нужно строителям, но и прекрасно осознаем проблемы государства, чего ему важно добиться. На мой взгляд, именно наша оценка поможет не допустить каких-то ошибок или неточностей на этапе создания. Экспертная поддержка не бывает лишней. Мы готовы войти как в группу по созданию ФАУ, так и если будет сформирован какой-то коллегиальный орган, вроде Общественного совета.

Александр ИВАНОВ

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо