ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Сергей Журавлев:<br />
Стратегия Минстроя не актуальна и не реализуема
19.02.2015

Сергей Журавлев:
Стратегия Минстроя не актуальна и не реализуема

Эксперты и просто заинтересованные лица продолжают обсуждать проект Стратегии инновационного развития строительного комплекса до 2020 года, разработанный Минстроем России.

Мы уже опубликовали экспертное заключение рабочей группы при Правительстве России, а также мнение ученых об этом документе. Предлагаем вниманию читателей экспертное мнение члена Общественного Совета при Минстрое России, руководителя проекта «Российский дом будущего» Сергея Журавлева:

1. При контекстном ознакомлении с проектом становится очевидным, что Стратегия ориентирована на догоняющее, а не опережающее развитие отрасли, что, с учётом консервативности строительного комплекса, «замораживает» внедряемые в её рамках технологии, ставшие в других странах сложившейся действительностью, а то и атавизмами, на долгую перспективу. Такой подход к стратегированию недопустим. Характерная фраза из проекта «Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего инновационного развития отдельных направлений деятельности строительной отрасли.» - образчик целевого самоограничения.

2. Мобилизационный характер стратегирования предполагает предельную концентрацию федеральной и региональных властей, участников строительного комплекса, прежде всего разработчиков и инвесторов инноваций, на узком перечне приоритетных целей и задач. В проекте Стратегии ничего подобного нет.

3. Стратегия не ориентирована на междисциплинарный, межотраслевой поиск инновационных решений, в частности в области градостроительства через синергию возможностей различных функциональных компонентов.

4. Стратегия в очередной раз обходит стороной проблему и задачу личной - персональной ответственности проектировщика, руководителя строительных работ, контролирующего лица за качество строительства и катастрофические последствия неправильного проектирования, строительства и оценки. В России до сих пор ответственность размыта между различными юридическими лицами и опосредована через юридические лица. Наказать проектировщика, поставившего подпись под проектом очень сложно, формально карается проектная организация, т.е. никто.

5. На стр. 16 есть явное контекстное несоответствие деклараций о проблемах экспертизы с переходом к информационному моделированию зданий! Либо о проблемах, либо о возможностях. Здесь и далее очевидна редакционная неразбериха, плохая структурированность документа!

6. Статистические данные по отрасли следует перенести в специальное приложение, т.к. констатация оцифрованных фактов не определяет сама по себе инновационные задачи.

7. Следует уходить от понятия типовая проектная документация, а в логике заявленной цели на комплексный переход к BIM-технологиям настраивать рынок и государственный заказ на проекты повторного применения, создаваемые ТОЛЬКО в BIM-среде!

8. Инновационно-ориентрованная стратегия собственным названием призвана сосредоточиться на технологических и алгоритмических решениях, а нормативно-правовое обеспечение должно быть для неё сопроводительным текстом. В данном документе всё наоборот!

9. Действительно инновационным нормативным решением могла бы стать процедура признания применимости новых материалов и конструкций на основании патентов, лицензий и добровольной экологической сертификации. Применять или не применять материал или конструкцию – право ответственного конструктора, ответственного лично! Но об этом в Стратегии ни слова. Любые иные процедуры признания – коррупциоёмкий, забюрократизированный и крайне затратный процесс, что, особенно для стартапов, НЕПРИЕМЛЕМО!!!

10. Почему в констатационной части приводятся предложения о реформировании??? В частности на стр.58 – по снижению стоимости бюджетного строительства.

11. Констатационная часть Стратегии (раздел II) неуместно огромна, скомкана из достижений, проблем и фрагментарных предложений по их преодолению. В качестве примеров приведены технологии, не охватывающие весь спектр инноватики в строительстве, более того, за некоторыми примерами явно видны лоббистские усилия авторов. Следует предметные примеры исключить из текста, а демонстрацию российских инноваций в строительстве сделать предметом иного проекта, эвента или регулярной выставки.

12. Зачем в сценарной части нужен безинновационный – консервативный сценарий для инновационной стратегии!? Ладно бы был «инерционный» наряду с интенсификационным (мобилизационным). Такой метод прогнозного анализа противоречит предназначению проекта. Необходимо полностью переделать прогнозно-сценарную часть Стратегии.

13. Инновационная стратегия, это не программа строительства объектов и их числа и разнообразия, а выбор технологических приоритетов и снятие препятствий для их ускоренной реализации. Данный же проект в большей степени напоминает федеральную целевую программу достижения объёмов строительства без опоры на конкретные технологические и алгоритмические решения. Таким образом, весь III раздел неадекватен стратегическому целеполаганию.

14. Главным целеполаганием инновационной стратегии должен быть рост разнообразия и эффективности материалов, конструкций, систем, способов организации строительства, снижение себестоимости, увеличение темпов и объёмов строительства техническими и алгоритмическими средствами, и снятием барьеров и институциональных издержек. Благонамерение об удовлетворении всех и вся некорректно.

15. Набор задач никак не соответствует «мобилизационному» настрою авторов. Из них не следует ни сроков, ни конечных результатов. Катастрофа и полное отсутствие действительных амбиций.

На мой взгляд задачи следовало бы формулировать примерно так:

1) Совмещение стратегий и планов пространственного развития с планами развития инновационных строительных технологий и их инвестиционной поддержкой на базе местного сырья с целью локализации производств и удешевления строительства – к 2016 году.

2) Переход на ВIM-проектирование, комплексную энергоэффективность зданий и сооружений, и на их основе - к массовому проектированию и распространению проектов повторного применения в государственном и муниципальном заказе к 2017 году.

3) Ужесточение персональной ответственности проектировщиков, организаторов строительства и контролирующих лиц, перевод СРО на персональное членство, переход к праву применения новых материалов, конструкций и систем на основе патентов, лицензий и добровольной сертификации – к 2018 году.

4) Поддержка роботизации строительства (в т.ч. 3D), эксплуатации зданий и сооружений через создание нормативных преференций для внедрения – к 2019 году.

5) Преобладание композитных и возобновляемых строительных материалов - к 2020г.

Подобного набора приоритетов и их краткой трактовки вполне достаточно для текста Стратегии, а все обеспечительные меры и доказательная аргументация могут быть приложениями и/или целевыми программами.

В целом рассматриваю проект «Стратегии инновационного развития строительного комплекса до 2020 году» как крайне неудовлетворительный, не соответствующий вызовам времени и технологическим трендам, атавистический по структуре и контекстному наполнению документ. В таком виде «стратегия» не актуальна и не реализуема.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо