ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Чего производители стройматериалов могут ждать от строительного рынка?
18.02.2019
Строительные материалы

Чего производители стройматериалов могут ждать от строительного рынка?

Ключевым событием Национального отраслевого форума «Отечественные строительные материалы-2019» стало пленарное заседание «Итоги и перспективы развития отрасли промышленности строительных материалов. Национальные проекты в строительной индустрии».

Публикуем некоторые выступления, сделанные на нем.

 

Дмитрий Волков:

«Основная цель проекта «Жилье» — увеличить объемы жилищного строительства»

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков кратко остановился на ситуации в строительном комплексе и о планах министерства на ближайшую перспективу.

Дмитрий Волков напомнил участникам пленарного заседания, что нацпроект «Жилье и городская среда» состоит из четырех федеральных проектов — «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Суть всех этих четырех проектов заключается в том, чтобы увеличить объемы жилья, которое будет строиться — и это основная цель федерального проекта «Жилье», констатировал замминистра. Поставлена амбициозная цель — строительство 120 млн кв. метров жилья в год. И это вместе с мерами по выселению из аварийного жилья и развитию ипотеки позволит улучшить жилищные условия пяти миллионам семей.

В 2017 году примерно 3 млн семей улучшили свои жилищные условия, и здесь наметился определенный рост. Чтобы этот рост продолжился, Минстрой предпринимает ряд мер. Это, во-первых, субсидирование ипотеки, и во-вторых, субсидирование транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур. На эти цели планируется потратить 265 млрд рублей.

Это — меры финансового характера, которые должны позволить частному сектору увеличить строительство жилья, сообщил Дмитрий Волков.

В свою очередь это означает, что инвестиции в стройку существенно возрастут. Это — большой рынок, который должен обеспечить дополнительные возможности и для производителей строительных материалов. «Мы на это очень рассчитываем,» — подчеркнул замминистра .

— Важной поддерживающей мерой для нас является воссоздание национальной системы стандартизации, — сказал чиновник. — Основа системы — это своды правил, которые ранее фактически назывались СНиПами. И еще — национальные стандарты, ГОСТы, которые по-прежнему являются стандартами, хотя действуют сейчас на добровольной основе.

Минстрой продолжает работать над тем, чтобы вернуть нормативный характер требований в строительстве. Это не простой вопрос, который встречает встречные вопросы, рождает дискуссию, которая на сегодняшний день еще не завершена.

— Мы продолжим заниматься вопросами ценообразования, хотя ценообразование касается в большей степени государственных строек. — заметил замминистра — Тем не менее основной инструмент — ФГИС ЦС —может быть задействована и в сегменте частного строительства. Но в сущности, и то, и другое работает на рынок стройматериалов в одинаковой степени.

В настоящий момент ФГИС ЦС — работающая система, мы видим уже картинку по всем поставщикам — а их в настоящий момент 8 000.

В этом году мы разослали приглашения поучаствовать в этом проекте уже 16 000 компаний и будим с ними этим заниматься.

Мы очень надеемся продемонстрировать рынку практические результаты работы системы в нынешнем году. И в этом смысле мы дополнительно рассчитываем на взаимодействие с аналогичными государственными информационными системами, и прежде всего, с государственной информационной системой в промышленности, которая решает если не аналогичные, но частично сходные задачи. И очень надеемся на те синергетические эффекты, которые получим в результате интеграции этих систем.

И одним инструментом, важным для поставщиков, мы планируем сделать классификатор строительных ресурсов. Мы очень надеемся сделать этот классификатор и полагаем, что работа с этим классификатором совместно с системой ценообразования позволит нам отличить — это, прежде всего, для государственных строек, но и для других областей тоже — добросовестных поставщиков от недобросовестных. Это — основная задача, которую мы ставим перед собой в этом классификаторе.

 

Павел Серватинский:

Объем теневой цементной экономики за два года сократился на сорок восемь процентов

О развитии промышленности строительных материалов участникам форума рассказал директор департамента металлургии и материалов Минпромторга России Павел Серватинский.

Он сообщил, что в 2018 году завершился первый этап стратегии развития промышленности строительных материалов, принятой Правительством в 2016 году. Несмотря на продолжающуюся с 2015 года стагнацию стройки в целом, в отрасли стройматериалов наблюдается рост в сопоставимых ценах.

Если в 2017 году он составил два с половиной процента, то по итогам 2018 мы ожидаем прибавки четыре процента. В условиях негативной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры нам удается избежать массового банкротства и утраты компетенций.

На фоне продолжающегося убытия устаревших малоэффективных мощностей и снижения производства для внутреннего потребления растет реализация экспортного потенциала в стройиндустрии. Увеличив в два раза объем экспорта, лидерами по экспортной ориентированности в 2018 году стали производители гидроизоляции и мягких кровельных материалов. Более тридцати процентов их продукции было отправлено за рубеж.

В лидерах продолжает оставаться стекольная промышленность. Почти тридцать процентов стекла отправляется за рубеж. Это позволяет стекольщикам так же занимать лидирующие позиции в загрузке мощностей – практически на восемьдесят процентов сегодня данный сегмент загружен. И сохранить положительную динамику в производстве – плюс полпроцента ежегодно. Прибавили в экспортной ориентации производители гипса и гипсокартона. В прошедшем году рост этой продукции составляет более пятнадцати процентов.

Для развития темпов роста экспортного потенциала Минпромторгом России разработан ведомственный проект содействия увеличению выпуска инновационной импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Поставленные на 2018 год целевые показатели по этому проекту мы успешно достигли. Одним из основных инструментов, в добавок к уже существующим с 2018 года торговые представительства Российской Федерации переданы в ведение нашего министерства, и мы регулярно теперь проводим совещания и встречи со всеми торгпредами.

— Поэтому любые вопросы, точечные, локального характера направляйте в департамент, мы обязательно их с торгпредами отработаем, — заверил Павел Серватинский.

На сегодняшний день Минпромторг полностью осуществил запуск инструментов и мер господдержки для отрасли стройматериалов. Суммарно за два с половиной года отрасль уже получила более четырех с половиной миллиардов рублей из федерального бюджета. Хорошо зарекомендовавшие себя рабочие инструменты по субсидированию НИОКР — компенсации затрат на сертификацию, транспортировку продукции за рубежом. Кроме того, Фонд развития промышленности каждый год добавляет новые меры поддержки, разрабатывает новые инструменты, такие, например, как субсидирование процентных ставок, лизинговые программы и другие.

Проводимая работа по налаживанию института сертификации цементной продукции принесла результаты в виде сокращения объема теневой цементной экономики за два года на сорок восемь процентов. В видимом потреблении цемента объем упущенной выгоды хозяйствующими субъектами сократился на 1,7 миллиарда рублей.

В 2018 году вышел в рабочий режим технический комитет по стандартизации, ТК-144 «Строительные материалы и изделия».

По итогам года были утверждены одиннадцать стандартов, до конца февраля планируется принять еще пять.

Разработка двадцати девяти стандартов в 2018 году осуществлялась из средств Росстандарта и еще двадцать девять — за счет разработчиков. Три компании, разработавшие ГОСТы за собственные средства, получили от государства субсидию.

В план национальной стандартизации на текущий год включено тридцать пять новых тем, из которых двадцать восемь будут профинансированы из бюджета.

— В минувшем году мы также продолжали держать оборону от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей хризотила. Ведущими поставщиками на мировой рынок сегодня остается Российская Федерация, — сообщил Павел Серватинский. — И несмотря на бездоказательные попытки приписать хризотилу безусловную опасность, в 2018 году нами, совместно с хризотиловой ассоциацией сохранен экспортный потенциал поставок в Шри-Ланку, Вьетнам и Лаос.

Это очень важно, поскольку на производстве хризотила сегодня живут три моногорода. Тем самым благодаря этой работе удалось сохранить  несколько тысяч рабочих мест.

В 2018 году также продолжалась работа по гармоничному, сбалансированному в части спроса и предложения развитию промышленности стройматериалов.

Павел Серватинский напомнил, то в 2017 году прошел большой координационный совет в Липецке, на котором приняли решение четко и синхронизированно с министерствами строительства и экономического развития создать электронную систему, в которой заполнить балансы спроса и предложения, чтобы не было профицитных мощностей и не появлялось бы у кого-то, к примеру, желания строить еще один цементный завод в регионе, где и так уже три, которые загружены на тридцать процентов.

— Эту работу мы также будем продолжать и в этом году, — заверил Павел Серватинский, — потому что она большая, глобальная, по всей номенклатуре требует особого внимания.

 

Алексей Херсонцев:

«Задача ФСА — формирование инфраструктуры доверия»

О вопросах, связанных с введением обязательной сертификации и обязательного декларирование и о том, защитит ли это наш внутренний рынок строительных материалов, рассказал в своем выступлении руководитель Федеральной службы по аккредитации РФ Алексей Херсонцев.

Спикер отметил, что строительная индустрия в силу различных причин является одной из тех сфер, в которых до настоящего момента отсутствует соответствующий технический регламент на строительную продукцию. И в этом смысле, в текущий момент мы фактически понимаем, что модель регламентации обязательных требований проверки соответствия у нас до конца в этой сфере не выстроена. А в условиях затягивания дискуссии по принятию технического регламента Евразийского экономического союза, отрасли регуляторов стараются заполнить этот пробел на уровне национального законодательства, и в первую очередь — внесением изменений в постановление № 982 Правительства Российской Федерации, которое давным-давно задумывалось, как имеющее временный характер.

Алексей Херсонцев напомнил, что в 2016 году вступили в действие правила и поправки в 982-е постановление Правительства, касающееся обязательной сертификации цемента. В начале 2018 года аналогичное решение было принято по радиаторам отопления, если их можно отнести к строительным материалам. И в конце прошлого года вступили в силу поправки, предусматривающие обязательное декларирование строительных смесей и растворов, а также теплоизоляционных материалов. Кроме того, обязательное декларирование соответствия в настоящее время установлено в рамках технического регламента безопасности автомобильных дорог для отдельных видов дорожно-строительных материалов.

Вопрос первый — влечет ли все-таки введение обязательной сертификации и обязательного декларирование защиту внутреннего рынка? На мой взгляд, это конечно имеет только краткосрочный эффект. Дело в том, что анализ тех стандартов, которые, как правило, применяются и вводятся в части обязательных требований, показывает, что внешние производители безусловно в состоянии эти самые требования выполнить. Более того, как правило, в состоянии это сделать даже быстрее нашей отрасли. В этом смысле очевидно, что этот краткосрочный эффект связан с перестройкой логистики, перестройкой технологии оценки соответствия. И я бы рассматривал введение обязательной сертификации и декларирования все-таки в тех сферах, где у нас модели регламентации до конца не отстроены, больше как некоторую попытку повышения прослеживаемости  потоков этой продукции на рынке.

Между тем, задача Федеральной службы по аккредитации — это формирование инфраструктуры доверия в том числе к результатам действия органов по результатам оценки соответствия продукции и испытательных лабораторий. В этом смысле введение таких обязательных требований и введение требований обязательной регистрации, декларации, сертификатов, оно в среднесрочной перспективе позволит повысить дисциплину испытательных лабораторий и тех организаций, которые выпускают продукцию на рынок именно в части того, чтобы продукция соответствовала всем обязательным требованиям.

— В то же время, еще раз подчеркну, я бы не стал преувеличивать значение этих инструментов с точки зрения защиты внутреннего рынка, в том числе когда речь идет об избыточных мощностях, отметил спикер. — Одновременно хотел бы подчеркнуть, что когда вводится обязательное декларирование, мы должны сами понимать, что большинство потребителей на рынке, тех, кто далек от понимания нормативного регулирования, воспринимают декларации соответствия как некий документ, который был дан государством. Напоминаю еще раз участникам рынка, участникам отрасли, что это не так. Декларация о соответствии регистрируется службой в уведомительном порядке и означает заявление производителя либо уполномоченного производителем лица о том, что продукция соответствует предъявляемым к ней обязательным требованиям.

Кроме того, необходимо помнить о том, что если декларация внесена в соответствующий реестр и в ней содержатся недостоверные требования, то органы надзора на рынке вправе привлечь декларанта к ответственности. Ответственность, согласно кодексу об административных правонарушениях, составляет до трехсот тысяч рублей.

Учитывая, что соответствующие требования по декларированию были введены в отношении теплоизоляционных материалов и в отношении строительных смесей в конце прошлого года, хотел бы отметить, что каких-то серьезных проблем с реализацией этих требований на практике со стороны участников рынка мы не видим. Мы доработали соответствующие справочники, электронный сервис регистрации и декларации. Любой производитель в настоящее время вправе воспользоваться этим сервисом без участия каких-либо посредников. Сервис достаточно понятен, в настоящее время в этом сервисе зарегистрировано чуть больше двух тысяч ста деклараций о соответствии. В большинстве случаев (в части строительных смесей и теплоизоляционных материалов) это декларации на основании собственных доказательств, и декларации, как правило, самих производителей.

— Хотел бы так же отметить хорошую тенденцию: беглый анализ показывает, что качество и отношение декларантов к содержанию информации, которую вносят в декларации, в этой сфере очень высокое, очень хорошее, — сообщил  Алексей Херсонцев. — И мы видим, что копии протоколов испытаний прикладываются к этим декларациям достаточно дисциплинированно, эти протоколы испытаний оформлены с достаточно хорошим соблюдением требований. Надо понимать, что здесь многие используют протоколы испытаний не аккредитованных испытательных лабораторий, а собственных производственных. Тем не менее, я думаю, к лету мы проанализируем этот массив данных и представим отрасли свои выводы по поводу того, каким образом сейчас происходит подтверждение соответствия в этой сфере.

В то же время стал очевиден вопрос необходимости обеспечить компетентность сотрудников, производителей, ответственных за процедуру подтверждения соответствия, и сотрудников испытательных лабораторий.

В связи с этим, мы инициировали специальную комплексную программу  повышения квалификации в области оценки соответствия строительных материалов. Сейчас девять научно-исследовательских лабораторий занимаются исследованиями и разработками в этой сфере, в том числе лаборатория композиционных материалов в строительстве.

Двадцать пятого января у нас была завершена пилотная программа, касающаяся практических вопросов деятельности испытательных лабораторий, осуществляющих оценку соответствия цементов. Далее эти программы будут развиваться по всей отрасли и по широкой номенклатуре строительной продукции.

Отмечу, что среди первых слушателей этого курса большинство — это были специалисты предприятий-производителей цемента, а не только органов по сертификации, испытательных лабораторий. Это показывает важность не только введения регуляторных мер, но и необходимости заниматься повышением качества и компетенции специалистов.

Внесение продукции в 982-е постановление Правительства — всегда мера вынужденная, подчеркнул спикер. «Мы все-таки с нетерпением ожидаем, что технический регламент на строительные материалы будет принят», — выразил он надежду. — «И пока работа над ним продолжается, формируются проекты перечней и обязательных методов и стандартов испытаний, полагаю, что здесь еще раз надо более активно посмотреть на новые стандарты, в первую очередь, обратив внимание на новые методы испытаний и схему подтверждения соответствия».

В заключение Алексей Херсонцев еще раз подчеркнул, что не надо возлагать надежды на то, что принятие новых стандартов, введение каких-то обязательных требований в области техрегулирования  позволят сильно отодвинуть от отечественного рынка иностранные предприятия. Эта мера эффективна только в тех случаях, когда российские производители с точки зрения технологии производства могут выдержать более высокие требования к продукции.

 

Выступления записал Юрий МИХАЙЛОВ

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо