ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Председатель ТК 400 Лариса Баринова: «Критика должна быть объективной и объединяющей»
02.12.2018
Есть мнение!

Председатель ТК 400 Лариса Баринова: «Критика должна быть объективной и объединяющей»

Одной из самых «горячих» и спорных тем последних 2-3 лет для представителей строительного сообщества является тема и пути внедрения BIM-технологий в строительной отрасли. За эти годы сложилось несколько команд профессионалов, которые работали по своим направлениям, часто в общем ключе, не менее часто – в спорах и конфликтах.

При этом в адрес участников всех этих команд звучали – и звучат -  обвинения и лоббировании интересов определенных производителей программного продукта, и в желании оседлать государственные многомиллиардные программы, и в недобросовестной конкуренции с использованием административного ресурса.

Ситуация стала еще более неоднозначной с созданием ПТК 705, которому Росстандартом были переданы все полномочия по разработке стандартов для внедрения  BIM-технологий (ранее эти полномочия были записаны за ТК 465 «Строительство»). Далеко не все профессионалы оказались довольных этим решением, и эхо этих баталий, помимо публичных заявлений сторон,  отозвалось, в том числе, публикациями на портале Агентства новостей «Строительный бизнес».

Свой взгляд на эту ситуацию нам представила председатель ТК 400, первый заместитель председателя комитета по строительству Торгово-промышленной палаты России Лариса Баринова:

«На сайте  20.11.2018 была опубликована заметка «Минстрой России продолжает терять позиции в разработке норм цифрового строительства».  Честно говоря,  меня очень удивило и название, и содержание заметки.  Во-первых,  Минстрой России как любой другой орган исполнительной власти является заказчиком, а не разработчиком тех или иных нормативных технических  документов. Курирующий отрасль ФОИВ может также выступать координатором при формировании программы разработки прежде всего тех документов, которые содержат требования обеспечения безопасности продукции и услуг или связаны с выполнением государственных программ.  В этом плане Минстрой России, выполняя поручение Президента и Правительства Российской Федерации, провел определенную работу, направленную на организацию  внедрения в  строительной отрасли технологий информационного моделирования, в том числе разработал Дорожную карту, которая предусматривала  и создание нормативной  технической базы.

Организацией разработки и экспертизой нормативных технических документов занимаются технические комитеты по стандартизации. В рамках ТК 465 был создан ПК 5, который и занялся организацией разработки соответствующих сводов правил. Я не берусь оценивать работу ПК с точки зрения содержания документов, т.к. не являюсь специалистом в области информационного моделирования. Но как специалист, который не один десяток лет занимается организацией работ по техническому нормированию и стандартизации,  в т.ч. в качестве председателя ТК, отдавая должное активности членов ПК 5, должна отметить, что их основной недоработкой было то, что они работали в закрытом режиме и не привлекли  отраслевиков-строителей  и смежные ТК и ПК. Возможно поэтому, эти документы вызвали в дальнейшем много вопросов. Я была участницей открытого заседания Рабочей группы по строительству Совета по стандартизации Росстандарта, на котором, в числе прочих, рассматривался вопрос о  вопросах стандартизации  в области информационного моделирования в строительстве по жизненному циклу и слышала от представителей различных отраслей  много нареканий в адрес ПК 5 по поводу кулуарности, отсутствия взаимодействия со смежными комитетами и отраслями и т.д. Там же прозвучало предложение создать ПТК  с максимально  широким привлечением к его работе не только вендеров, но и методологов, представителей компаний, которые имеют опыт работы в области информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений,  проектировщиков идр., а также членов ПК 5  и ряда смежных комитетов.

Так уж сложилось, что в ТК 465 председатель -  Министр строительства и ЖКХ. Конечно, это конфликт интересов, т.к. заказчик (министр) заказывает разработку документа, а потом  в качестве председателя ТК рекомендует себе (министру) его утвердить. Возможно  именно это имеет в виду автор заметки, который говорит о «потере Минстроем  многих рычагов». Но это скорее исключение, чем правило.  Технические комитеты – это независимые  экспертные организации с четкими правилами и процедурами их работы, которые отслеживают интересы всех заинтересованных сторон, а не административные придатки органов власти и совсем не «рычаги для создания нормативной базы».

Я уверена, что и  для Минстроя России и других госзаказчиков, а также для  бизнеса гораздо важнее получить качественные  нормативные документы, по которым  не будет споров и разногласий после их утверждения. Добиться этого можно только путем максимальной открытости  на этапах обсуждения документов и проведения их  экспертизы.

С этой целью, а также учитывая актуальность и востребованность направления информационного моделирования в строительстве и пожелания  представителей ряда ТК, госкорпораций и бизнеса, Росстандарт создал  ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» и передал ему своим приказом полномочия по голосованию в соответствующих подкомитетах ТК ИСО 59. Обращаю внимание, что информация в заметке по этому поводу не соответствует действительности. Согласно упомянутому приказу подкомитеты 13 и 14 ИСО ТК 59, а члены ПК 5 присоединились к ним год назад, и остаются в качестве наблюдателей в этих подкомитетах и получают всю информацию в полном объеме.  ФАУ ФЦС, как был членом ТК ИСО 59, так и остается им.

Решение межведомственной Комиссии по апелляциям от 22.11.2018 об отказе в удовлетворении жалобы НИЦ «Строительство» на решение Росстандарта по ликвидации ПК 5 ТК 465 – лишнее свидетельство того, что все организационные меры были приняты в рамках установленных правил и процедур. Решения Росстандарта по созданию ПТК 705 с целью активизации работ по стандартизации в области технологий информационного моделирования, повышения открытости и прозрачности работ по стандартизации, обеспечения широкого привлечения представителей отраслей, проектного и экспертного сообщества к работам по стандартизации технологий информационного моделирования, также были полностью поддержаны Советом по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России.

В соответствии с принятыми Росстандартом основополагающим национальным  стандартом ГОСТ Р 57564-2017 «Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации» и правилами  по стандартизации ПР 50.1.028-2015 «Правила подготовки отзывов Российской Федерацией по проектам международных стандартов» ( п. 5.4.1.1 "Секретариат РосИСО направляет проект международного стандарта секретарю российского технического комитета/подкомитета для последующей рассылки всем заинтересованным организациям-членам российского технического комитета/подкомитета для изучения,формирования позиции по проекту и подготовки замечаний по форме, установленной в приложении А"). Видимо ПК 5  просто не владел этой информацией, а потому  и не выполнял ранее эти требования. Это еще раз подчеркивает, что в составе ТК должны быть не только специалисты в области информационного моделирования, но и методологи, специалисты в области стандартизации, хорошо знающие систему нормирования и технического регулирования как российскую, так и международную.    Уверена, что руководитель ПТК 705, Сергей Пугачев, сертифицированный эксперт по стандартизации, внесший  значительный вклад в развитие системы технического регулирования в строительстве, в т.ч.  придания СНиПам официального статуса СП в российском законодательстве о техническом регулировании,продвижении  технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», участии в создании его доказательной базы и создании  системы стандартизации в НОСТРОЙ, достойно возглавил и организовал  работу ТК 705.   Кстати, АНСБ ранее неоднократно признавала его профессионализм в области стандартизации в строительстве.

Конечно никто не застрахован от ошибок и в работе каждого есть как плюсы, так  минусы, но критика должна быть конструктивной и направленной не против кого-то, а наоборот, объединяющей в интересах дела.   Работа в технических комитетах очень не простая. Достичь консенсуса бывает очень сложно. Обсуждение всегда сопровождается спорами, каждый специалист отстаивает свою позицию и для того, чтобы прийти к общему знаменателю порой требуется очень много времени и сил. Но по-другому принять нормативный технический документ просто невозможно. Поэтому, в ситуации, когда необходимо с нуля сформировать систему стандартов в области информационного моделирования, когда надо не придумывать новые правила стандартизации, а работать в рамках существующих, когда необходимо объединять и координировать профессионалов в области информационного моделирования,  обязательно нужны профессионалы в области стандартизации, независящие от влияния отдельных разработчиков программного обеспечения. В настоящее время в ПТК 705 в стадии публичного обсуждения два стандарта, готовятся к обсуждению еще 5 базовых стандартов, в разработке – еще несколько стандартов.  Необходимо активное участие всех, кто считает нужным и важным для отрасли выполнить задачу перехода на информационное моделирование в строительстве.

А АНСБ я бы пожелала объективной профессиональной оценки реальных результатов и объединяющей роли  для профессионалов как это всегда было».

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо