ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Картели – <br />
это вечное зло, <br />
но ФАС будет с ними бороться
07.10.2018
Власть

Картели –
это вечное зло,
но ФАС будет с ними бороться

За 2018 год возбуждено 26 дел об антиконкурентных соглашениях при строительстве и ремонте зданий, а также при строительстве и обслуживании дорог

Ежегодно строительной отрасли наносится ущерб, исчисляемый суммами со множеством нулей. Нарушения, хищения, сговоры – все это сказывается и на качестве, и на стоимости строительства. О картелях и иных антиконкурентных соглашениях в строительной сфере рассказывает Тахир Эдуардович Щерба – заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России.

- Картель – это весьма опасное для экономики явление, которое в зависимости от последствий может быть признано административным правонарушением либо уголовно-наказуемым деянием.

Их опасность заключается в нескольких факторах. Во-первых – высокая латентность картелей. Добросовестные участники рынка или потребители могут не догадываться, что против них или за их счет действует картель.

Во-вторых – негативное влияние на экономику от реализации картеля. С одной стороны, здесь весьма тяжелые экономические последствия в виде отсутствия ценовой конкуренции и рост цен на товарных рынках, поддержание цен на торгах, устранение с рынка конкурентов и пр. С другой – осознание и использование картелем своей рыночной власти. Это позволяет сильно не заботиться о качестве поставляемых товаров, работ и услуг или не тратить средства на совершенствование производства. Альтернативы у покупателей все равно нет.

Ввиду того, что картель – это соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то такое явление может встречаться в любых конкурентных сферах экономики.

По данным мониторинга за первое полугодие 2018 г., наибольшее число картелей и иных антиконкурентных соглашений ФАС России выявляется в сферах поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий (25,17%), в строительстве (23,07%) и при поставках продуктов питания (13,12%).

Распределение нарушений статей 11, 16, п.1 ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции по сферам экономической деятельности в первом полугодии 2018 г.

Ежегодно ФАС России выявляются сотни картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2017 г. возбуждено 675 таких дел, из них 360 – о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 г. – тогда было 334 дела. При этом более 85% дел по картелям – сговоры на торгах – таковых 310 дел, что почти на 3% больше, чем в 2016 г. – насчитывалось 300 дел.

Одно из приоритетных направлений деятельности ФАС России – выявление и пресечение картелей в сфере строительства.

Учитывая стратегическую значимость указанной отрасли, решением Коллегии ФАС России от 1 марта 2017 г. перед ФАС России поставлена задача по декартелизации сферы строительства, в том числе дорожного содержания и ремонта дорог.

21 декабря прошлого года подписан Указ Президента РФ «Об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции», которым утверждается «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг.». Среди прочих мер, направленных на противодействие картелям, отдельным пунктом предусмотрена работа по декартелизации сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

 

Строительство – лидер. Но сомнительный

Если говорить о статистике по делам об антиконкурентных соглашениях в сфере строительства за восемь месяцев текущего года, то она выглядит следующим образом: антиконкурентные соглашения выявлены на территории 18 регионов; признаки сговоров на торгах выявлены при проведении 80 открытых аукционов в электронной форме; сумма общих начальных (максимальных) цен контрактов – более 33 млрд руб.; возбуждено 26 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог.

Таким образом, с 2016 г. ФАС России возбуждено 190 дел об антиконкурентных соглашениях при проведении не менее 600 конкурентных процедур на общую сумму более 132 млрд руб. Причем нарушения выявлены на территории 64 регионов.

Работа по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений в сфере строительства в разрезе по субъектам РФ (2016 – I полугодие 2018).

ФАС России и ее территориальные органы располагают достаточно обширной практикой по выявлению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений в сфере строительства. Предлагаю рассмотреть некоторые из таких примеров.

 

Аэропорты. Реконструкция, строительство ВПП.

В июле текущего года ФАС России принято решение о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Поддержание цен на торгах осуществлялось участниками картеля при проведении конкурсов на II очередь реконструкции аэропорта «Шереметьево», II этап строительства аэропорта Нижнего Новгорода, реконструкцию аэропортового комплекса «Новый» в Хабаровске, на покрытие взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в аэропорту Воронежа, аэропортового комплекса Волгограда, модернизацию воздушной гавани Южно-Сахалинска. Общая сумма конкурсов составила 24,7 млрд руб.

Конкурсы проходили по заранее оговоренному сценарию с участием всего двух компаний с незначительным снижением цены контракта. Также зафиксированы переводы денежных средств между участниками торгов в размере сумм обеспечения заявок и неоднократное направление конкурсных заявок друг другу в электронном виде до момента окончания подачи заявок.

Обе компании воспользовались программой смягчения ответственности и признались в организации и участии в картельном сговоре.

 

Дороги Владивостока.

12 октября 2015 г. Приморским УФАС России принято решение в отношении Администрации города Владивостока, Управления дорог и благоустройства города Владивостока, МУПВ «Дороги Владивостока», ООО «Востокцемент» о признании нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения при проведении  аукционов на рынках услуг в сфере дорожной деятельности и благоустройства города Владивостока.

С 2011 г. по июль 2015 г. Управлением дорог и благоустройства города Владивостока по результатам торгов в сфере дорожной деятельности и благоустройства города было заключено контрактов на сумму свыше 8,95 млрд руб., 79,8% от которой – свыше 7,14 млрд руб. пришлось на МУПВ «Дороги Владивостока».

Решение Приморского УФАС России направлено в СУ СК России по Приморскому краю. СУ СК России по Приморскому краю была проведена доследственная проверка, по результатам которой в декабре 2015 г. материалы переданы в Следственный комитет России для принятия решения.

Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело в отношении главы города Владивостока Игоря Пушкарева и директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова. Они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285, п. «а» ч. 2 ст. 204, ч. 3 ст. 204 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп.

В октябре 2017 г. уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд. С февраля 2018 г. суд приступил к рассмотрению дела по существу.

 

Пермь. Строительство автомобильной дороги Обход г. Чусового.

В апреле 2016 г. Пермским УФАС России принято решение по делу о нарушении ООО «Мостострой-12» и ООО «Уренгойдорстрой» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Основанием для возбуждения данного дела послужило заявление ЗАО «Уралмостострой».

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении торгов на строительство автомобильной дороги Обход г. Чусового на общую сумму 1 944 487 920,00 руб.

Арбитражный суд города Москвы поддержал и признал полностью законными решение и предписание Пермского УФАС России по делу о «чусовском» картеле. ООО «Уренгойдорстрой» и ООО «Мостострой-12» оштрафованы на 11,7 млн руб. каждый.

 

Москва. Строительство железнодорожного пути для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

27 декабря 2017 г. Московским УФАС России принято решение о нарушении ООО «Партнерство», ООО «Правда», ООО «ДорРем» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении торгов на ремонтно–строительные работы железнодорожного пути для нужд Министерства обороны Российской Федерации на общую сумму 530 млн руб.

При рассмотрении антимонопольного дела все компании признали участие в картеле. На участников картеля наложено штрафов на общую сумму более 13 млн руб.

Решение антимонопольного органа в суде не обжаловалось.

 

Федеральные дороги.

С 2014 г. по 2017 г. региональными и федеральными заказчиками ФКУ УПРДОР «РОССИЯ», ФКУ УПРДОР «КОЛА», ФКУ УПРДОР МОСКВА-БОБРУЙСК и др. проведены торги, конкурсы и аукционы для заключения государственных контрактов по реконструкции, строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования преимущественно федерального и регионального значения.

Установлено, что в этот период 44 закупочные процедуры на сумму более 34 млрд руб. завершились без какого-либо соперничества между их участниками в результате деятельности картеля: снижение начальной (максимальной) цены контракта на 1%.

В декабре 2017 г. ФАС России принято решение о наличии нарушения ООО «Технострой», ООО «СУ № 908» и ООО ДК «Автодор» п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения направленного на поддержание цен на торгах.

Комиссией ФАС России было установлено, что хозяйствующие субъекты – конкуренты заключили антиконкурентное соглашение, заранее определяли между собой победителей, создавая, в том числе видимость конкуренции и отказывались от участия в закупочных процедурах, обеспечивая тем самым заключение государственных контрактов по начальной (максимальной) цене.

Среди предметов закупок значились участки дорог федерального значения, проходящие на территориях таких субъектов РФ, как: Новгородская, Мурманская, Псковская, Брянская, Тверская, Калужская Московская, Тульская области и Республике Карелия.

 

Пенза.

Пензенским УФАС России принято решение в отношении ООО «ССК «ДорМостАэро», ООО «Волга-Проект», ООО НПО «Авангард» о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции при участии в 14 открытых аукционах в электронной форме на проведение ремонтных работ автомобильных дорог в Пензенской области на общую сумму НМЦК более 1 млрд руб.

При рассмотрении антимонопольного дела две компании признали участие в картеле. На одного из участников картеля наложен штраф на сумму 4,7 млн руб.

В марте 2018 г. СЧ СУ УМВД России по Пензенской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного пунктом «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

 

Дагестан.

В июле текущего года по результатам совместных проверок антимонопольных и правоохранительных органов ФАС России возбуждено дело о сговоре на торгах в отношении АО «Мостоотряд-99», ООО «Дорстройотряд-99», ООО НПО «Дормост», ООО «Бурбау», ООО «ИПТС-«Транспроект».

Указанные компании подозреваются в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах на строительство, ремонт и содержание дорог на территории Дагестана. Общая сумма контрактов, заключенных с участниками картеля, превышает 17 млрд руб.

В августе СУ МВД по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного пунктами «а», «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

 

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо