ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Комитет по техрегулированию РСПП дал резко отрицательное заключение на закон Минстроя
06.07.2018

Комитет по техрегулированию РСПП дал резко отрицательное заключение на закон Минстроя

На сайте комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП опубликовано резко отрицательное заключение экспертов Комитета на представленные в очередной раз поправки Минстроя России в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».

Как писало ранее Агентство новостей «Строительный бизнес»,  данный законопроект был разослан в министерства и ведомства на согласование в начале июня замминистром строительства и ЖКХ России Хамитом Мавлияровым. Ряд экспертных организаций дали отрицательное заключение на данный законопроект. Теперь свое мнение опубликовал и Комитет РСПП по техрегулированию.

С текстом очередного варианта законопроекта можно ознакомиться по ссылке: http://www.rgtr.ru/discussion/20170216/zaklyucheniya_ehkspertov_na_zakonoproekt_minstroya/.
Здесь же представлена вся история вопроса, в том числе, обращения от президента РСПП Александра Шохина, глав крупнейших компаний  о недопустимости таких изменений нормативной базы в строительстве. Однако Минстрой России продолжает настаивать на своей версии законопроекта, в очередной раз получив отрицательные отзывы от всех профильных министерств и отраслевых объединений.

В экспертном заключении Комитета РСПП, в частности, говорится:
Разработанные Минстроем России (письмо Минстроя России от 08.06.2018 исх.№ 25071-ХМ/08) изменения в федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – законопроект) содержат целый ряд концептуальных предложений, принципиально меняющих систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве.

В законопроекте, неоднократно на протяжении более 3 лет представляемом в Правительство РФ, не учтены принципиальные замечания заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ГПУ Президента РФ, ИЗИСП, РСПП и ТПП РФ, крупнейших российских компаний.

Разработчики законопроекта не учитывают изменение правового регулирования отношений в области технического регулирования, а именно положения Договора о Евразийском экономическом союзе.  В заключении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по предыдущей версии законопроекта (заключение от 03.06.2015 № АБ-6096) говорится о том, что законопроект не поддерживается по этой причине, а также сделан вывод о том, что необходимость в дальнейшей разработке технических регламентов на национальном уровне не усматривается в связи с разработкой соответствующего технического регламента Таможенного союза.

Письмом Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 5376п-П7 в Госдуму Российской Федерации предложено прекратить работы по разработке национальных технических регламентов, находящихся в комитетах Госдумы Российской Федерации, в связи с разработкой технических регламентов Таможенного союза.

Действующая редакция федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ) не предусматривает принятие технического регламента федеральным законом (статья 2 и часть 1 статьи 9 ФЗ). До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором РФ, или в соответствии с международным договором РФ, технический регламент может быть принят только указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (часть 1 статья 9 ФЗ). Порядок принятия технического регламента (в том числе изменений и дополнений к нему), установленный данным ФЗ, применяется только для случая его принятия постановлением Правительства РФ (часть 1 статьи 9 ФЗ) или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (статья 9.1 ФЗ).

Уведомление о разработке изменений к техническому регламенту, принятому федеральным законом № 384-ФЗ от 30.12.2009, не публиковалось, законопроект не проходил публичного обсуждения, предлагаемая редакция изменений к регламенту не рассматривалась экспертной комиссией по техническому регулированию. Вместе с тем, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, к которому присоединилась Российская Федерация, требуют проведения данных процедур при принятии технического регламента или изменений к нему (пункты 2.9.1 - 2.11 Соглашения).

В законопроекте предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства (Минстрой России), функциями по установлению нормативными правовыми актами обязательных для применения строительных норм и строительных правил добровольного применения.

Предлагаемые в законопроекте строительные нормы и строительные правила являются принципиально новыми видами документов и не предусмотрены действующими перечнями документов по стандартизации (статья 14 федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» 162-ФЗ от 29 июня 2015 года, статья 13 федерального закона «О техническом регулировании» 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года).

В соответствии с законопроектом строительные нормы фактически приобретают статус технического регламента, т.к. в соответствии со статьей 7 (часть 3) ФЗ «О техническом регулировании», «не включенные в технические регламенты требования… не могут носить обязательный характер». Эти положения действующего ФЗ «О техническом регулировании» полностью соответствуют Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле, к которому присоединилась Россия. Понятие «технический регламент» также введено в российское законодательство в соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются международным договором, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромторг России).

Предлагаемые в законопроекте строительные нормы будут устанавливать обязательные требования к зданиям и сооружениям, которые являются объектами технического регулирования и входят в область действия ФЗ «О техническом регулировании», а также входят в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. №102).

В законопроекте отсутствуют положения о планировании разработки строительных норм обязательного применения, что может привести к их необоснованно широкой разработке и постоянно растущему количеству. Именно по этой причине перечень разрабатываемых технических регламентов в рамках ЕАЭС ограничен Планом разработки технических регламентов ЕАЭС, утвержденным решением Совета ЕАЭС. Разработка технических регламентов РФ также осуществлялась в соответствии с Программой, утвержденной Правительством РФ.

В законопроекте (пункт 4 части 3 статьи 1 законопроекта) предлагается устанавливать в строительных нормах показатели, обеспечивающие соблюдение всех 8-ми минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям, установленных в части 6 статьи 3 федерального закона № 384-ФЗ. В соответствии с законопроектом данные минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям также могут быть приняты нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (подпункт б) пункта 1 части 3 статьи 1 законопроекта). Таким образом, вводится дублирование полномочий по разработке нормативных правовых актов для одних и тех же объектов и аспектов нормирования. При этом все минимально необходимые технические требования к зданиям и сооружениям фактически выводятся из сферы технического регулирования, т.к. доказательная база для данных требований будет формироваться в порядке, не предусмотренном законодательством о техническом регулировании и стандартизации, что также противоречит статье  4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Установление  требований по включению в федеральный реестр нормативных документов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений (далее - Реестр) национальных стандартов и сводов правил, «применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений»(подпункты б) и в) пункта 2 пункта 2 части 3 статьи 2 законопроекта, пункты4 и 5 части 3 статьи 2 законопроекта) содержат коррупциогенную составляющую, т.к. в законопроекте не определены правила и процедуры определения оценки влияния данных документов на безопасность зданий и сооружений.

В законопроекте не даны определения понятиям: «общие характеристики строительных материалов, изделий и конструкций», «правила и общие принципы в отношении строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства…», «характеристики зданий и сооружений", "требования к процессам проектирования (включая изыскания), строительства...", «количественные и качественные показатели свойств прочности и устойчивости….», «количественные и качественные показатели свойств зданий и (или) их характеристик….». В результате они носят юридически неопределенный характер и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, являются коррупциогенными факторами. В действующем техническом регламенте установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (часть 6 статьи 3 технического регламента), в число признаков идентификации зданий и сооружений (статья 4 технического регламента) "характеристики зданий и сооружений" не входят.

Замена широко применяемых на практике документов по стандартизации (сводов правил и национальных стандартов) на новые виды документов (строительные нормы и строительные правила) необоснованна. Это предложение также противоречит международной и европейской практике. «Документы в области стандартизации, применяемые для подтверждения требований технических регламентов, должны разрабатываться в соответствии с Кодексом добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов» (Приложение 3 к Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле). Предлагаемые в законопроекте правила и процедуры разработки и экспертизы строительных норм и строительных правил, правила применения национальных стандартов и сводов правил не соответствуют положениям указанного Кодекса, не обеспечивают необходимый уровень прозрачности и транспарентности, а также участия всех заинтересованных сторон. Также в законопроекте нарушен один из основополагающих принципов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле по "избеганию дублирования или частичного совпадения с деятельностью других органов по стандартизации на национальной территории" (пункт P приложения 3 к Соглашению), т.к. все федеральные органы исполнительной власти получают право разрабатывать нормативные правовые акты, устанавливающие минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (подпункт б) пункта 1 части 3 статьи 1 законопроекта), при этом все процедуры экспертизы документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) будут дублироваться Минстроем России на этапе внесения в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве (пункты10-14 части3 статьи 1 законопроекта).

Международная и европейская практика показывает, что требования по строительству и проектированию, требования к строительным материалам и изделиям, в основном, устанавливаются в международных, европейских и национальных стандартах.

Предлагаемая в законопроекте отмена возможности альтернативного применения документов с различными требованиями (исключение части 3 статьи 6 технического регламента) приведет к ужесточению требований в строительстве и фактическому запрету применения современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства. Это полностью противоречит современной зарубежной практике и действующему законодательству государств-участников ЕАЭС, предусматривающему современный параметрический метод нормирования (доказательная база технических регламентов Республики Беларусь и Республики Казахстан включает документы по стандартизации альтернативного применения, в т.ч. на основе Еврокодов).

Законопроект устанавливает, что применяемые для соблюдения требований безопасности зданий и сооружений строительные нормы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, строительные правила, национальные стандарты, своды правил в сфере строительства подлежат применению со дня их включения в реестр в соответствии с Градостроительным кодексом РФ  (пункт 2 части 3 статьи 1 законопроекта) по результатам экспертизы, проводимой экспертными комиссиями, созданными Минстроем России (пункты 10-14 части 3статьи 1 законопроекта). Применение нормативных документов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, не включенных в реестр нормативных документов не допускается (пункт 16 части 3 статьи 1 законопроекта). Данные предложения еще больше закрепляют предписывающий метод нормирования в строительстве, создают дополнительные административные барьеры и еще больше разделяют российские и зарубежные принципы и подходы нормирования в строительстве. Данное положение распространяется не только на здания и сооружения, но и на строительные материалы, изделия, конструкции и технологии. Включению в Реестр, согласно законопроекту, наряду с документами обязательного применения подлежат все документы по стандартизации, в т.ч. национальные и межгосударственные стандарты, своды правил, уже прошедшие все процедуры разработки, обсуждения и экспертизы, предусмотренные ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 624. Проверка взаимной согласованности и отсутствия противоречий разрабатываемых документов по стандартизации с требованиями других нормативных документов, проводится в соответствии с техническим заданием на разработку на стадии экспертизы этих документов в технических комитетах по стандартизации в соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Таким образом, предлагаемая законопроектом еще одна административная процедура (включение в Реестр в соответствии с порядком, установленным Минстроем России (пункт 6 части 2 статьи 2 законопроекта), не только фактически дублирует процедуры, предусмотренные в указанных нормативных правовых актах, но и будет являться существенным административным барьером для разработчиков документов и их потенциальных потребителей, увеличивая срок вступления документа в действие (все нормативные документы подлежат применению со дня их включения в Реестр), снижая его актуальность. При этом национальные стандарты и своды правил, принятые и действующие в Российской Федерации до дня вступления в силу закона (в случае его принятия), должны будут проходить процедуру включения в Реестр(часть 1 статьи4 законопроекта), что приведет к существенным финансовым затратам промышленности и строительных организаций, работающих по действующим национальным стандартам и сводам правил (СНиП). 

Кроме того, запрет на применение национальных стандартов и сводов правил, принятых в установленном действующим законодательством о стандартизации порядке ограничивает полномочия Росстандарта и других федеральных органов исполнительной власти.

Зависимость применения на добровольной основе документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) и строительных правил от включения сведений о них в Федеральный реестр, вступает в противоречие с нормами федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", в соответствии с которыми право выбора применения на добровольной основе документов по стандартизации лежит на производителе продукции (статья 26 закона).

Требования законопроекта по предмету регулирования национальных стандартов, подлежащих включению в Реестр (пункт 7 части 3 статьи 1 законопроекта), противоречат положениям ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», основополагающим стандартам и установившейся практике их разработки. Формулировка законопроекта «предметом регулирования национальных стандартов… является установление общих характеристик строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, сооружений, а также правила и общие принципы в отношении строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, сооружений носит юридически неопределенный характер и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.

Законопроект противоречит статьям 55.13, 55.15 и 55.20 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (в редакции федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ), в которых установлены функции национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства (СРО) по разработке и утверждению стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также обязанность их соблюдения членами саморегулируемых организаций. Таким образом, законопроект вводит строительные правила добровольного применения, дублирующие стандарты национальных объединений в строительстве, обязательные для проектных и строительных компаний-членов СРО.

Законопроект устанавливает требования, содержащие конфликт интересов, например, национальные стандарты и своды правил, применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений, должны включаться в Реестр в порядке, установленном Минстроем России. При этом Минстрой России возглавляет и ведет технический комитет по стандартизации ТК 465 "Строительство", которые организует разработку и экспертизу данных стандартов в порядке, установленном законодательством о стандартизации, также Минстрой России организует разработку и экспертизу сводов правил в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 624. Таким образом, Минстрой России будет проводить при включении в Реестр повторное рассмотрение документов по стандартизации, разработанных самим министерством.

В соответствии с законопроектом документы, которые отсутствуют в Реестре не должны применяться не только в целях соблюдения технических регламентов, но и при проектировании (включая изыскания) и строительстве. При этом в Реестр допускается включать ограниченный состав нормативных документов (строительные нормы, нормативные правовые акты, строительные правила, своды правил и национальные стандарты) (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта).  Законопроект фактически вводит запрет на применение в проектировании и строительстве документов, не включенных в указанный Реестр. При этом, по определению, в Реестр не будет включен целый ряд документов по стандартизации, предусмотренных действующим законодательством и широко применяемых в области проектирования и строительства. Это относится, прежде всего,  к  стандартам  организаций, в т.ч. обязательным для применения строительными компаниями-членами саморегулируемых организаций; стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, утвержденным  национальными объединениями саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 55.13, часть 1 статьи 55.15 Градостроительного Кодекса РФ),  техническим условиям на строительные материалы и изделия, а также предварительным стандартам. Тем самым законопроект противоречит ФЗ «О техническом регулировании» (статья 13, часть 4 статьи 16.1), ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», «Градостроительному Кодексу Российской Федерации»(часть 2 статьи 55.13, часть 1 статьи 55.15).

Запрет на применение не включенных в Реестр национальных и межгосударственных стандартов, входящих в официальные перечни документов по стандартизации, составляющие утвержденную доказательную базу принятых в ЕАЭС и РФ технических регламентов (пункты2, 19 части 3 статьи 1  и пункт 3 части 2 статьи 2 законопроекта), будет являться существенным техническим барьером в торговле государств-участников ЕАЭС и других стран. Создание такого рода Реестра противоречит Договору ЕАЭС, не имеет аналогов в международной практике и будет ограничивать применение современных прогрессивных стандартов по проектированию и строительству, а также применение современных стандартизованных строительных материалов, изделий и технологий. Кроме того, проведение повторной экспертизы утвержденных федеральными органами исполнительной власти документов по стандартизации потребует дополнительного финансирования на ее проведение и доработку документов по результатам ее проведения.

Предлагаемые законопроектом документы (строительные нормы и строительные правила) не имеют аналогов в России, странах СНГ и в международной практике. Своды правил (СНиПы), прошедшие актуализацию в период 2010-2014г.г. в соответствии с требованиями части 5 статьи 42 технического регламента, содержат, как требования безопасности к зданиям и сооружениям, так и способы расчетов строительных конструкций, являются документами по стандартизации, содержат многочисленные ссылки на другие документы по стандартизации в строительстве (межгосударственные и национальные стандарты, своды правил). Разделение требований к зданиям и сооружениям и требований к процессам проектирования (включая изыскания)и строительства между предлагаемыми законопроектом строительными нормами и правилами приведет к принципиальной переработке всего массива действующих сводов правил, что потребует большого времени и дополнительного существенного бюджетного финансирования.

Введение строительных норм и строительных правил приведет к невозможности применения в Российской Федерации европейских стандартов по проектированию (Еврокодов), т.к. данные стандарты содержат как требования (принципы), так и способы расчетов, и не могут быть разделены на части. При этом не сможет быть выполнено поручение Правительства РФ от 16 июня 2010 г. №ИШ-П9-4012 о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Необходимо отметить, что государства-участники ЕАЭС (Республика Беларусь и Республика Казахстан) ввели в доказательную базу национальных технических регламентов в области строительства для применения на альтернативной основе документы по стандартизации, принятые на базе Еврокодов.

Законопроект исключает применение индивидуально разработанных проектных решений  (часть 3 статьи 1 законопроекта) и специальных технических условий (новая редакция статьи 6 и части 6 статьи 15 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), широко применяемых в строительстве в случае отсутствия (недостаточности) требований в национальных стандартах и сводах правил (части 8 и 9 статьи 6 и часть 6 статьи 15 действующего ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Это приведет к невозможности реализации большого количества инвестиционных проектов в строительстве, для которых отсутствует или недостаточна нормативно-техническая база.

Законопроект содержит конфликт интересов и коррупциогенные факторы, связанные с тем, что один и тот же федеральный орган исполнительной власти (Минстрой России) утверждает строительные нормы обязательного применения, национальные стандарты и строительные правила добровольного применения, формирует и ведет Реестр, устанавливает порядок формирования и ведения Реестра, в т.ч. включения нормативных документов в Реестр, организует разработку и экспертизу национальных стандартов и сводов правил, подлежащих повторной проверке при включении в Реестр, проводит оценку технической пригодности стандартизованных строительных материалов и изделий в случае  отсутствия стандартов в Реестре.

Законопроект содержит существенный коррупциогенный фактор при определении видов национальных стандартов и сводов правил, принятых федеральными органами исполнительной власти, подлежащих включению в Реестр: в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 и пунктом 3 части 2 статьи 2  законопроекта в Реестр должны включаться только национальные стандарты и своды правил, применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений. При этом отсутствует механизм определения таких нормативных документов. На практике это приведет к субъективному определению необходимости включения в Реестр и проблемам применения национальных стандартов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. В результате неопределенности применения данных актов возрастет административная нагрузка на промышленность, проектные и строительные компании.

Проведение экспертизы нормативных документов, обязательных для применения, предусматривает выявление необоснованных расходов бюджетов системы Российской Федерации, хозяйствующих субъектов в связи с принятием проекта документа (пункт 10 части 3 статьи 1 законопроекта). Проведение данной экспертизы в отсутствие методик ее проведения и соответствующих полномочий Минстроя России является существенным административным барьером и носит коррупциогенный характер.

Введение для системообразующей строительной отрасли новых видов нормативно-технических документов, определяющих базовые требования к зданиям и сооружениям, а также к строительным материалам и изделиям, и не входящих в состав документов по стандартизации (в соответствии с ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"), приведет к дублированию и конфликту требований вновь вводимых документов и действующих документов по стандартизации в строительстве (в настоящее время - более 1300 документов, в т.ч. 987 национальных стандартов и 316 сводов правил) и, как следствие, к необоснованным затратам предпринимательских структур по соблюдению и исполнению требований указанных документов. Законопроектом вводится автономная система нормативных документов в строительстве вне национальной системы стандартизации, предусмотренной ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и признанной в международных системах стандартизации (ИСО, МЭК), а также в ВТО.

Принятие законопроекта прямо противоречит пункту 1 Дорожной карты "Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы...", утвержденной поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 30.12.2014 № ДК-П9-9653, на которую ссылаются авторы законопроекта, предусматривающему необходимость обеспечения взаимной согласованности нормативно-методических документов в строительной сфере, а не создание автономной системы технического регулирования и нормирования в строительстве и разрешение на разработку нормативных правовых документов обязательного применения для соблюдения базовых требований безопасности зданий и сооружений всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время на финальной стадии семилетнего периода разработки находится технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».В соответствии со статьей 52 Договора ЕАЭС, подписанного Президентами России, Казахстана и Беларуси 29 мая 2014 года и ратифицированного в России федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ, подтверждение требований технических регламентов осуществляется на основании документов по стандартизации, в перечне которых не предусмотрены ни строительные нормы, ни строительные правила, в том числе на национальном уровне. Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение №9 к указанному Договору) также не предусматривает наличия строительных норм и строительных правил в качестве доказательной базы технических регламентов.

Включение в состав российских нормативных документов в области строительства новых видов документов (строительных норм и строительных правил) противоречит требованиям действующих международных соглашений Российской Федерации в области технического регулирования в ЕАЭС.

Законопроект не учитывает наличие принятых и вступивших в действие технических регламентов ЕАЭС в области безопасности отдельных групп зданий и сооружений (автомобильных дорог (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 №827), инфраструктуры железнодорожного транспорта (решение Комиссии ТС от 15.07.2011 № 710), высокоскоростного железнодорожного транспорта (решение Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 710), а также смежных регламентов в области безопасности машин и оборудования (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 № 823), лифтов (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 № 824), низковольтного оборудования (решение Комиссии ТС от 16.08.2011 № 768), применяемых в зданиях и сооружениях. Данные регламенты предусматривают в соответствии с Договором ЕАЭС применение межгосударственных и национальных стандартов, в т.ч. в области проектирования и строительства. Программы разработки межгосударственных стандартов, составляющих доказательную базу этих технических регламентов, были утверждены Евразийской экономической комиссией, и в настоящее время уже реализованы. Российская Федерация в установленном порядке принимала данные межгосударственные стандарты в качестве национальных стандартов. Для указанных технических регламентов утверждены перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. В соответствии с принятыми регламентами выполнение требований этих стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов. Дополнительное требование по включению этих стандартов в Российский Федеральный реестр нормативных документов в строительстве документами ЕАЭС не предусмотрено.

Законопроект необоснованно ставит соблюдение внутригосударственных процедур (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта) выше международных обязательств Российской Федерации в ЕАЭС, что приведет к нарушению положений договора ЕАЭС и введению технических барьеров в торговле с государствами-членами ЕАЭС.

В законопроекте содержится большое количество внутренних противоречий и несоответствий (например, отсутствует определение «уполномоченного федерального органа исполнительной власти» (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта),  применение на добровольной основе сводов правил обеспечивает соблюдение не технического регламента, а только строительных норм (пункт 5 части 3 статьи 1 законопроекта), предмет регулирования строительных правил необоснованно устанавливает требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям (пункт 5 части 3 статьи 1 законопроекта), предметы регулирования сводов правил (пункт 8 части 3 статьи 1 законопроекта) совпадают с предметом регулирования национальных стандартов (пункт 7 части 3 статьи 1 законопроекта), в главе 2 действующего ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающей базовые требования к зданиям и сооружениям, законопроектом необоснованно (не относится к предмету регулирования данных статей) включены дополнения, устанавливающие предмет регулирования нормативных документов, подлежащих обязательному применению (часть 4 статьи 1 законопроекта); требования к нормативным правовым актам, установленные в части 1 статьи 3 законопроекта противоречат положениям части 3 статьи 1 законопроекта.

Предлагаемый законопроектом Реестр не учитывает созданные и финансируемые за счет государственных средств государственные информационные ресурсы: Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов (статья 44 ФЗ «О техническом регулировании») и Федеральный информационный фонд стандартов (статья 29 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»). Создание нового Реестра, дублирующего указанные фонды повлечет необоснованные затраты государственных средств, дублирование и противоречия в информационных системах.

Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта не содержит целого ряда действующих законодательных актов, подлежащих изменению: ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации", федеральный закон о ратификации Договора ЕАЭС от 03.10.2014 № 279-ФЗ, смежные технические регламенты ЕАЭС (ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, ТР ТС 014/2011)  и РФ (технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870), технический регламент  о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623), технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620), технический регламент  о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).

Кроме того, целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации также потребуют внесения изменений, например, постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил", постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и др.

Переходный период, предлагаемый законопроектом (часть 1 статьи 4 законопроекта) и предусматривающий включение в течение 1 года всего массива нормативно-технических документов в области строительства (более 1300 федеральных документов и более 10 000 документов ведомственного уровня) в Реестр с проведением повторной экспертизы и доработки документов по ее результатам, представляется нереальным и чрезвычайно затратным для госбюджета и предприятий промышленности строительных материалов, проектных и строительных компаний.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту говорит об отсутствии потребности финансовых расходов при его принятии. При этом не учитываются затраты на разработку принципиально новых для Российской Федерации строительных норм и строительных правил, на экспертизу и доработку большого массива применяемых в проектировании и строительстве нормативных правовых актов, сводов правил и национальных стандартов. В том числе стандартов, включенных в доказательную базу технических регламентов ЕАЭС (ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, ТР ТС 014/2011) и РФ (технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870), технический регламент  о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623), технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620), технический регламент  о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).

Законопроект противоречит концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Договора Евразийского Экономического Союза и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, направлен на создание ведомственной системы технического регулирования в строительстве.

Предложения законопроекта полностью противоречат поручениям Президента России В.В. Путина Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года, по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства, в том числе принятию мер по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

Принятие данного законопроекта приведет к существенному увеличению и ужесточению административных барьеров в строительстве, фактическому запрету на применение современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства, а также стандартов организаций в проектировании и строительстве.

Законопроект неоднократно на протяжении последних трех лет направлялся в Правительство РФ (письма Минстроя России от 14.07.2015 исх.№21737-ЮР/08, от 15.12.2015 исх.№ 40838-ХМ/08, от 26.01.2017 исх. № 2114-ММ/08, от 09.06.2017 исх. № 20575-ММ/08 от 20.12.2017 исх. № 47949-ММ/02) и возвращался, т.к. не был согласован заинтересованными ФОИВ, содержал коррупциогенные факторы и требовал концептуальной переработки.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая:
- отрицательные заключения по данному законопроекту 7-ми федеральных органов исполнительной власти (МЧС России (письмо от 16.01.2018 № 43-406-19), Минэнерго России (письма от 26.06.2017 № ИА-6865/13 и от 29.12.2017 № ИА-14760/13), Минпромторг России (письмо от 22.01.2018 № ЕВ-3092/10), Минтранс России (письмо от 15.01.2018 № ЕД-22/301), Минюст России (письмо от 28.12.2017 № 09/164328-ЮЛ), Роспотребнадзор (письмо от 27.06.2017 № 01/8403-17-15), Минэкономразвития России (письмо от 11.01.2018 № 154-АТ/Д26п), письмо Минкомсвязи России о предоставлении ТЭО и ФЭО для Федерального реестра нормативных документов в строительстве (письмо от 10.01.2018 № АВ-П15-101-202), отрицательное заключение ГПУ Президента Российской Федерации (письмо от 23.06.2015 № А6-6096), отрицательные заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (письма от 09.01.2017 № 01-12/05, от 14.02.2017 № 01-15/78, от 21.07.2017 № 01-12/753 и от 11.01.2018 № 01-15/14);
- отрицательные результаты общественного и экспертного обсуждения законопроекта, проведенного в 2015-2017 годах - официальные письма в Правительство РФ и органы власти РСПП, ТПП РФ, ПАО "Газпром", ПАО "Газпромнефть", ПАО "Татнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ПАО АНК «Башнефть», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «НОВАТЭК», НИИСФ РААСН;
- отрицательное заключение от 27.04.2016 экспертной комиссии, созданной приказом Минпромторга России от 28.03.2016 № 888

принятие подготовленного Минстроем России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляется нецелесообразным.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо