ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Хамит Мавлияров от имени Минстроя разослал закон, разрушающий нормативную базу отрасли
03.07.2018

Хамит Мавлияров от имени Минстроя разослал закон, разрушающий нормативную базу отрасли

Замминистра строительства Хамит Мавлияров письмом от 08.06.2018 № 25071-ХМ/08 в очередной раз разослал в министерства, ведомства и отраслевые объединения проект поправок в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, фактически разрушающий действующую нормативную базу строительства.

Как стало известно Агентству новостей «Строительный бизнес», практически все министерства и общественные объединения в очередной раз дали отрицательное заключение на данный законопроект. В ближайшее время ожидается публикация сводного заключения на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.

Напомним, что Минстрой России два последних года упорно старается согласовать поправки в Техрегламент, Градостроительный кодекс и другие связанные с ними законы, в том числе, наделить Минстрой России функциями по установлению нормативными правовыми актами обязательных для применения строительных норм и добровольных для применения строительных правил для всех без исключения министерств и ведомств, которые имеют в своем ведении строительство объектов (МЧС, Минздрав, Минобразования, Минтранс и т.д.).

Законопроект уже неоднократно отклонялся правительством России и всеми министерствами, однако раз в полгода эта история повторяется. Вот и теперь, уже при новом министре строительства Владимире Якушеве его заместитель Хамит Мавлияров, в чьем ведении находится техническое регулирование в строительстве, в очередной раз разослал очередной законопроект.

26 июня  эти поправки обсуждались, в том числе, и на заседании Научно-технического (ученого) совета ОАО «ЦНС», который объединяет ведущих экспертов в области нормотворчества строительной отрасли. Члены НТС констатировали, что:

1. Предлагаемые в законопроекте строительные нормы и строительные правила не предусмотрены действующими перечнями документов по стандартизации, законодательно установленными в Российской Федерации.

2. Замена широко применяемых на практике документов по стандартизации (сводов правил и национальных стандартов) на новые виды документов (строительные нормы и строительные правила) не обоснована. Это предложение также противоречит международной и европейской практике.

3. В законопроекте нарушен один из основополагающих принципов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле по «избеганию дублирования или частичного совпадения с деятельностью других органов по стандартизации на национальной территории», т.к. все процедуры экспертизы документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) будут дублироваться Минстроем России на этапе внесения в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве.

4. Законопроект устанавливает существенные затратные административные барьеры для применения инновационных строительных изделий и материалов, конструкций и технологий (пункт 14 части 3 статьи 1 и подпункт 5 пункта 15 части 3 статьи 1 законопроекта). В отличие от существующего в международной (европейской) практике и действующего в настоящее время в России порядка предлагаемая процедура подтверждения пригодности для применения в строительстве распространяется на стандартизованные строительные материалы, изделия, конструкции и технологии, при условии отсутствия сведений об этих национальных стандартах в Реестре.

5. Запрет на применение не включенных в Реестр национальных и межгосударственных стандартов, входящих в официальные перечни документов по стандартизации, будет являться существенным техническим барьером в торговле государств-участников ЕАЭС и других стран. Создание такого рода Реестра противоречит Договору ЕАЭС, не имеет аналогов в международной практике и будет ограничивать применение современных прогрессивных стандартов по проектированию и строительству, а также применение современных стандартизованных строительных материалов, изделий и технологий.

6. Законопроект содержит конфликт интересов и коррупциогенные факторы, связанные с тем, что один и тот же федеральный орган исполнительной власти (Минстрой России) утверждает строительные нормы обязательного применения, является оператором Реестра, формирует экспертные комиссии по рассмотрению нормативных документов в строительстве, организует разработку и экспертизу национальных стандартов, подлежащих повторной экспертизе при включении в Реестр, проводит оценку технической пригодности стандартизованных строительных материалов и изделий в случае отсутствия стандартов в Реестре.

7. Введение для системообразующей строительной отрасли новых видов нормативно-технических документов, определяющих базовые требования к зданиям и сооружениям, а также к строительным материалам и изделиям, и не входящих в состав документов по стандартизации (в соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»), приведет к дублированию и конфликту требований вновь вводимых документов и действующих документов по стандартизации в строительстве (в настоящее время - более 1300 документов, в т.ч. 987 национальных стандартов и 316 сводов правил) и, как следствие, к необоснованным затратам предпринимательских структур по соблюдению и исполнению требований указанных документов.

8. Минстрой России заявляет об отсутствии потребности финансовых расходов при принятии законопроекта, что не соответствует действительности. Не учитываются затраты на разработку принципиально новых для Российской Федерации строительных норм и строительных правил, на экспертизу и доработку большого массива применяемых в проектировании и строительстве нормативных правовых актов, сводов правил и национальных стандартов.

9. Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС не предусматривает наличия строительных норм и строительных правил в качестве доказательной базы технических регламентов. Включение в состав российских нормативных документов в области строительства новых видов документов (строительных норм и строительных правил) противоречит требованиям действующих международных соглашений Российской Федерации в области технического регулирования в ЕАЭС.

10. Предлагаемый законопроектом Реестр не учитывает созданные и финансируемые за счет государственных средств государственные информационные ресурсы: Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и Федеральный информационный фонд стандартов». Создание нового Реестра, дублирующего указанные фонды, повлечет необоснованные затраты государственных средств, дублирование и противоречия в информационных системах.

11. Предложения законопроекта полностью противоречат поручениям Президента России В.В. Путина Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года, по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства, в том числе принятию мер по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

12. Принятие данного законопроекта приведет к существенному увеличению и ужесточению административных барьеров в строительстве, фактическому запрету на применение современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства, а также стандартов организаций в проектировании и строительстве.

Остается один вопрос: насколько Владимир Якушев осведомлен о том, какие законопроекты рассылаются на согласование от имени его министерства?

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо