ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Задача – отвоевывать отечественный рынок у зарубежных поставщиков дорожной техники
03.06.2018
Машиностроение

Задача – отвоевывать отечественный рынок у зарубежных поставщиков дорожной техники

В финансирование развития дорожного машиностроения в 2018 – 2023 годах планируется вложить 11 млрд руб.

В конце апреля в КВЦ «Патриот» (Московская область) прошел Форум российских производителей строительно-дорожной и специализированной техники ДЕМОСТРОЙ. Организовала форум Ассоциация «Росспецмаш» при поддержке Минпромторга России и Союза машиностроителей.

 

Новые перспективы для машиностроителей

В рамках форума была выполнена большая деловая программа и прошла выставка, в которой приняли участие 32 завода – производителя  строительно-дорожной и спецтехники.

Главным событием форума стало отраслевое совещание по вопросам развития отечественного производства специализированной техники, которое провели министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин. В своем выступлении Денис Мантуров коротко рассказал о мерах поддержки, которые предпринимаются для возрождения отечественного машиностроения, в том числе дорожно-строительного.

Несколько лет назад Денис Мантуров проводил подобное совещание в 75-м павильоне ВДНХ. Тогда российские машиностроители, собравшиеся в зале, выступали с критикой, что поддержка отрасли идет только на словах, на что министр ответил, что, мол, дайте возродить оборонное машиностроение, дойдет очередь и до вас. Видимо, это время на подходе, и не случайно было выбрано место проведения форума – Конгрессно-выставочный центр «Патриот», созданный три года назад. Так что возрождение отечественного машиностроения будет проходить и в рамках конверсионных программ.

В своем оптимистичном выступлении Денис Мантуров сообщил, что стало реальным для предприятий получить субсидии под НИОКР и выпуск более высокотехнологичной техники, при такой поддержке уже выпущено около 5 тысяч единиц различных машин. Снижаются проценты при кредитовании, в ближайшее время кредиты будут предоставляться под 5% годовых. Минпромторг берет ориентир не только на удовлетворение потребностей собственного рынка, но и на экспорт российской техники в другие страны мира.

Министр также сообщил, что разрабатывается проект Стратегии развития строительно-дорожного машиностроения до 2030 года, которая до конца года должна быть представлена на рассмотрение в Правительство.

Игорь Левитин в своем выступлении также подчеркнул, что у отечественных производителей строительно-дорожной техники открываются большие перспективы. В своем послании Федеральному Собранию 1 марта нынешнего года Президент Владимир Путин заявил, что в ближайшее время в России особое внимание будет уделяться совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры. Это направление становится приоритетом в развитии экономики страны. Чтобы выполнить эту задачу, в ближайшие годы будет резко увеличено финансирование дорожно-строительной отрасли: если в 2012 – 2017 годах в нее было вложено 6,4 млрд руб., то в 2018 – 2023 годах планируется вложить 11 млрд руб., в том числе в развитие дорожной техники. Акцент сместится на развитие региональной дорожной сети, тогда как многие  годы в центре внимания были дороги федерального значения. Протяженность федеральных трасс составляет около 52 тыс. км, в то время как остальных дорог – в десять раз больше.

 

Отрасли нужен протекционизм

Позицию самих производителей выразил Константин Бабкин – президент Ассоциации «Росспецмаш», президент промышленного союза «Новое Содружество».  По его словам, 200 российских предприятий, выпускающих дорожно-строительную технику, обеспечивают в среднем около 30 % рынка, причем в последние годы эта цифра постепенно растет. Однако в разных сегментах этот процент очень сильно разнится. Например, отечественные краны занимают более 70% рынка, а дорожные катки – 13%, есть и такие сферы, где отечественная техника совсем не выпускается, как правило, это сложная высокотехнологичная техника. Такие диспропорции надо постепенно выравнивать, отвоевывая ниши на отечественном рынке у иностранных поставщиков. Кроме того, надо развивать у себя производство отечественных компонентов, а не создавать рабочие места в других странах.

В разрабатываемой Стратегии развития отрасли заложено постепенное увеличение доли отечественного продукта на внутреннем рынке: к 2021 году она должна составлять 58%,  к 2025 году – 70%, к 2030 году  – 80%.

Константин Бабкин обратился к чиновникам с просьбой усилить протекционистскую политику государства в отношении отечественного машиностроения. По-прежнему перед отраслью стоят проблемы дорогих кредитов, высоких ставок на электроэнергию, роста налогов. Надо прекратить лоббировать ввоз зарубежной техники, навести порядок в применении лизинга, который при современном положении становится лазейкой  для приобретения зарубежной техники, хотя существует запрет на использование зарубежной техники, когда строительство ведется на бюджетные средства.

Также президент ассоциации обратился к коллегам с таким предостережением. В резком росте финансирования дорожно-строительной отрасли таится определенная опасность. За несколько лет проблема совершенствования дорожной сети, так или иначе, будет решена, и финансирование пойдет на спад. Строительные компании, которые, пользуясь моментом, «нахватают» техники, потом окажутся перед проблемой – куда эту технику девать. Также и машиностроительные компании столкнутся со спадом спроса. Поэтому машиностроительное сообщество – за плавное увеличение объемов работ, тогда и спад пойдет медленнее и менее болезненно скажется на отрасли.

Комментируя выступления, Денис Мантуров подчеркнул, что Минпромторг в условиях санкций начал создавать межведомственные группы, которые брали под контроль решение возникающих отраслевых проблем, например, когда начались перебои с поставками нефтегазового оборудования из-за рубежа. Затем хороший эффект получили при создании производств по выпуску электросилового оборудования.

Также надо собрать экспертную группу из специалистов разных отраслей, которая изучит потребности в дорожно-строительной технике, в каких отраслях она востребована, например, при строительстве аэродромов, проанализирует слабые места. Как уже говорилось, в России не выпускается целый ряд сложной техники, эти сегменты надо осваивать, в том числе создавая совместные производства с иностранными компаниями.

Многие выступающие на совещании говорили о том, что российским машиностроителям нужно активнее выходить на  зарубежные рынки. Самый верный путь изучить рынок страны – участие в профильных выставках. Интерес к предложениям возрождающегося российского машиностроения уже проявляет ряд стран. Так, в работе форума приняли участие делегации Анголы, Шри-Ланки и Румынии. В ближайшее время российская делегация собирается в Монголию. Минпромторг разработал программу по участию в выставках тех стран, которые могут быть заинтересованы в поставках российской техники. В отделе строительно-дорожной и коммунальной техники Минпромторга России назначены специалисты, которые отвечают за изучение возможностей экспорта в страны СНГ, Океании, Азии, США, Латинской Америки, Африки, Европы.

 

Выставка: участвовать, чтобы быть услышанными

Конечно, чуть более 30 компаний – это немного для выставки такой тематики. Но, по мнению министра, это объясняется тем, что форум проходил в первый раз, на непривычной площадке, а когда он будет проводиться здесь на постоянной основе, интерес к нему будет расти. В этом году к участию пригласили только отечественные компании, в следующем году надо привлечь и иностранных производителей. Кроме того, не менее важную роль должна играть деловая программа. К плюсам КВЦ «Патриот» можно отнести и его территориальные возможности, которые позволили создать здесь демонстрационную площадку, на которой  можно было увидеть образцы новой техники в деле.

К сожалению, в этот раз посетителей-профессионалов было немного. Как выразился представитель одного из заводов, участие в Демострое стало скорее «политической акцией» – то есть нужно было показать близость к министерству, разобраться, в каких акциях можно участвовать, какими возможностями можно воспользоваться. И, конечно, появляется надежда быть услышанными. Сегодня разработать новый образец техники стоит от одного до четырех миллионов долларов, а еще и надо найти нишу для ее сбыта. Без поддержки государства предприятиям трудно решиться на такие вложения, поэтому надо понять, насколько реальны звучащие обещания…  

 

Татьяна ШАВИНА

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо