ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
ФАС представила анализ рынка нерудных строительных материалов в России
13.04.2018

ФАС представила анализ рынка нерудных строительных материалов в России

Необходимость изучения состояния конкуренции на рынке нерудных материалов обусловлена, в первую очередь, тем, что он является одним из важнейших базовых рынков строительных материалов.

Рынок обеспечивает потребности целого ряда отраслей промышленности и строительства: производство товарного бетона, железобетонных изделий, асфальтобетона, жилищное строительство, строительство нежилых и инфраструктурных объектов.

По причине высоких транспортных расходов на перемещение НСМ от продавца к покупателю и значительной протяженностью территории России рынки щебня, песка, гравия и песчано-гравийной смеси носят региональный и межрегиональный характер.

Поэтому рынки в основном являются высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих значительные рыночные доли. Исключение составляют регионы с высоким уровнем потребления или граничащих с субъектами, в которых предложение превышает спрос.

Кроме того, рынки НСМ характеризуются значительными барьерами, в том числе административными: значительные сроки на получение разрешительных документов и отсутствие действенного механизма конкурсного получения лицензий.

Главными барьерами для расширения межрегиональной торговли является высокая доля транспортных затрат и дефицит вагонов для отгрузки продукции. Также к основным проблемам развития конкуренции на этих рынках можно отнести ограниченность ресурсов.

По результатам оценки состояния конкуренции и в целях развития рынков нерудных строительных материалов ФАС России предлагает ряд мер, более подробно с которыми, как и с полным перечнем барьеров, можно ознакомиться в Аналитическом отчете. (https://fas.gov.ru/documents/622519)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА ТОВАРНЫЙ РЫНОК

Возможность доступа на рынок нерудных строительных материалов ограничена ввиду наличия барьеров входа на рынок. Основными барьерами входа на рынки песка, щебня и ПГС являются:

1. Барьер капитальных затрат и первоначальных инвестиций. Для начала деятельности нового хозяйствующего субъекта потребуется значительный размер первоначального капитала при длительных сроках окупаемости этих вложений из-за сравнительно невысоких цен на нерудные строительные материалы.

2. Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

3. Ограниченность ресурсов.Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений.

4. Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов, перед потенциальными участниками рынка, в частности из-за наличия долгосрочных договоров с потребителями.

5. Транспортные ограничения. Как отмечалось выше, транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок и затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов

6.  Административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения.На оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий. 

7. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов крупных групп лиц, производственные мощности которых расположены в одном субъекте Российской Федерации и (или) близлежащих. Консолидация создает преимущества для участников групп лиц по сравнению с другими потенциальными участниками рынка за счет снижения логистических затрат, в том числе путем поставки нерудных строительных материалов с ближайшего к покупателю карьера.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынки нерудных строительных материалов, позволяют сделать следующие выводы.

1. Рынки нерудных строительных материалов преимущественно относятся к высококонцентрированным, за исключением регионов с высоким уровнем потребления, и (или) граничащих с субъектами Российской Федерации, в которых уровень предложения превышает уровень спроса.

2. Рынки нерудных строительных материалов характеризуются наличием административных барьеров, связанных с продолжительной процедурой получения лицензии, и значительных экономических барьеровв виде капитальных инвестиций, в том числе в геолого-разведочные работы, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.

3. Не все хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие лицензии на освоение и разработку месторождений нерудных строительных материалов, осуществляют производственную деятельность, в виду отсутствия необходимого объема инвестиций для полноценного освоения месторождения, в том числе создания необходимой инфраструктуры.

4. Сравнительный анализ хозяйственной деятельности независимых предприятий и хозяйствующих субъектов, входящих в вертикально-интегрированные структуры, использующие нерудные строительные материалы как для последующей реализации, так и для производства продукции  следующего предела, показал отсутствие преимуществ от эффекта масштаба производства у последних, в частности отсутствие низкого уровня издержек.

5. Наличие  рынков с неразвитой конкуренцией, обуславливается проблемой неиспользования лицензиатами источников НСМ и неосуществления производства (добычи) нерудных строительных материалов, при наличии лицензии.

6. Наибольшее влияние на финансово-хозяйтсвенную деятельность участников рынков нерудных строительных материалов оказывает фактор сезонности спроса. Основной объем реализации нерудных строительных материалов приходится на период с марта по сентябрь календарного года, «пик» строительного сезона. Практика функционирования рынка в условиях сезонности создает угрозу для снижения прибыльности участников рынка.

Дополнительно, в рамках  анализа состояния конкуренции на рынках нерудных строительных материалов ФАС России проведено опрос участников рынка о проблемах, ограничивающих конкуренцию.

Большинство участников рынков наибольшей проблемой, препятствующей их деятельности и дальнейшему развитию,считаю дефицит вагонов для отгрузки продукции.

Связано это с тем, что нерудные строительные материалы относятся к 1 классу грузов наряду с такими товарами как например уголь, железная руда и т.п. Учитывая низкую стоимость НСМ по отношению к иным товарам, предоставление вагонов под перевозки нерудных строительных материалов осуществляется крупными операторами по «остаточному принципу», т.е. по фактическому наличию вагонов после обеспечения грузоотправителей более высокодоходных перевозок.

В целях развития рынков нерудных строительных материалов на территории Российской Федерации в первую очередь необходимо:

1. Обеспечить конкурентные условия доступа к недрам общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе путем разработки четких критериев отбора недропользователей в зависимости от видов пользования недрами, а также исчерпывающего перечня предъявляемых претендентами документов и информации;

2. Реализовать распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 329-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды» в части:

• установления ограничений для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка НСМ (более 35%) по участию в аукционах на участки недр ОПИ;

• проведения аукционов на право пользование участками недр местного значения исключительно в электронной форме.

1. Совершенствование тарифного регулирования на перевозку нерудных строительных материалов.

2.  С целью исключения несанкционированной добычи нерудных строительных материалов субъектам федерации проработать совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» вопрос внедрения в процессы надзорной деятельности за недропользованием применение российских данных и космических технологий группировки дистанционного зондирования Земли, в рамках реализации проекта Госкорпорации «Роскосмос» «Цифровая Земля».

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо