ФАС представила анализ рынка нерудных строительных материалов в России
Рынок обеспечивает потребности целого ряда отраслей промышленности и строительства: производство товарного бетона, железобетонных изделий, асфальтобетона, жилищное строительство, строительство нежилых и инфраструктурных объектов.
По причине высоких транспортных расходов на перемещение НСМ от продавца к покупателю и значительной протяженностью территории России рынки щебня, песка, гравия и песчано-гравийной смеси носят региональный и межрегиональный характер.
Поэтому рынки в основном являются высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих значительные рыночные доли. Исключение составляют регионы с высоким уровнем потребления или граничащих с субъектами, в которых предложение превышает спрос.
Кроме того, рынки НСМ характеризуются значительными барьерами, в том числе административными: значительные сроки на получение разрешительных документов и отсутствие действенного механизма конкурсного получения лицензий.
Главными барьерами для расширения межрегиональной торговли является высокая доля транспортных затрат и дефицит вагонов для отгрузки продукции. Также к основным проблемам развития конкуренции на этих рынках можно отнести ограниченность ресурсов.
По результатам оценки состояния конкуренции и в целях развития рынков нерудных строительных материалов ФАС России предлагает ряд мер, более подробно с которыми, как и с полным перечнем барьеров, можно ознакомиться в Аналитическом отчете. (https://fas.gov.ru/documents/622519)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА ТОВАРНЫЙ РЫНОК
Возможность доступа на рынок нерудных строительных материалов ограничена ввиду наличия барьеров входа на рынок. Основными барьерами входа на рынки песка, щебня и ПГС являются:
1. Барьер капитальных затрат и первоначальных инвестиций. Для начала деятельности нового хозяйствующего субъекта потребуется значительный размер первоначального капитала при длительных сроках окупаемости этих вложений из-за сравнительно невысоких цен на нерудные строительные материалы.
2. Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.
3. Ограниченность ресурсов.Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений.
4. Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов, перед потенциальными участниками рынка, в частности из-за наличия долгосрочных договоров с потребителями.
5. Транспортные ограничения. Как отмечалось выше, транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок и затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов
6. Административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения.На оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий.
7. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов крупных групп лиц, производственные мощности которых расположены в одном субъекте Российской Федерации и (или) близлежащих. Консолидация создает преимущества для участников групп лиц по сравнению с другими потенциальными участниками рынка за счет снижения логистических затрат, в том числе путем поставки нерудных строительных материалов с ближайшего к покупателю карьера.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынки нерудных строительных материалов, позволяют сделать следующие выводы.
1. Рынки нерудных строительных материалов преимущественно относятся к высококонцентрированным, за исключением регионов с высоким уровнем потребления, и (или) граничащих с субъектами Российской Федерации, в которых уровень предложения превышает уровень спроса.
2. Рынки нерудных строительных материалов характеризуются наличием административных барьеров, связанных с продолжительной процедурой получения лицензии, и значительных экономических барьеровв виде капитальных инвестиций, в том числе в геолого-разведочные работы, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.
3. Не все хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие лицензии на освоение и разработку месторождений нерудных строительных материалов, осуществляют производственную деятельность, в виду отсутствия необходимого объема инвестиций для полноценного освоения месторождения, в том числе создания необходимой инфраструктуры.
4. Сравнительный анализ хозяйственной деятельности независимых предприятий и хозяйствующих субъектов, входящих в вертикально-интегрированные структуры, использующие нерудные строительные материалы как для последующей реализации, так и для производства продукции следующего предела, показал отсутствие преимуществ от эффекта масштаба производства у последних, в частности отсутствие низкого уровня издержек.
5. Наличие рынков с неразвитой конкуренцией, обуславливается проблемой неиспользования лицензиатами источников НСМ и неосуществления производства (добычи) нерудных строительных материалов, при наличии лицензии.
6. Наибольшее влияние на финансово-хозяйтсвенную деятельность участников рынков нерудных строительных материалов оказывает фактор сезонности спроса. Основной объем реализации нерудных строительных материалов приходится на период с марта по сентябрь календарного года, «пик» строительного сезона. Практика функционирования рынка в условиях сезонности создает угрозу для снижения прибыльности участников рынка.
Дополнительно, в рамках анализа состояния конкуренции на рынках нерудных строительных материалов ФАС России проведено опрос участников рынка о проблемах, ограничивающих конкуренцию.
Большинство участников рынков наибольшей проблемой, препятствующей их деятельности и дальнейшему развитию,считаю дефицит вагонов для отгрузки продукции.
Связано это с тем, что нерудные строительные материалы относятся к 1 классу грузов наряду с такими товарами как например уголь, железная руда и т.п. Учитывая низкую стоимость НСМ по отношению к иным товарам, предоставление вагонов под перевозки нерудных строительных материалов осуществляется крупными операторами по «остаточному принципу», т.е. по фактическому наличию вагонов после обеспечения грузоотправителей более высокодоходных перевозок.
В целях развития рынков нерудных строительных материалов на территории Российской Федерации в первую очередь необходимо:
1. Обеспечить конкурентные условия доступа к недрам общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе путем разработки четких критериев отбора недропользователей в зависимости от видов пользования недрами, а также исчерпывающего перечня предъявляемых претендентами документов и информации;
2. Реализовать распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 329-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды» в части:
• установления ограничений для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка НСМ (более 35%) по участию в аукционах на участки недр ОПИ;
• проведения аукционов на право пользование участками недр местного значения исключительно в электронной форме.
1. Совершенствование тарифного регулирования на перевозку нерудных строительных материалов.
2. С целью исключения несанкционированной добычи нерудных строительных материалов субъектам федерации проработать совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» вопрос внедрения в процессы надзорной деятельности за недропользованием применение российских данных и космических технологий группировки дистанционного зондирования Земли, в рамках реализации проекта Госкорпорации «Роскосмос» «Цифровая Земля».