ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Отечественные <br />
строительные материалы»: <br />
робкие шаги инноваций
17.02.2018
Выставки

«Отечественные
строительные материалы»:
робкие шаги инноваций

Выставка ОСМ-2018 продемонстрировала стройматериалы будущего

…Но посетители устремлялись к кирпичам

В выставке «Отечественные строительные материалы» приняли участие 130 компаний (как и год назад) из 19 стран. Пятая часть из них приехала впервые. Как сказали организаторы, компания «Евроэкспо», они довольны, что каждый год в выставку вливается свежая кровь.

20 компаний участвовали заочно. Они не имели стендов, но их специалисты находились в зале и могли раздавать буклеты, рассказывать о своей продукции. Такая форма сотрудничества существует давно и себя оправдывает, считает менеджер «Евроэкспо» Елена Золотарева. При финансовых затруднениях компании получают возможность представить себя за более скромные деньги.

ОСМ-2018 посетили свыше 15 000 человек — больше гостей было только 12 лет назад. Ни одна экспозиция не осталась без внимания. Хотя многие менеджеры компаний уточняли, что их атаковали дилеры, а они бы предпочли иметь дело со специалистами, которые непосредственно работают с их продукцией.

Королем выставки, как всегда, оставался керамический кирпич. Организаторов ранее упрекали за чрезмерную, как казалось многим, приверженность к керамике. Но нынче обвинять их в этом будет лишним: полтора зала из пяти занимали и другие экспонаты. Сухие смеси, газобетонные блоки, навесные фасады, керамзит, стеновые панели, слоистый пластик, декоративная плитка из гипса, различные гели и лаки — такого широкого ассортимента товаров на ОСМ не видели давно. Был представлен большой набор противопожарных изделий — от огнестойкой монтажной пены до огнестойких панелей. И даже добавки к бетону, изготовленные из золы бурого угля.

Для гостей выставки было подготовлено развлечение. Изящные девушки в сетчатых колготках и стройные юноши в спортивных трусах демонстрировали гимнастические упражнения. Но посетители, мельком взглянув на них, устремлялись к кирпичам.

 

Керамика: мода на качество и серый цвет

Разнообразие представленного в Экспоцентре керамического кирпича вызвало радость за строителей. Какой у них выбор! На стендах лежали изделия каких угодно видов, размеров и цветов.

Костяк участников составляли те, кого мы видели в прошлом и позапрошлом годах — Гжельский и Голицинский заводы из Подмосковья, Норский из Ярославля, Новоорская керамика из Оренбургской области, Воротынский и компания «TEREX» из Калужской, «Пятый элемент» из Калининграда… Вышневолоцкий кирпичный завод (Тверская обл.) и «Клинкер Клим» (Костромская обл.) использовали выставку как площадку для анонсирования своей новой продукции. Показали изделия, которые будут производить на вновь установленном оборудовании.

Заводам впору было посочувствовать — конкуренция среди них велика. Производители привлекают покупателей гибкой ценовой политикой — устраивают сезонные распродажи, дают скидки при больших объемах покупки и т.д. Удивить новым товаром, похоже, труднее. Придумает что-то оригинальное одно предприятие, через короткое время то же самое начинают делать другие.

По наблюдениям Алексея Бабердина, финансового директора компании «BRAER» из Тульской области, все большее число заводов стремятся организовать производство клинкера. И это объяснимо. Клинкер имеет ряд преимуществ перед традиционным кирпичом. В частности, он заметно устойчивее к кислоте, влаге. (Кирпич вбирает от 8% до 14% воды от своего веса, клинкер — 3 - 4%). Если обычный кирпич может выдерживать 75-100 циклов замораживания-размораживания (фактически зим), то клинкер — 200.

Специального оборудования для его изготовления не требуется. А вот глина подходит не всякая, только тугоплавкая. Иногда ее приходится завозить издалека. Понятно, стоит клинкер дороже кирпича — в полтора - два раза. И это становится препятствием для его интенсивного распространения. По мнению Алексея Бабердина, в ближайшее время клинкер не превысит 5 % в общем объеме производимого в стране кирпича. Тем не менее, если смотреть на опыт Европы, в будущем клинкер станет преобладать.

— И еще я заметил, что заводы все чаще используют ангобирование, — продолжил Алексей. — Ангобирование — это нанесение красителя на основе жидкой глины на поверхность кирпича с последующим его обжигом. Краситель может быть любой, по желанию заказчика. Эта технология позволяет получать уникальные, никогда не повторяющиеся партии изделий. Получающаяся после обжига керамическая поверхность не выцветает, как обычная краска, не царапается, не откалывается при эксплуатации и сохраняется весь жизненный цикл кирпича.

Кстати, как говорили представители заводов, на цвет кирпича тоже существует мода. Сейчас растет популярность серого.

 

Старина нынче в тренде

Еще один тренд последних лет — мода на кирпич «под старину». Выглядит он как дореволюционный, со следами времени, что людям очень нравится.

Посетители (в том числе молодежь) с восторгом рассматривали изделия, выставленные на стендах Богандинского завода (Тюменская обл.) и ООО «ОСТКЛИНКЕР» (Мордовия). Оба предприятия позиционируют кирпич ручной формовки. Но наши прадеды и в самом деле обходились без механизации и автоматизации. А сейчас?

Как рассказали менеджеры Богандинского завода, оборудование можно настроить так, что оно стилизует кирпич «под старину». В том, чтобы сегодня кто-то работал по методу прадедов, тюменские специалисты очень сомневаются. Богандинский кирпич покупают для реставрации исторических зданий. А состоятельные заказчики из Москвы, Санкт-Петербурга, южных районов России приобретают его для строительства частных коттеджей.

«ОСТКЛИНКЕР» к серийному выпуску приступает со второго полугодия. Производство организовано на базе старого завода. Будут ли там стилизовать кирпич или впрямь задействуют технологии прошлых лет? Менеджеры раскрывать секрет не захотели.

 

Белый камень: смена приоритетов

Присутствующих в Экспоцентре производителей силикатного кирпича можно было пересчитать по пальцам одной руки. И то не все пальцы были задействованы.

В прежние времена силикатную промышленность широко представляли предприятия — члены Ассоциации производителей силикатных изделий (АПСИ). На ОСМ-2016 их было 22. На ОСМ-2017 — два.

— А нынче они доверили представить себя нам, — сообщил исполнительный директор Ассоциации Андрей Сомов. Проще говоря, у силикатных заводов нет денег на участие в выставке. Даже заочное.

Удивляться нечему. Как свидетельствует официальное издание АПСИ «Белый камень», производство силикатного кирпича снижается третий год. Он стал лидером по темпам сокращения производства среди стеновых материалов.

В ассортименте силикатной продукции меняются приоритеты, говорят сами производители. У строителей все большей популярностью пользуются газосиликатные блоки и перегородочные плиты (газосиликат еще называют ячеистым бетоном). Наиболее инициативные руководители уже организовали их выпуск.

Блоки позволяют делать стену здания однослойной, поскольку в отличие от полнотелого кирпича их не надо утеплять, объяснили на стенде Ярославского ООО «ЭКО» (лидер по производству блоков). Материалов в итоге расходуется меньше, строительство обходится примерно вдвое дешевле. Особенно охотно их используют при возведении многоэтажных домов. Служат блочные стены дольше кирпичных.

— А перегородки из газосиликата прочнее традиционных гипсовых (например, полку на стену можно вешать без опаски), и при этом дешевле процентов на 20, —добавил Сергей Минчук, заместитель директора по маркетингу Борского силикатного завода. — У нас есть два подразделения: одно по производству кирпича, другое — газосиликатных блоков. И мы можем сравнивать их работу. За четыре года спрос на кирпич упал на 12 %, а на блоки возрос на 5 %.

Но совсем от силикатного кирпича в России никогда не откажутся. Даже более дорогой, окрашенный, он стоит намного меньше керамического

 

Композиты: первые успехи

Из всего многообразия других экспонатов хочется отметить стеклокомпозитную арматуру и базальтовые сетки. Они относятся к материалам нового поколения.

Стеклокомпозитную арматуру имеет смысл использоваться вместо стальной при строительстве зданий. Она более прочная, более устойчива к коррозии и т.д. На выставке была представлена продукция филиала АО «СТЕКЛОНиТ» (Тверь), который выпускает ее всего второй год. Андрей Борисов, один из ведущих менеджеров предприятия, сказал, что сейчас собираются данные о востребованности материала.

Базальтовые сетки изготавливает ООО «Рекстром-К» (Кимры). При кладке кирпича они заменяют сетки металлические, перед которыми имеют массу преимуществ. В итоге укрепляют кладку и увеличивают срок ее службы.

Заметим, композитные материалы приживаются в отечественном строительстве медленно. Да и производится их для России недостаточно. Особенно базальтовых. Тем ценнее выглядит инициатива названных предприятий.

В рамках ОСМ прошла также 5-я выставка «Керамбриктех», где было представлено оборудования для строительства и производства строительных материалов. В основном импортное.

Справедливости ради скажем, россияне тоже кое-что показали. К примеру, завод «Техприбор» из Щекино привез автоматическую линию «Скарабей». Она убирает строительный мусор и даже, говорят, сама его гранулирует. Компания «Томские фильеры» представили формообразующую оснастку для производства керамического кирпича. Как сказал директор компании Константин Марков, в конструкции фильер использована корундовая керамика, что делает их более износостойкими.

Все это в жизни необходимо. Но высокотехнологичным оборудованием мы похвалиться по-прежнему не можем.

 

А наука помахала ручкой

Прошлогодний отчет с выставки мы закончили вопросом «Вернутся ли на выставку научные экспозиции?» Когда-то они были неотъемлемой частью этого мероприятия. Потом научные и проектные институты сочли, что оно слишком дорогое. Но в прошлом году несколько таких организаций на выставке появились. Казалось, здравый смысл возобладал, и наука решила возобновить свое присутствие здесь.

Однако на ОСМ-2018 удалось найти только директора НИИ керамики Владимира Езерского. Его приютил на своем стенде один из заводов. Впрочем, говорят, и масштабные исследования по стройматериалам давно не проводятся.

Тем не менее, в ходе деловой программы, сопровождавшей выставку, прозвучало заявление о том, что сейчас крупнейшие участники отрасли создают научно-исследовательский институт по промышленности строительных материалов.

Так что надежда на научную поддержку отрасли появилась…

 

Елена БАБАК

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо