ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Строительная наука: как совместить погоню за «хлебом насущным» и творчество?
17.09.2017
Наука и образование

Строительная наука: как совместить погоню за «хлебом насущным» и творчество?

Если речь идет о настоящих Ученых, то из науки не уходят, даже ради «хлеба насущного»

Сегодня строительная наука находится в непростом положении, резко сократилось число официально регистрируемых открытий и изобретений. Однако не перевелись еще ученые, которым удается двигать ее вперед. Один из них – Игорь Клейменов, изобретатель, эксперт в области противопожарной безопасности Ассоциации производителей  продукции пожарно-технического назначения «Союз-01», участник разработки ряда нормативных документов:

– Игорь Анатольевич, у вас на столе лежит только что отпечатанный новый ГОСТ, одним из авторов которого вы являетесь. Какова его история?

– Это ГОСТ Р 57471-2017 «Конструкции взрывозащитные металлические. Общие технические требования и методы испытаний», утвержденный Росстандартом 23 мая этого года. Работа над документом заняла несколько лет. Сначала мы его около двух лет писали,  потом его долго обсуждали в ТК 391 и утверждали в Росстандарте. Это первый в России нормативный документ, который регламентирует требования к металлическим заполнениям проемов в защитных строительных преградах по параметру «взрывозащита». А появился он в результате Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

До выхода этого стандарта сертификация металлических взрывозащитных дверей, ворот, люков проводилась по  разобщенным методикам, разработанным в недрах силовых структур на соответствие техническим условиям предприятий-изготовителей, что приводило к бесконечным путаницам и нестыковкам. Заказчикам строительных объектов было очень сложно определиться в требованиях, предъявляемых к данному виду взрывозащитных конструкций.  С принятием ГОСТа все стало на свои места. Появились единые требования к взрывозащитным конструкциям общегражданского (если можно так сказать) назначения, методам их испытаний и установления их соответствия классам и категориям защиты.   

На требования нового ГОСТа в первую очередь должны обращать внимание при проектировании социально значимых объектов, где происходят скопления большого количества людей.  Это, прежде всего, детские учреждения – школы и детские сады, объекты спорта и здравоохранения, торговые и развлекательные комплексы.

Борьба с терроризмом – это очень сложная и многогранная проблема, и коллектив авторов постарался  внести свой вклад в ее решение.

 

– Вы - автор целого ряда изобретений. Многие ученые, особенно те, кто ушел из науки, считают, что она сегодня плохо кормит, приходится в большей степени думать о хлебе насущном, да и патент получить сложно и хлопотно.

– На мой взгляд, если речь идет о настоящих Ученых, то из науки не уходят, даже ради «хлеба насущного». Наука – это состояние ума. Даже если человек ушел из НИИ, он очень быстро находит себе занятия, так или иначе связанные с наукой и приносящие заработки.

Однако в целом согласен – проблема существует. Что касается меня, то в жизни мне очень повезло, прежде всего, с учителями и со школой, в широком понимании этого слова. Будучи еще молодым специалистом, я попал в один из проектов Министерства среднего машиностроения. Нас отобрали человек 20 и в течение двух лет готовили по программе Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной гениальным советским изобретателем Генрихом Альтшуллером. Работали три раза в неделю по четыре часа с регулярными двухнедельными выездными сессиями. Кроме того, в программу обучения входила патентно-лицензионная работа, изучение законодательства в изобретательской сфере, программы Развитие творческого воображения (РТВ) и психо-физиологическая активация (ПФА) и т.д. 

В общем, готовили отдельных специалистов и «творческие бригады», способные решать любые технические задачи в любых областях на уровне изобретений.  Школа была серьезная. Достаточно сказать, что широко применяемые в современной практике поиски новых решений, такие методики,  как «мозговой штурм, мозговые атака или осада», в программе обучения уже на тот момент являлись далеко не самыми передовыми. Думаю, что и сегодня молодым ученым  был бы полезен такой опыт, тогда и погоню за «хлебом насущным» было бы легче и приятней совмещать с творчеством.

 

– Выступая на семинаре в рамках выставки «Мир стекла-2017», вы рассказали о своем изобретении, связанном с созданием противопожарных светопрозрачных конструкций на основе любых металлических профильных систем. В чем суть изобретения?

– На семинаре нами было представлено одно из технических решений, позволяющее на основе любых типов стальных, в том числе алюминиевых профильных систем, создавать  светопрозрачные  конструкции огнестойкостью до EIW90. Суть изобретения заключается в наполнении внутренних полостей профилей гранулированным двухкомпонентным заполнителем, получившего название Profiling Heat Stop – PF HS, отличительной особенностью которого является то, что он содержит в 2,5 – 3 раза больше химически связанной воды, чем общеизвестные аналоги. При нагреве конструкций до температуры свыше 100 градусов по Цельсию химически связанная вода высвобождается из гранул заполнителя, охлаждая каркас конструкции.

Как-то один из заказчиков этого материала присутствовал при проведении огневых сертификационных испытаний и удивился: «Ваши конструкции как будто плачут». Вот эти «слезы» и не дают металлу расплавиться. Пределы огнестойкости таких конструкций от EIW15 до EIW90, в зависимости от типов используемых профильных систем. Это значит, что у людей, попавших в беду, будет значительно больше шансов выжить. Технология  применения заполнителя элементарна. Она не требует ни переоснащения производства, ни большого количества дополнительных площадей, ни высокой квалификации исполнителей. Легко встраивается в процесс изготовления стандартных металлических каркасных конструкций и, главное, не требует дополнительных капиталовложений.  Берется фрагмент каркасной конструкции, в него засыпаются гранулы и проливаются связующим на основе жидкого стекла – все делается быстро, просто и, главное, надежно и недорого. В арсенале нашей инжиниринговой компании есть еще много технических решений, направленных на повышение надежности и долговечности защитных строительных конструкций при невысокой стоимости их реализации.

       

– А вот такой вопрос: почему противопожарные окна и двери должны устанавливать только на объектах массового скопления людей, почему их не устанавливают в жилье, где также нередко возникают пожары? Это намного дороже, чем обычные конструкции?

– Где и какие защитные конструкции устанавливать, жестко регламентируется нормативными документами  Российской Федерации в области пожарной безопасности, в частности Федеральным законом  № 123-ФЗ. Жилье не относится к этой категории. Но вы можете сами установить такие окна и двери в своей квартире.

Что касается цен, то качественно изготовленная строительная продукция пожарно-технического назначения и должна быть дороже, чем продукция, не обладающая противопожарными характеристиками. Однако парадокс заключается в том, что сегодня  рынок предлагает продукцию, которая намного дешевле, чем она стоила 10 – 15 лет назад. По данным исследований, противопожарная дверь сегодня стоит процентов на 30 – 40 дешевле, чем в 2002 году. И это не технологический прорыв и не результат конкурентной борьбы. Так происходит потому, что рынок наводнила дешевая контрафактная и фальсифицированная  продукция. Одна из главных причин – в стране аккредитовано заведомо избыточное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые выдают (читай, продают) «левые» сертификаты соответствия – их, по данным Ассоциации производителей продукции пожарно-технического назначения «Союз-01»,  около 80 %. Статья 3 Закона № 184-ФЗ «Принципы технического регулирования» гласит: «Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации». Кто-то воспринял это как своеобразное «руководство к действию». Более того, сегодня на всех «сертификатчиков» не хватает производителей, на них идет охота. Органы по сертификации делают самые невероятные предложения изготовителю, испытательные лаборатории идут на фальсификацию результатов испытаний, в сертификатах соответствия продукция просто не идентифицируется. Непонятно, что испытали, а что продают!

И хотя закон предусматривает достаточно жесткое наказание испытательных лабораторий и органов по сертификации за допускаемые нарушения – от огромных штрафов до лишения аккредитации – «воз и ныне там». Так что если вам поставили противопожарные двери, окна, перегородки, не факт, что они на самом деле противопожарные. Я бы не стал приобретать продукцию пожарно-технического назначения ни с какими другими сертификатами соответствия, кроме как от ВНИИПО МЧС России, лаборатории «Огнестойкость» при ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко или НИИ 26 Минобороны. Обратите внимание на то, как сертификация продукции пожарно-технического назначения проходит в Беларуси. Там одна, что немаловажно, государственная лаборатория – гарант полной надежности и достоверности полученных результатов. Главное – здесь нет места коммерции. Прозрачность действий и простота контроля.  

И еще: беда в том, что мы с вами не имеем права голоса при приемке в эксплуатацию объектов недвижимости. Реальный потребитель продукции в цепочке принятия решений отсутствует!

 

– Какие меры нужно предпринять, на ваш взгляд, чтобы навести порядок на рынке строительных материалов и конструкций?

– Прежде всего, по моему мнению, нужно навести жесткий порядок с сертификацией. Возможно, вновь сделать эту систему полностью государственной. Жестко наказывать нарушителей законов. Ужесточить наказания за нарушения проведения процедуры сертификации вплоть до уголовного. Повысить роль страховых компаний при приемке зданий в эксплуатацию. Сегодня в случае ЧП виноватых не найдешь. Пожарные лаборатории дальше определения очага возгорания, как правило, не идут. За границей здания и сооружения страхуются, без этого их не допустят к эксплуатации. Сегодня у нас в стране за безопасность зданий и сооружений, как правило, отвечает владелец. А если он безответственный, некомпетентный человек? Страховые же компании рублем отвечают за застрахованный объект, и они не заинтересованы в сокрытии негативных фактов. Все же просто!

А если происходящее выходит за грань формальной логики, «ищи, кому выгодно».

 

– Спасибо за интересную беседу.

 

Татьяна ШАВИНА 

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо