ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ростехнадзор: у СРО с зависшими в банках компфондами шансов нет
15.09.2017

Ростехнадзор: у СРО с зависшими в банках компфондами шансов нет

Ростехнадзор в преддверии 1 октября, когда он должен будет решить судьбу 500 саморегулируемых организаций строительной отрасли, высказал свою позицию о том, как именно он будет считать наличие или отсутствие компенсационных фондов СРО.

Официальная позиция РТН, если ее перевести с чиновничьего языка на русский, такова: у всех СРО, у которых компенсационные фонды полностью или частично оказались утраченными или зависшими в банках с отозванными лицензиями, шансов остаться в государственном реестре СРО нет. Причем шансов нет и у тех СРО, которые собрали деньги со своих членов и попытались восполнить компфонд, поскольку, по мнению Ростехнадзора, они не имели права этого делать. А те СРО, которые не смоги перевести весь компенсационный фонд на спецсчета до 1 сентября 2017 г. (а понятие «весь» включает и зависшие средства), тем более не имеют права на существование. Официальный текст документа приводится ниже.

По мнению ряда юристов, к которым Агентство новостей «Строительный бизнес» обратилось за комментариями, позиция Ростехнадзора не содержит противоречий и является достаточно четкой. Согласно этой позиции Ростехнадзор после 1 октября с.г. может исключить во внесудебном порядке из госреестра около 230 СРО, в том числе, более 150 – строительных.

Отметим, что в августе этого года первый замминистра строительства и ЖКХ России Леонид Ставицкий в письме на имя вице-премьера Дмитрия Козака указывал, что в случае именно такой позиции Ростехнадзора после 1 октября 2017 года может быть прекращен статус одновременно у 232 СРО (47%  от общего количества). В ряде регионов – Мордовии, Владимирской, Волгоградской и Ростовской областях потребуется создание новых строительных СРО. Более 100 тысяч изыскательских, проектных и строительных компаний (60% от общего количества) будут вынуждены искать себе другие СРО и нести материальные затраты. При этом этими компаниями будет приостановлено исполнение контрактов, в том числе, и государственых контрактов, что приведет к значительным финансовым убыткам и банкротству организаций, а также срыву строительства многих объектов, финансируемых из госбюджета.

Однако, как показывает разъяснение Ростехнадзора, мнение Минстроя России учтено не будет. Таким образом, только в Москве могут быть исключены из госреестра около 50 СРО, в которых состоит, как минимум, 15 тысяч строительных компаний. Напомним, что полностью сохранили свои компенсационные фонты чуть более 20 московских СРО. Таким образом, в ближайшее время мы будем наблюдать новую волну переходов строительных компаний  - теперь уже из ликвидированных СРО в надежные, со сформированными компфондами и безупречной репутацией.
*******
Официальный текст разъяснения Ростехнадзора:
«В соответствии с общей нормой части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) восстановление средств компенсационного фонда саморегулируемой организации осуществляется исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Из системного толкования положений Кодекса следует, что восстановлению компенсационного фонда должно предшествовать его формирование и размещение (инвестирование).
Согласно специальной норме части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ) размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемой организацией на основании документов, представленных ее членами, с учетом, в том числе, ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой саморегулируемой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство.
По общему правилу статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора). В соответствии с частью 4 статьи 149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, до момента ликвидации кредитного учреждения, признанного несостоятельным, размещенные в нем средства саморегулируемой организации должны учитываться при формировании компенсационных фондов и, следовательно, факт такого размещения не может служить основанием для восстановления соответствующего компенсационного фонда, т.е. до окончания конкурсного производства и ликвидации кредитной организации размер утраченных средств (убытков) саморегулируемой организации определен быть не может.
При этом помимо обязанности по формированию компенсационных фондов статьей 55.16-1 Кодекса установлена обязанность по размещению средств данных компенсационных фондов на специальных банковских счетах. Неисполнение такой обязанности является основанием для исключения саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ. Указанное положение обосновано невозможностью практической реализации основной функции СРО – обеспечения имущественной ответственности членов – в случае неразмещения средств компенсационного фонда в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ с 1 октября 2017 г. Ростехнадзор обязан принять решение об исключении сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций о некоммерческих организациях, имеющих статус саморегулируемой организации, не разместивших или разместивших не в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 г., или средства компенсационного фонда возмещения вреда, и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, если иное не будет установлено вышеуказанным законом или Градостроительным кодексом Российской Федерации».

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо