ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
А в Рязани — рост строительства, новые проекты, заводы и путешественники
27.08.2017
Развитие регионов

А в Рязани — рост строительства, новые проекты, заводы и путешественники

Темпы строительства жилья в области – одни из самых высоких в России, теперь возьмутся за дороги

В разгар лета хочется говорить о туристических маршрутах, базах отдыха и способах подъезда к интересным и живописным местам. И как нельзя кстати подходит регион, расположенный на берегах Оки, включающий в себя знаменитый Мещёрский национальный парк и родину великого русского поэта Сергея Есенина. Об этом и многом другом – в интервью с врио губернатора Рязанской области Николаем Любимовым.

- Николай Викторович, начнем с основополагающего вопроса - какое место в экономике региона занимает строительная отрасль и строительная индустрия?

- Доля строительной отрасли Рязанской области во внутреннем региональном продукте составляет 15,1%. За I квартал текущего года предприятия выпустили строительных материалов более, чем на 5,9 млрд рублей, а это на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

Кроме того, по итогам пяти месяцев этого года мы вышли на умеренные темпы роста промышленного производства – индекс составил 106,8%. Положительная динамика наблюдалась в добыче полезных ископаемых – 106,3%; в обрабатывающих производствах – 107,9%; в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 100,1%.

Индекс промышленного производства (ИПП) прочих неметаллических минеральных продуктов, к которому относится стройиндустрия, за те же пять месяцев составил 98,4% к уровню аналогичного периода прошлого года. Вместе с тем объем отгруженных товаров и выполненных работ и услуг по этому производству увеличился на 8,9%, составив 11 470 млн руб. Незначительное снижение ИПП связано со снижением объемов производства на 17,2% силикатных блоков и на 8% рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов из-за сокращения строительства с применением этих материалов.

Одновременно увеличились объемы производства бетонных плит и панелей на 2,5%, блоков и прочих изделий из бетона и камня на 2,8%, готового бетона на 19%. 

Конечно, основными причинами снижения объемов производства являются и резкое сокращение количества малых и средних строительных организаций области в связи с внесением изменений в ФЗ-214 в части ужесточения требований к финансовой устойчивости застройщиков, и высокая конкуренция на рынке строительных материалов, и активный переход застройщиков к монолитному домостроению.

 

- Расскажите, что уже построено в регионе, и какие планы на этот и последующие годы?

- Мы сохранили положительную динамику ввода жилья по итогам 6 месяцев этого года, построив 340 тыс. кв. м жилья и более чем на 14% превысив показатели прошлого года. Сейчас в стадии строительства находится более 1,7 млн кв. м жилья, до конца года планируем ввести 710 тыс. кв. м.

В этом году мы продолжили строительство и введем в эксплуатацию такие социально-значимые для региона объекты, как две общеобразовательные школы в г. Рязани и Скопинском районе, центр единоборств, физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Кораблино, детский сад на 220 мест в микрорайоне Канищево, детский технопарк кванториум «Дружба». Ввод комплекса зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г. Рязани намечен на 2019 г.

Кроме того, начато строительство школ в Александро-Невском и Захаровском районах, реконструкция стадиона в р.п. Старожилово. Будут построены фельдшерско-акушерские пункты в Сараевском и Рыбновском районах.

В 2018 г. в рамках ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. мы планируем построить два детских сада на 220 мест по ул. Зубковой и на 224 места в микрорайоне Кальное г. Рязани, а также школу на 500 учащихся.

На ближайшую перспективу у нас запланировано строительство нескольких новых производств. В 2018 г. - это технологическая линия ЗАО «Михайловцемент» по производству цемента сухим способом с объемом инвестиций 9 млрд руб. и второй этап строительства завода «Бервел».  Также продолжат развиваться проекты группы компании «ТехноНиколь»  - производство антиморозийных гидроизоляционных добавок  с объемом инвестиций в 2018 г. 150 млн руб. и  производство водосточных систем с инвестициями в сентябре 2018 г. в 250 млн руб. Кроме того, строится первая очередь ДСК «Коловрат» по производству железобетонных конструкций для сборно-монолитного каркасного домостроения этажностью до 25 этажей – в 3 квартале 2017 г. с объемом инвестиций 370 млн руб., а вторая очередь будет построена в 2018 г. Ведется строительство первой очереди завода по производству извести с объемом инвестиций 5 млрд руб. ООО «Касимовнеруд», сдача намечена на 2019 г.

 

- Одна из самых важных отраслей экономики Рязанской области – это туризм. Что уже построено и какие объекты планируется ввести для привлечения туристов?

- В последние несколько лет мы наблюдаем активную реализацию инвестиционных проектов в туристическом сегменте: строятся туристические комплексы с разнообразной инфраструктурой для организации семейного, спортивного, оздоровительного и делового отдыха. В 2016 г. Рязань несколько раз входила в TOП-10 популярных для недорогих путешествий городов.

Самым крупным проектом в истории региональной туриндустрии стал проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Рязанский», в рамках которого уже функционируют отели, рестораны, аквапарк, конференц-площадки, развлекательная и спортивная инфраструктура, созданы парковые и рекреационные зоны. В его состав входит 7 туристических комплексов, 4 из которых уже функционируют. Объем вложенных инвесторами средств составляет более 2,6 млрд руб., а за счет бюджетных средств была построена вся необходимая инфраструктура.

В 2017 г. в рамках проекта мы планируем завершить строительство туристического комплекса «Рыбацкая деревня» и приступить к строительству экопарка «Поляны» и туристско-гостиничного комплекса «С. Есенин», завершить которые планируем в 2019 г.

Одновременно появляются и другие объекты – мини-отели, хостелы, базы отдыха и комплексы, обладающие эксклюзивной инфраструктурой, например, «Атрон-трек» с гоночной трассой, не имеющей аналогов в России.

Необходимо отметить, что качественная инфраструктура создается и в муниципальных образованиях региона. Так, в Скопине в конце 2016 г. открылись две мини-гостиницы -«Гостиный двор» и «Базилик Скопин», это позволит городу наряду с экскурсионными программами предложить 2-3-дневные маршруты. В перспективе появление еще нескольких гостиниц под брендом «Базилик» в Кораблинском, Шацком, Пронском и Александро-Невском районах.

Правительством области ведется активная работа по вовлечению в туристский оборот усадебных комплексов. Одним из положительных примеров можно назвать усадьбу «Дом Кастрова» в г. Касимов.

Особого внимания требует дальнейшее развитие знаковых для региона объектов. Государственный музей-заповедник Сергея Есенина ежегодно посещают свыше 300 тыс. экскурсантов. Есть план развития музея с созданием новых экспозиций и объектов показа, что позволит увеличить поток посетителей. В ближайшие 2 года совместно с Министерством культуры РФ будет завершено строительство музейного центра для размещения историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Также в планах создание центра А.И. Солженицына в г. Рязань и центра А.А. Тарковского в Путятинском районе.

Приятно отметить, что в вопросе создания объектов показа появились положительные сдвиги в привлечении инвестиционных средств, в реализации частных инициатив.

- Есть ли на территории региона отели и другие средства размещения, отвечающие международным требованиям?

- С будущего года привычная для нас система «звездности» будет введена, наконец, и в России, и, конечно, гостиницы Рязанской области с номерным фондом более 50 номеров будут иметь ту или иную категорию. К 2020 г. эта работа будет завершена в отношении всей региональной гостиничной инфраструктуры.

На сегодняшний день в Рязани на присвоение категории «4 звезды» претендуют 4 отеля, для большинства средств размещений характерна классификация «2 или 3 звезды».

В 2016 г. в регионе начал работать первый сетевой отель под российским брендом «AMAKS», представительства международных гостиничных сетей также проявляют интерес к развитию своего бизнеса в области. Надо сказать, на сегодняшний день региональный гостиничный бизнес вполне способен обеспечить качественный прием и обслуживание иностранных туристов.

- А каково состояние дорог в регионе?

- Увы, с отменой 1 января 2005 г. закона «О дорожных фондах в РФ» дорожная отрасль утратила стабильные источники финансирования, пополняясь по «остаточному» принципу, и в 2005 - 2012 гг. отрасль пришла в критическое состояние.

Считаем, что возобновление дорожных фондов – необходимая мера, предпринятая Правительством РФ для предотвращения дальнейшего упадка отрасли.

С 1 января 2012 г. с принятием Закона «О дорожном фонде Рязанской области» были определены постоянные и целевые источники финансирования отрасли, причем почти в 2 раза. Однако доходы дорожного фонда области не позволяют полностью решить эту проблему.

Низкий уровень финансирования в предыдущие годы привел к необратимому процессу старения и разрушения дорог. Большинство дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения очень низких категорий – IV и V, они были построены в 60-70 годы ХХ века и запроектированы под осевые нагрузки автомобилей 6 т. А в настоящее время фактические нагрузки на ось составляют до 11,5 т.

Сегодня 82,6% дорог в области не соответствуют нормативным требованиям, почти вся сеть требует ремонта, причем 50% - капитального.

 Из 458 мостов и путепроводов общей протяженностью 20 км 50% требуют неотложного ремонта и 40% - профилактических работ.

Ежегодно по нормативам на капитальный ремонт и содержание автодорог регионального значения требуется 17 млрд руб., но фактически из областного бюджета поступает не более 20% от необходимого объема. На дорогах местного значения ситуация аналогичная.

- И что же планируется сделать для приведения дорог в порядок?

- В этом году будет отремонтировано и капитально отремонтировано 99,5 км участков федеральной автодороги М-5 «Урал» и 382 п.м. мостов. Объем финансирования составил 3193,4 млн руб. Ремонту и капитальному ремонту также подлежат более 73 км федеральных автодорог Р-22 «Каспий» и Р-123 «Калуга – Тула – Михайлов – Рязань», в том числе за счет содержания 25,5 км будет выполнена поверхностная обработка и 43 п.м. путепровода. Объем финансирования составил 1396,9 млн руб.

На содержание, капитальный ремонт и ремонт автодорог регионального значения в 2017 г. выделено 3787 млн руб. из средств областного и федерального бюджетов. На них планируется отремонтировать 264 км дорог и 392 п.м. мостов и путепроводов; обеспечить круглогодичное содержание 6598 км дорог регионального значения. На ремонт 63 км местных дорог в муниципальные дорожные фонды планируется направить 1116 млн руб., из них 857 млн руб. – субсидии из областного бюджета; 259 млн руб. – акцизы на нефтепродукты.

Мы планируем в текущем году построить 15,2 км новых дорог. Это и продолжение строительства автодороги до д. Лопухи протяженностью 1,2 км; и строительство подъезда к д. Чаруши в Касимовском районе протяженностью 2,9 км – он на 15 км сократит расстояние проезда транспорта от н. п. Чаруши и Тимохино до г. Касимов. Также за счет субсидий из федерального и областного бюджетов будет построено 5 дорог местного значения протяженностью 8,5 км в Касимовском, Михайловском, Сараевском и Шиловском районах к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. За счет субсидий из областного бюджета будет построена дорога в с. Ленино Александро-Невского района, протяженностью 1,8 км и подъезд к п. Отрада Скопинского района, протяженностью 0,831 км.

- Какие новые проекты и технологии внедряются на строительстве дорог в Рязанской области?

- Применение новых прогрессивных технологий при выполнении работ на автодорогах области является требованием к заданию на проектирование. В основном же используются современные материалы и технологии, показавшие свою эффективность.

На дорогах с высокой интенсивностью движения транспорта в покрытиях используются щебеночно–мастичные асфальтобетонные смеси, приготовленные с добавлением современных вяжущих, повышающие физико-механические характеристики асфальтобетона.

Последним достижением в области ремонта дорожных одежд нежесткого типа стала технология глубокой холодной регенерации, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды. Главное преимущество этой технологии – снижение стоимости по сравнению с полной заменой традиционным методом в среднем до 25% и повышение качества покрытия.

Для армирования основания дорожной одежды при новом строительстве дорог применялись геотекстили и георешетки, вместо традиционных железобетонных водопропускных труб широко используются металлические спиральновитые гофрированные трубы, выпускаемые Рязанским предприятием «Туборус».

На мостовом полотне в нижнем слое покрытия применяется литой асфальтобетон, который служит и в качестве защитного слоя, и дополнительной гидроизоляцией. Его применение позволяет исключать из проектов защитный слой гидроизоляции из армированного бетона.

Внедрение новых материалов позволяет достичь экономического эффекта и увеличение общего срока службы наших дорог, по которым к нам должны приехать и туристы, и инвесторы.

 

- Спасибо, Николай Викторович, за познавательную беседу!

 

Галина Крупен

 

 

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо