ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Российское <br />
лифтостроение: <br />
отрасль на подъеме
28.05.2017
Вертикальный транспорт

Российское
лифтостроение:
отрасль на подъеме

Что показала международная лифтовая выставка Russian Elevator Week — 2017

«Лучшим лифтом» признали подъемник ЩЛЗ

Основное впечатление прошедшей выставки — отечественное лифтостроение очень востребовано. В сравнение с 2015 годом присутствовало заметно больше российских компаний. Из 19 стран в Москву приехали известные фирмы — KLEEMANN, Vega, Wittur, Shanghai Mitsubishi Elevator Co, ORONA и другие.

Внимание к нашим участникам со стороны посетителей было ничуть не меньше, чем к мировым брендам.

Заметно выделялись экспозиции Щербинского, Карачаровского и Могилевского (Беларусь) лифтостроительных заводов, которые остаются по-прежнему столпами отечественного рынка. Но появились и новые производители. Кто в позапрошлом году слышал про чебоксарский завод «Эльбрус»? Никто, его просто не было. А сейчас возле просторного стенда предприятия с интересом останавливались посетители. Чебоксарский завод создан в рамках одноименного холдинга с самыми разными направления деятельности — бизнес считает вложение в лифтостроение делом выгодным.

Предприятия демонстрировали по нескольку моделей лифтов. Определенным стимулом к развитию отрасли послужили региональные программы капитального ремонта, которые предусматривают замену изношенных лифтов новыми. Изготовление лифта в рамках программы имеет свои особенности. Он должен быть современным, но при этом соответствовать габаритам прежней шахты и прочим особенностям старого здания.

На выставке были представлены лифты для… малоэтажного строительства. Давно отменена норма, предписывающая оборудовать лифтами здания только выше пяти этажей. Теперь при желании жильцы могут установить лифт и в двух-, и в трехэтажном доме. И устанавливают. В том числе, в коттеджах. Иногда хозяева загородных домов обзаводятся лифтом для того, чтобы опускать и поднимать груз из подпола.

Все шире становится номенклатура грузовых лифтов. Предлагаются не просто грузовые лифты, а предназначенные конкретно для больниц, элеваторов, пищеблоков и др.

Каждый год на выставке проводится конкурс на лучший экспонат. Председатель конкурсной комиссии, заместитель директора института инженерно-экологического строительства и механизации МГСУ Михаил Степанов возглавлял аналогичную комиссию в 2015 году. Он признался, что не ожидал увидеть такое большое количество свежих интересных разработок. Как и в прошлый раз, конкурс проводился по семи номинациям. И в некоторых номинациях оказалось по два победителя. По сравнению с выставкой 2015 года дополнительно присуждено 15 поощрительных призов.

Гран При «Лучший лифт выставки» второй раз подряд завоевал Щербинской лифтостроительный завод. Специалисты отмечают особенности конструкции этого лифта. Противовес находится сзади кабины, а не сбоку, поэтому лифт помещается в узкой шахте. Параметры лифта делают его пригодным для установки в домах как новой, так и старой постройки.

 

Как «OTIS» и даже лучше

По мнению Михаила Степанова, в лифтостроении произошло реальное замещение импорта. Серийные изделия выпускаются почти полностью из отечественных комплектующих.

Одним из основных механизмов лифта является лебедка. Сравнительно недавно конструкторы выбирали между европейской и корейской, в крайнем случае, белорусской лебедкой. Теперь этот механизм изготавливают несколько российских заводов. В том числе более современные и более сложные безредукторные лебедки. Компания «Европейские подъемные машины» (Ярославская обл., г. Тутаев) также привезла совершенно новый образец безредукторной лебедки. На стенде компании рассказали, что изначально они ориентировались на конструкцию фирмы «OTIS». В настоящее время тутаевская лебедка проходит обкатку на Щербинском заводе.

Сарапульский электрогенераторный завод выпускает безредукторные лебедки уже серийно. По некоторым отзывам, по ряду показателей они превосходят аналоги «OTIS» — наши более бесшумны, меньше вибрируют.

Московская компания НПЦ-47 «Электропривод» представила на выставке шкаф управления для лифтов без машинного отделения. Это оборудование установлено уже в 800 успешно эксплуатируемых лифтах — как эконом-, так и бизнес-класса. Среди многочисленных функций шкафа управления есть и функция эвакуации пассажиров в случае исчезновения питающего напряжения.

Однако поле импортозамещения остается еще широким, а местами его даже не начинали пахать

— Лидеры мирового лифтостроения в современных моделях заменили стальные канаты тягловыми ремнями. У нас их до сих пор не производят. И на выставке не было представлено ни одного (!) отечественного, хотя бы опытного образца, — сокрушается Михаил Степанов.

Похоже, все привыкли к отсутствию отечественных комплектующих элементов для электроники. В России они либо не выпускаются, либо стоят слишком дорого, говорят конструкторы. В результате для серийного производства применяется китайская электроника.

Особо сложных лифтов требует высотное строительство, набирающее в стране темпы. Такие лифты закупаются за границей. Поручать их изготовление отечественным производителям, видимо, опасаются.

Редкий случай — Щербинский завод получил заказ на проектирование лифта для 64-этажного здания. Проект выполнен, и предприятие готово его реализовать. Главный конструктор завода Сергей Павлов вспоминает, что однажды они сделали лифт для здания высотой 195 м. Готовы делать и для более высоких сооружений, говорит он. Но — нет заказов. Нет заказов —не развивается производство отечественных комплектующих, не набираются опыта заводы.

Решения, удобные всем

На выставке демонстрировались разнообразные подъемники, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями.

 Реализация государственной программы «Доступная среда», направленная на создание таким людям достойных условий жизни, требует большого количества подъемного оборудования — для установки его в общественных зданиях, подземных переходах и т.д. Наличие таких устройств не помешает даже в стандартных жилых домах с лифтом. Ведь к лифту надо подниматься по ступенькам, что в инвалидной коляске осуществить очень непросто.

 Первоначально за изготовление подъемников с энтузиазмом взялись самые разные организации. Но вскоре стало очевидно, что сделать удобный и безопасный механизм получается у немногих. Одним из пионеров в этой сфере является ОКБ «Турбомаш» (Москва). На прошедшей выставке «Турбомаш» демонстрировал платформу с наклонным перемещением. Длина ее доходит до 30 м, вертикально она поднимается на 2 м. На пультах управления установлены кнопки с подсветкой и кодом Брайля — в помощь слабовидящим. Платформа оснащены ограждениями, чтобы люди с нее не падали.

На стенде ОАО «Мослифт» была представлена вертикальная платформа. Она может поднимать 400 кг на высоту до четырех метров. И тоже имеет визуальную подсветку и ограждение. В столице смонтировано почти 1000 таких механизмов, сказали в «Мослифте».

«Мослифт» участвует в программе капитального ремонта жилых домов, которая включает и замену лифтов. Компания не только устанавливает новые лифты, но и старается приспособить их для маломобильных людей. «В двери старых пассажирских лифтов инвалидные коляски не проходят. В процессе ремонта мы расширяем двери так, чтобы коляска могла заехать в лифт», — рассказывает главный инженер «Мослифта» Евгений Нестратов.

Требования к созданию безбарьерной среды заставляют проектировщиков зданий, а следом и производителей лифтов принимать нестандартные решения. «По идее сейчас подъемники надо сразу закладывать в проект дома, — говорит технический директор компании «Сиблифт» Дмитрий Горст (Омск). — Но появились проекты, где они не нужны, потому что лифт устанавливается на уровне «земли». Для таких домов мы делаем лифты с широкими проходными кабинами».

Кабина называется проходной (по аналогии с комнатой), поскольку она имеет две двери — напротив друг друга. На первом этаже пассажиры заходят в одну дверь, а на своем выходят в противоположную. Ширина кабины — два метра. Инвалидная коляска помещается свободно. Вход в такой лифт можно делать хоть с улицы. Говорят, лифты уже оценили в Нижневартовске.

Специалисты НПО «Комплекс» (Екатеринбург) придумали, как научить лифт воспринимать человеческую речь. На заводе «Витчел» (Челябинская обл.) их идею реализовали. Вы заходите в кабину и называете этаж, лифт послушно едет. Кнопки нажимать не надо. Отличный вариант для людей с плохим зрением! Да и просто удобно, если у пассажира заняты руки. Правда, представители завода затруднились ответить, поймет ли лифт иностранный язык?

Техника без опасности

Для нас, пассажиров, самый главный вопрос — безопасность. То там, то тут читаешь сообщения: трос оборвется, лифт упал. Кто-то погиб…

 — Конструкция лифта надежна. К ней предъявляются почти такие же требования как к самолету. Не может лифт упасть, — горячится конструктор Могилевского лифтостроительного завода Вячеслав Соленков.

Получается, конструкция лифта надежна, но люди гибнут.

Конструкторы единодушны: в устройстве лифтов предусмотрена страховка чуть ли не на все случаи жизни — обрыв троса, внезапное отключение электроэнергии и т.д. Представители заводов обязательно выезжают на место ЧП и говорят, что аварии нередко происходят в результате ошибок монтажа и обслуживания лифта. Но пятно ложится, прежде всего, на репутацию производителя. Не случайно тот же OTIS сам обслуживает свои лифты. Примеру OTISа планирует последовать Карачаровский механический завод, сказали на стенде предприятия.

Уровень монтажа и сервиса в России очень разный. В одной лифтостроительной компании признались: когда им заказывают лифт, они сначала интересуются, сколько и каких ЧП на счету потенциального покупателя, а потом уже заключают с ним договор.

Надо думать, монтажникам и сотрудникам сервисных служб тоже есть что сказать своим оппонентам. Но их, за исключением «Мослифта», не было среди участников выставки. А почему бы не собрать круглый стол с участием всех заинтересованных сторон и не обсудить столь острые вопросы, касающиеся абсолютно всех? Ведь конструкторы и монтажники тоже бывают пассажирами…

Елена БАБАК

От редакции. Обращало на себя внимание огромное количество посетителей во все три дня работы выставки. В какие-то моменты в большущем павильоне было действительно, что называется, «не протолкнуться»! А ведь это — выставка не для «обывателя» — ее посетители — специалисты, профессионалы. И если брать в сравнении с прошлой выставкой, «плотность населения» среди посетителей даже не глаз на этот раз была значительно выше. Но что особенно приятно — было много молодежи. Это значит, что молодые специалисты, скорее всего, возьмут с этой выставки все лучшее из мирового лифтостроения, что на ней было представлено, и уже завтра станут закладывать эти новинки в свои будущие проекты зданий и сооружений.

И это радует!

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо