ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Приказано уничтожить: Минстрой России призвал на борьбу с новым ТК свой Общественный совет
25.09.2016

Приказано уничтожить: Минстрой России призвал на борьбу с новым ТК свой Общественный совет

Инициатива Ассоциации НАППАН о формировании нового технического комитета «Стройматериалы/изделия и конструкции» вызывает тем большее неприятие Минстроя России, чем активнее идет его создание.

23 сентября в борьбу с неугодным комитетом вступил Общественный совет при Минстрое России, возглавляемый Сергеем Степашиным. На заседание Президиума ОС собралось около 20 человек, а в повестке дня первым значился вопрос о сохранении единства системы технического регулирования в строительстве.

С докладом по первому вопросу выступил глава ФАУ «ФЦС» Дмитрий Михеев. Он рассказал, как активно работает его структура над экспертизой и выпуском новых стандартов и сводов правил, о планах принять либо актуализировать в ближайшие три года более 350 новых документов. Впервые за 20 лет Россия в этом году актуализировала свое членство в Международной организации по стандартизации, в ТК 465 создано 17 подкомитетов – дублеров системы ISO. Ежегодно утверждается около 100 стандартов, причем 80% из них межгосударственные. При этом 60% стандартов – это стандарты на стройматериалы и 40% - на изделия и конструкции.

То есть, по мнению Д.Михеева, ТК 465 работает активно и производительно, а создание нового технического комитета приведет к дублированию требований к строительным материалам и изделиям и, более того, к лоббированию отдельными производителями стандартов низкого качества и к ограничению конкуренции на рынке.

Напомним, что около месяца назад Росстандарт объявил о формировании нового технического комитета «Строительстве материалы/изделия и конструкции». Инициатором создания комитета выступила Ассоциация НАППАН, однако на сегодняшний момент уже более 50 организаций подали заявки на вхождение в новый комитет, формирование которого закончится 8 ноября. Главной причиной создания нового комитета организаторы называют перегруженность огромного ТК 465 «Строительство», который сейчас отвечает практически за все техническое регулирование в строительной отрасли. Комитет является самым большим в России и состоит из 28 подкомитетов и 7 рабочих групп. Тематика – от трубопроводов до текстильных материалов. ФАУ «Федеральный центр стандартизации», который отвечает за организационную сторону работы ТК 465, по мнению ряда экспертов, с такой нагрузкой не справляется, и поэтому необходимые отрасли стандарты выходят медленно и далеко не такого качества, как были бы нужны.

Более того, еще в 2014 году в экспертном заключении рабочей группы по строительству Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации отмечалось, что действующая структура комитета «делает ТК чрезвычайно громоздким при организации его деятельности: практически невозможно провести его общее заседание в целях планирования работ и принятия решений в рамках единого ТК. Формирование планов работ по разработке нормативных документов в строительстве проходит кулуарно, без обсуждения с экспертным сообществом и не рассматривается на заседаниях ТК 465. Основной критерий включения документа в план разработки – финансовое обеспечение работы секретариата ТК 465 (Федеральное автономное учреждение ФАУ ФЦС) по экспертизе и подготовке документов к утверждению. При таких принципах формирования плана в нем оказываются абсолютно разные по значимости, обоснованности и обеспеченности поддерживающими документами позиции, которые затем не встраиваются в систему нормативных документов в строительстве.

Организация работ в секретариате ТК 465 не позволяет качественно и в необходимые сроки организовать работы по стандартизации. Вследствие конфликта интересов секретариат ТК 465 (ФАУ ФЦС) на протяжении многих лет не включает в программу национальной и межгосударственной стандартизации разработку стандартов на фасадные, светопрозрачные и др. системы и конструкции, а также на применяемые строительные материалы и изделия (фиброцементные  плиты, керамогранит, металлокомпозитные панели, теплоизоляционные материалы и др.)».

Чтобы выправить ситуацию, рабочая группа предлагала еще 2 года назад разделить ТК 465 на 6 самостоятельных комитетов по крупным направлениям. В том числе, должен был быть создан и ТК по строительным материалам. Однако Минстрой России тогда настоял на сохранении действующей структуры ТК 465, обещая максимально оптимизировать работу комитета. К сожалению, этого не произошло.

Именно поэтому производители строительных материалов, заинтересованные в более оперативной работе над стандартами, решили организовать новый ТК, и Росстандарт в рамках своих полномочий, изучив приведенные аргументы, данную инициативу фактически поддержал.

Практически сразу же после выхода приказа Росстандарта со стороны Минстроя России последовала крайне негативная реакция: утверждалось, что создание нового ТК и вывод из-под ведения Минстроя России стандартизацию строительных материалов повлечет за собой развал единой системы стандартизации и технического регулирования в строительной отрасли. При этом Минстрой России около года назад добровольно отдал всю стройиндустрию в ведение Министерства промышленности и торговли, и тогда на сетования о разрыве единого процесса в строительстве руководство Минстроя внимания не обратило.

Последовавшие за реакцией Минстроя России письма от имени Национального объединения производителей стройматериалов и Национального объединения строителей о том, что создание нового ТК вредно, разрушительно и ведет к экспансии на российский рынок европейских производителей, призваны были обратить внимание вице-премьера Дмитрия Козака на недопустимость подобной ситуации. На этом фоне срочный созыв Президиума Общественного совета Минстроя России должен был стать еще одним аргументом в борьбе за уничтожение нового ТК.

Тот факт, что на заседание президиума ОС не были приглашены инициаторы создания ТК и никто не задал вопрос: а, почему, собственно, возникла эта идея? – говорит сам за себя. О причинах подобного демарша в Минстрое предпочитают не задумываться, будучи уверенными, что это «инициатива одной из организаций, чтобы оправдать свое существование (слова С.Степашина)». Кроме того, оказалось, что члены Общественного Совета и представители Минстроя России не уверены, что новый комитет, который, по всей видимости, будет курировать Минпромторг, примет стандарты соответствующего качества, поскольку неизвестно, что они там наработают. Более того, стандарты, разработанные в данном комитете, по мнению вступавших на президиуме ОС, могут не отвечать требованиям безопасности строительства, за которое в целом несет ответственность Минстрой России. То есть, было выражено довольно определенное недоверие коллегам из родственного министерства, неспособным понять всю остроту и глубину данной проблемы. Почему два комитета и два министерства не смогут согласовать свои требования к одному и тому же процессу, объяснено не было.

При этом все участники данного спора скромно умалчивают об одном из аспектов этого конфликта, а именно – о деньгах. Очевидно, что экспертиза стандартов  - процедура оплачиваемая, и ФАУ «ФЦС» бесплатно не работает. По неофициальной информации, 2-3 года назад экспертиза и утверждение стандарта стоили от 200 до 300 тысяч рублей, год назад – около 800 тысяч, сейчас источники АНСБ назвали цифру более 1 миллиона рублей. Понятно, что работа экспертов должна оплачиваться, как и понятно желание ФАУ «ФЦС» сохранить за собой весьма существенные финансовые потоки – при этом сохранить навсегда.

Отметим, что выступивший на заседании Президиума ОС бывший замминистра регионально развития Илья Пономарев предложил Минстрою России направить все усилия на то, чтобы ТК 465 из ведения Росстандарта был переведен в ведение Минстроя России. И хотя в рамках действующей системы  стандартизации все ТК находятся в ведении Росстандарта, Илья Пономарев назвал перевод ТК главной задачей Минстроя России.

Коллегу успокоил замминистра Хамит Мавлияров, который рассказал, что в настоящее время Минстрой России разработал и проводит согласование проекта поправок в закон «О техническом регулировании в Российской Федерации» и в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», где вопрос перетягивания ТК 465 под Минстрой попытаются решить. Кроме того, Минстрой предлагает создать некий «экспертный ТК», который будет полностью «минстроевским» и будет проводить экспертную оценку всех стандартов, сводов правил и иных документов в области строительства. Правда, как посетовал Мавлияров, законопроект очень трудно проходит процедуру согласования – нужно получить положительное мнение от 13 министерств и ведомств, а это весьма непросто.

Сергей Степашин пообещал всяческое содействие со стороны Общественного совета, а пока было решено направить письмо Дмитрию Козаку с мнением Общественного совета о недопустимости создания нового ТК, а также в Государственную Думу с поддержкой законопроекта, если и когда он туда поступит.

Завершая обсуждение данного вопроса, министр строительства Михаил Мень твердо заявил, что ответственность за безопасность зданий должна лежать на одном ведомстве, ТК 465 должен курировать в полном объеме Минстрой России. Важно, чтобы ТК 465 возглавлял представитель Минстроя, а организационную работу обеспечивала структура Минстроя России - ФАУ "ФЦС".

Елена Шинкоренко

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо